Грани законности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:54, реферат

Описание работы

Цель работы проанализировать достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права.
В соответствии с заявленной целью поставим следующие задачи:
• рассмотреть проблемы и гарантии законности;
• представить обеспечение и укрепление законности в РФ.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Грани законности.
1.1.Законность: содержание, признаки…………………………………….....4
1. 2.Принципы законности………………………………………………….....8
1. 3.Гарантии законности и их виды………………………………………...12
Глава 2. Проблемы реализации законности в Российской Федерации.
2.1.Причины нарушения законности в РФ…………………………………18
2. 2.Трудности реализации российского законодательства……………….25
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 53.06 Кб (Скачать)

 Точность означает  «достижение наибольшего соответствия  между идеей, мыслью и воплощением  этой мысли в законодательной формуле».

 Любые нарушения критериев  языкового аспектов закона затрудняют  восприятие текста нормативных  актов, создают ситуации, когда  заинтересованные лица неправильно  понимают соответствующие нормативно  – правовые предписания либо  вовсе не могут понять смысл  и содержание нормы права, что  затрудняет её надлежащее соблюдение  и использование.

Верховенство закона.

 Данный принцип понимается, как подчинённость ему всех  иных нормативных правовых актов  и актов применения права. В  Российской Федерации наивысшую  юридическую силу имеет Конституция.  Стало быть, данный принцип предполагает  соблюдение иерархии источников  права (Конституция – закон  – указ) в рамках правового  государства каким провозгласила  себя Россия в

 Конституции РФ (ст.1). В данной связи в вопросе реализации данного принципа особого внимания заслуживает конкуренция между актами Президента РФ и федеральными законами. Согласно Конституции РФ (ст.90), обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы распоряжения

 Тем самым подрываются  общие правовые основы всей  системы нормативных актов и  нормативно – правовая база  законности. Думается, что данную  коллизию между законом и указом  следует решить в пользу верховенства  закона посредством внесения  поправок в Конституцию или  соответствующего толкования

Принцип равенства всех перед  законом.

Этот принцип состоит  в том, что в процессе реализации законов и в равной степени  нести ответственность перед  законом в случае его нарушения.

  Никакое должностное, социальное имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к той или иной национальности, партии и т.д. не освобождают от соблюдения законов и от ответственности за их нарушение. Однако данный принцип имеет ряд недостатков в практике реализации. Неравенство в некоторых случаях существует законодательно, т.е. нормы права по существу закрепляют неравенство субъектов права в их субъективных правах. Так, установление в ряде санкций статей Особенной части УК РФ альтернативно таких видов законодательства, как штраф и лишение свободы представляется равнозначным допустимости их взаимной замены, что ставит граждан в неравное положение в зависимости от имущественного положения.

 Принцип неотвратимости  юридической ответственности. Данный  принцип важнейший и необходимый  для укрепления законности, поскольку  эффективность его применения  определяется не жесткостью, а  неотвратимостью. Понятие юридической  ответственности шире понятия  наказания, т.к. действующие законодательство  не ставит перед собой цели  во всех случаях применить к субъекту санкцию. Об этом свидетельствует институт освобождения от ответственности в уголовном, административном, гражданском праве.

Таким образом, главное требование законности с точки зрения данного  принципа заключается в том, чтобы  ответственность имела место  лишь за деяние, предусмотренное законом, и только в пределах закона.

 

1. 3 Понятие и виды гарантий законности

 Препятствием нарушения  законности является развитие  системы гарантий законности, под  которыми понимается обусловленная  закономерностями общественного  развития система условий и  средств, посредством которых, обеспечивается законность. В юридической литературе выделяются общие и специальные гарантии. К первой группе относятся экономические, политические, нравственно – духовные и общественные гарантии, а ко второй собственно юридические.

 Экономические гарантии  – являются одними из основных  гарантий законности. Все существенные  изменения в экономической жизни  страны неизбежно отражают состояние  законности. Кризис в экономической  сфере ведёт к ослаблению законности. И, наоборот, усиление, упрочнение  в стране экономических гарантий  имеет результатом укрепление  законности в стране.

