Государство и религия: светское и теократическое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы раскрывает всего лишь одна цитата: «Для оценки перспектив развития правовой базы отношений между религией и государством важно обратиться к общественной дискуссии на данную тему в России. Никакого «народного протеста» религиозное возрождение не вызывает. Однако, небольшая, но влиятельная группа заняла позицию жёсткого противостояния развития партнёрства церкви и государства, усилению места религии в жизни страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 6
1.1. Государство: понятие, сущность, функции 6
1.2. Церковь в политической системе общества 8
1.3. Государство и религия 12
2. ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Теократия 14
3. СВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВА 17
3.1. Секуляризация и понятие светскости 17
3.2. Россия - светское государство 19
ЗАКЛЮЧЕИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………..………………………………26

Работа содержит 1 файл

курсовая..doc

— 153.00 Кб (Скачать)

         Противоположный сакрализации процесс  называется секуляризацией.

           Секуляризация (от позднелат. Saecularis  –  мирской,  светский)  –   это процесс  освобождения  и  сферы  религиозного   санкционирования   сознания, деятельности, поведения людей,  социальных  отношений  и  институтов.  Проще говоря, это процесс обмирщения.  То,  что  раньше  находилось  под  влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится  от  них  независимым, приобретает  светский  характер.   Процесс   секуляризации   выражается    в изменении места  религии  и  религиозных  организаций  в  жизни  общества  и личности, сужении круга выполняемых ею функций.

           Первоначально термин «секуляризация»  означал акт отчуждения  церковного имущества в пользу монарха, государства или  частных  лиц.  Секуляризация  в этом смысле предстает как юридический акт в сфере  имущественных  отношений, отношений собственности. Как известно,  в  Средневековье  как  католическая, так и  православная  церковь,  являлись  крупными  собственниками  земельных владений и имуществ. И между церковью и государством периодически  возникала борьба  за  передел  собственности.  В  результате  этой  борьбы  не   редко осуществлялся процесс секуляризации  собственности церкви,  монастырей.  Но если  в  эпоху  феодализма  этот  процесс  носил  случайный,   спорадический характер, то становление буржуазных  отношений  поставило  этот  процесс  на закономерную основу.

           Мыслители прошлого расходились  в оценке последствий  секуляризации  для общества  и  государства.  Так,   немецкий   социолог   П. Бергер   оценивает секуляризацию  как  утрату  «священного»  и  угрозу  социальному  порядку  и согласию. По его мнению, религия выполняла важную функцию  в  обществе,  она создавала  «священный  космос»,  окружая   аурой   святости   устои   жизни, выбрасывая на них «священную завесу» и наделяя безусловным смыслом.  

         В настоящее время ряд государств  через  конституционное  провозглашение светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности.  Вместе  с  тем  церковь  вовлекается  в решение социальных проблем  общества  путем  образования  различных  обществ милосердия.  Таким  образом,  государство  использует  церковь  в   качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные  связи  в политической системе.  Несмотря  на  провозглашение  отделения  церкви  от государства, фактической их изоляции не произошло. В  зарубежной  литературе эти  отношения  характеризуются  как  партнерство  особого  рода.  В   своих взаимоотношениях церковь и  государство  во  многих  случаях  выступают  как вполне  равноправные  партнеры,  сотрудничающие  во  имя  общего  блага.   В Германии, например, допускается представительство церкви  в государственных мероприятиях, проводятся и  совместные  акции  на  муниципальном  уровне.  В конституции  1949  года  за  церковью  закреплено  право  взимать  налоги  и преподавать  теологические  дисциплины.  Что  касается  налогов,  то   здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная  подать  в Германии удерживается работодателем из заработной платы  только  верующих  и перечисляется  в  финансовые  государственные   структуры,   которые   затем переводят их церкви. Эти  мероприятия  осуществляются  на  основе  договора, заключенного между церковью  и  государством.  В  свою  очередь  государство обращается к церкви, если нуждается в  помощи  священнослужителей,  например для преподавания религии в  школе,  для  проведения  соответствующей  работы среди солдат или работников полиции , деятельности пастыря в тюрьмах и т.д.