 Среди экономических,  гарантий выделяют многообразные  формы собственности, существование  предпринимательства, рынка, конкуренции,  многоукладность экономики, рынка  товаров, капиталов, труда. А  также уровень благосостояния  страны, ресурсов, реальные материальные  средства обеспечения юридических  прав и обязанностей. Материальное  обеспечение является основной  предпосылкой реальности прав  и свобод, провозглашённых в законодательстве.

 Политические гарантии  законности – это вся политическая  система, функционирование всей  политической организации общества, ведущее место в которой занимает  государство. Принципы организации  и деятельности всех органов  государственной власти обеспечивают, отражают политический режим  демократии (в частности, принципы  полновластия народа, разделение  властей и т.д.). Подлинный демократизм  общества, разделение властей, политический  плюрализм, гласность, свобода  печати являются предпосылками  законности.

Духовными гарантиями законности выступают различные факторы  общественного сознания и культуры: мировоззрение, правосознание, признание  действующей Конституции идеологического  многообразия, высокий уровень общей  и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям  права, а также образованность, высокий  профессионализм работников государственных  органов, развитие юридической науки. Правовая культура граждан и должностных  лиц, правосознание, основанное на признании  абсолютной ценности основных прав человека, имеют огромное значение для укрепления законности.

 Под общественными  гарантиями следует понимать  сложившийся в стране комплекс  мер, применяемых общественностью  в целях борьбы с нарушениями  законности – задача не только  государственных органов, но и  различных политических партий, профессиональных союзов и других  общественных объединений, а также  органов местного самоуправления, самодеятельных организаций –  различных комиссий, квартальных,  уличных комитетов и др.

 Важное место в ряду  общественных гарантий законности  принадлежит средствам массовой  информации. Все они призваны  внести свой конкретный вклад  в обеспечении строжайшего соблюдения  законов, улучшении правового  воспитания граждан. Это и профилактические  работы по предупреждению правонарушений, и содействие в раскрытии преступлений и иных правонарушений, и правовое воспитание населения, пропаганда правовых знаний и др.

Юридические гарантии –  это закреплённые в действующем  законодательстве способы и средства непосредственно направленные на обеспечение  законности.

 От того насколько  развиты, совершенны эти гарантии, насколько активно и умело  пользуются ими государственные  органы, общественные объединения,  органы местного самоуправления, должностные лица и граждане, в значительной степени зависит  состояние законности в стране.

 Существует следующая  классификация юридических гарантий, в основу которой положено  выделение в их системе четырёх  блоков:

1. Дальнейшее развитие, совершенствование  и повышение эффективности законодательства  как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности  государства. Имеется в виду  постоянное обновление законодательства, своевременное принятие новых  законов и подзаконных нормативных  актов, отмена устаревших, внесение  в действующие нормативные акты  необходимых назревших изменений,  дополнений и уточнений.

2. Внутриведомственный и  межведомственный контроль за  законностью. Такой контроль занимает  исключительно важное место в  системе специально – юридических  гарантий, ибо он проистекает  из того, что все государственные  органы, начиная с Президента  РФ, Федерального Собрания РФ, правительства  РФ, высших судебных органов РФ, призваны обеспечить законность  в стране. Внутриведомственный контроль  заключается в контроле высшего  органа за соблюдением законности  в деятельности подчинённых ему  нижестоящих органов, то есть  этот контроль, осуществляется по вертикали. Вся структура механизма государства пронизана внутриведомственным контролем за законностью, им охватываются все государственные органы снизу до верху.

 Межведомственный контроль  осуществляется межведомственными  органами, которые наделены правом  проверять законность в деятельности  не только подчинённых и подотчетных  им органов, но также и других  органов, не находящихся в их  посредственном подчинении.

3. Осуществление и совершенствование  деятельности специальных государственных  органов, непосредственно стоящих  на страже законности, среди которых  выделяются следующие: а) судебные  органы. Судебная система выражается  в защите и охране судами  нормально функционирующих общественных  отношений. Она включает механизм  решения судами общей юрисдикции  споров о праве и иных конфликтов  путём отправления гражданского, уголовного и административного  судопроизводства в особом процессуальном  порядке. Такие принципы правосудия, как независимость, открытое судебное  разбирательство, состязательность, равноправие сторон и другие, призваны обеспечить верховенство  закона, незыблемость, гарантированность  прав и свобод человека и  гражданина, интересов государства. Особое место в судебной системе занимает Конституционный Суд РФ, призванный защищать конституционный строй государства. Он рассматривает дела о конституционности нормативно – правовых актов, их соответствие действующей конституции, даёт общеобязательное толкование. б) органы прокурорского надзора. Прокуратура РФ осуществляет надзоры за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, и должностными лицами, а также за соответствием издаваемых им правовых актов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина различными органами и должностными лицами. в) органы внутренних дел. В деятельности органов внутренних дел (ОВД) законность выражается, во-первых, в том, что их структура и компетенция определены в законах и подзаконных нормативных актах, во-вторых, в точном осуществлении ОВД требований и принципов права, в – третьих, в строгой подзаконной всей правоприменительной деятельности, в четвёртых, в строгой субординации актов, издаваемых ОВД. Законность есть показатель уровня и результата работы правоохранительных органов. г) органы ФСБ. Федеральные органы государственной безопасности, предназначены для предупреждения нанесения ущербов безопасности Российской Федерации. Деятельность органов ФСБ направлена на выявление, расследование которое отнесено законом к их ведению; выявление, пресечение актов терроризма; организацию и осуществление борьбы с организованной преступностью, коррупции, контрабандой и незаконным оборотом оружия и наркотиков. д) органы налоговой полиции. Данные органы являются составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в частности они, призваны, предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения. Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном итоге падение конкурентно способности российского бизнеса. И только работа компетентных налоговых органов устранит указанные недостатки налоговой системы РФ и обеспечат тем самым реальные гарантии законности. ж) органы юстиции. Данные органы обеспечивают реализацию государственную политику в сфере юстиции. Они координируют нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводят юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам, обеспечивают необходимые условия функционирования судов, регистрируют нормативные акты, уставы общественных и религиозных объединений, выполняют и другие функции.

4.Иные специально –  юридические гарантии: а) жалобы  и заявления граждан, их своевременное  и правильное рассмотрение, а  также судебный порядок защиты  прав.

Конституция РФ создаёт возможность  выбора форм и процедур защиты нарушенных прав граждан – судебных или административных.

Гражданин может обжаловать решения, акты государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц в  вышестоящие по порядку подчиненённости  органы, если он считает, что изданный акт нарушает его права.

Таким образом, все правовые гарантии законности необходимо изучать  в системе, совокупности, которая  определяется тем, что задача обеспечения  законности является общей для всех отраслей государственной деятельности.

Специально – юридические  гарантии сильны именно в своей совокупности, тесном сочетании. Ослабление любой  из составных частей структурных  элементов этой системы непосредственно  сказывается на состоянии законности, приводит к её нарушениям и затрудняет возможность их обнаружения и  исправления.

 

 

 

 

Глава II. Проблемы реализации законности в Российской Федерации

2. 1. Причины нарушения законности

 Каковы же причины,  обусловившие нарушение законности, прав человека, потерю управляемости  обществом, дестабилизацию общественных  отношений?

Таких причин много, но остановимся  на наиболее важных.

  Во – первых, законность и обеспечение прав и свобод человека не возможны без сильного государства. Такого, где главенствует Закон, а не воля начальника, где выстроена «вертикаль» власти в том смысле, что «вниз» передаются не команды, а полномочия, такого, которое защищает своих граждан и неукоснительно выполняет свои обязанности, в котором, власть существует, для того чтобы служить людям, а не такое, где люди существуют для того, чтобы время от времени подтверждать полномочия власти.

 В Конституции РФ закреплены принципы прочной демократической государственности: её правовой характер и социальная ориентация, разделение властей, признание прав и свобод человека высшей ценностью, суверенитет народа. Однако государство в посттоталитарной России формировалось иным путём. Оно ориентировалось на интересы политической элиты, тесно сомкнувшихся с крупными собственниками (олигархами). Государство оказалось отчуждённым от общенародных интересов и не стало ни демократическим, ни правовым, ни социальным. Крайне негативное влияние на характер государственности оказало не прекращающие противостояние законодательной и исполнительной властей, которое сопровождалось нарушениями законности (например, приоритет указов президента, подмена этими указами законов, сужение роли представительной власти). В стране не удалось сформировать подлинно свободную и независимую судебную власть. Будучи лишенной, материальной базы в результате отсутствия финансирования, суд не мог выступать подлинным защитником законности.

Информация о работе Грани законности