           Конституция 1949 года предусматривает  возможность  обращения  церкви  в суд, когда спорные вопросы  между  ней  и  государственными  структурами  не могут  быть  решены  другим  путем.  Отделение  церкви  от  государства   не означает, что церковь может быть  безразлична  к  деятельности  государства. Она  вправе  порицать  вредные  с  ее  точки  зрения  действия  со   стороны государственной власти и тем  самым  она  формирует  общественное  мнение  и влияет на законодательство.5

       Считаю  необходимым отметить еще один момент взаимоотношений церкви и общества.   Распространяется    убеждение,    что    современное    общество определенными силами искусственно клерикализуется.  Симптомы  этого  явления отчетливо  проявляются  в  средствах  массовой   информации   (особенно   на телевидении),  в  сфере  образования,  в  армии,  органах   государственного управления.   Об    этом    свидетельствует    демонстративное    проявление религиозности со стороны государственных деятелей. 

       1.3. Государство и  религия.

       Вопрос  о соотношении государства и  религии все еще остается недостаточно освещенным. Тем не менее, имеющиеся  на сегодня источники позволяют создать некоторые представления о взаимосвязи этих явлений. Выясняется, что уже на ранних стадиях доиндустриального общества, когда оно имеет достаточно ясно выраженную сословную, классовую структуру, религия начинает выполнять новую функцию: она идеологически сглаживает социальное неравенство; призывает всех к смирению, покорности, оправдывая сложившиеся порядки, проповедуя отказ от политической борьбы, сопротивления злу насилием и т.д. - все это определяет характер взаимоотношений государства и религий. Религия, не находящаяся в оппозиции к существующему строю, получает полную поддержку со стороны государства.

       В индустриальном обществе отношения  между государством и религией складываются и развиваются в разных странах  неодинаково. Однако общей закономерностью является следующее. На ранних стадиях развития капитализма в Европе буржуазии характерны выступления против господствующей церкви под знаменем реформации, но не уничтожения религии. В последующем же буржуазия обращается к религии как к достаточно влиятельной духовной силе, способной решать масштабные задачи воспитательного свойства, государство и религия взаимодействуют достаточно согласованно. При этом используется различные пути. В одних странах декларируется равенство всех вероисповеданий и конфессиональных организаций. В других - одна из вероисповеданий (церквей), существующих в стране, провозглашается господствующей религией (церковью). В третьих - несмотря на несовместимость, провозглашается: с одной сторон, привилегированное положение какой-либо из религий, а с другой – свобода совести (религии, вероисповедания). В четвертых - декларируется отделение церкви от государства.

       Исключительно непростым является отношение к  религии социалистического государства. Любопытна, например, точка зрения И.Р. Шафаревич. «Ту же картину мы видим в отношении социалистических государств к религии. Все они в принципе враждебны религии, но возможности для проявления этой враждебности различны. Итальянский фашизм начал с конфликта с католической церковью, но вынужден был пойти на конкордат и воздержаться от серьезных притеснений религии. И в других отношениях это было самое слабое социалистическое государство нашего века, которое обладало наименьшими возможностями для осуществления своих социалистических тенденций. Китай же, например, мог позволить себе вообще поставить христианскую религию вне закона. Между этим крайностями находится целый спектр различных подходов социалистических государств к религии - все в основе враждебные, но лишь настолько жесткие, насколько это может допустить конкретное государство,» - пишет он.6 
 
 
 

       2. ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА

       2.1. Теократия

       «Теократия (греч.), буквально господство Бога: такое государственное устройство, при котором верховным правителем государства предполагается само Божество, изрекающее свою волю через посредничества особо к тому предназначенных лиц, т.е. жреческого сословия или духовенства...».7

       Впервые термин теократия при описании общественно-политического  строя древних иудеев в сочинении "Против Апиона" (94 г. н. э.) употребил Иосиф Флавий. Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высший правитель в нем — бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником.8 Отмеченные Флавием признаки теократии получили в общественных науках широкое признание, а ее первоначальное определение в различных модификациях и сегодня является общеупотребительным.

       Так, почти полностью воспроизводят  флавиеву дефиницию теократии отечественные  энциклопедические словари. Большая советская и историческая энциклопедии определяют теократию как форму государства, при которой политическая и духовная власть сосредоточена в руках церковной иерархии, управляющей государством, а высшая светская власть осуществляется главой духовенства.9 В политологическом энциклопедическом словаре под теократией понимается форма правления, характеризующаяся также наличием власти у духовенства или главы церкви.10

       Историческое  многообразие политического лидерства  духовных лиц вызвало необходимость  конкретизировать дефиницию теократии. В отдельных случаях ученые, принимая во внимание первенствующую роль в государстве священнослужителей, главным свойством теократии, которое отличает ее от иных политико-религиозных структур, считают специфическое положение главы теократической власти. Например, Макс Вебер, исходя из соотношения духовной и светской власти, выделял три типа государства. В иерократии, по мнению исследователя, священники обожествляют светскую власть, в цезаропапизме светский правитель становится во главе церкви, а в теократии, рассматриваемой социологом в качестве проявления иерократии, влиятельное положение духовенства закрепляется формально11.

       Безусловно, совокупность таких критериев теократии, как государственная организованность, верховенство духовного лидера и выполнение церковной иерархией важных государственных функций, позволяет отграничить ее от негосударственных способов объединения людей и выделить среди прочих форм правления: монархии, аристократии, демократии и других. Однако при всем познавательном потенциале данные определения не дают адекватного представления о теократии, поскольку не учитывают ряд принципиальных положений онтологического и гносеологического свойства.

Во-первых, в процессе исторического развития теократия принимала различные  формы, в том числе и негосударственные. Поэтому нельзя согласиться с представителями традиционного понимания теократии, отождествляющими ее с формой правления, либо с формой государства в целом. Относимый всеми учеными к теократии Израиль времен Моисея, не являлся государством в собственном смысле слова, а был скорее протогосударством, т. е. союзом племен в стадии их перехода от родового строя к государственному.12 Иудейское государство возникает позднее, в период царствования Саула. Иными словами, теократия Моисея — это не форма государства, а определенный вид властеотношений родоплеменного общества на его переходном этапе к государству. Во-вторых, культурно- историческое многообразие религиозной жизни не позволяет при характеристике институтов власти в теократии использовать термины: церковная иерархия, священники, духовенство. Нельзя, например, говорить о наличии церкви и духовенства в конфуцианской цивилизации. Отсутствуют, как таковые, церковная иерархия и класс священников в суннитской и хариджитской ветвях ислама, а сословие духовенства появляется в мусульманской цивилизации позже возникновения теократического государства — Арабского халифата. Данное противоречие вынуждены признать и сторонники общеупотребительной дефиниции теократии. Так, Густав Меншинг писал: "Если под теократией понимать господство духовенства, то ислам не теократия, так как он не знает священников. Не имеет ислам и развитой церкви, из которой могла бы исходить власть. Тем не менее, теократическая форма власти представлена и в исламе, и в тибетском буддизме, и в средневековом христианстве". 13 Из этого следует, что правление священников, духовенства, церковной иерархии — признак, который не может быть использован в определении теократии, поскольку выражает не общее в теократиях, а единичное, обусловленное особенностями отдельных религий, в основном иудейской и христианской.

Наконец, традиционное определение теократии  в методологическом плане выводится через диалектическую категорию "форма" и ориентирует таким образом на анализ внешних, видимых сторон боговластия, не учитывая его внутренние, сущностные аспекты. Познавательные возможности категории "форма" ограничиваются также характеристикой способа выражения, существования "содержания", что сужает изучение определяемого как "форма" явления рассмотрением одной доминирующей взаимозависимости и не способствует исследованию иных внешних и внутренних связей явления.

       Представляется, что наиболее глубокому и всестороннему исследованию феномена теократии способствует системный метод, позволяющий анализировать теократию как целостность, образованную взаимодействиями различных элементов. При таком подходе внимание в процессе познания акцентируется на многочисленных способах связи между элементами целостности, так как качественная специфика отношений внутри системы конституирует элементный состав и определяет ее главные свойства. Рассмотрение теократии как системы приводит к тому, что государство или родоплеменной союз считаются теократическими не столько вследствие того, что власть в них осуществляется религиозными лидерами или церковью, сколько в результате того, что внутри данных сообществ происходят теократические взаимодействия. 
 
 

       3. СВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВА

         3.1. Понятие светскости

       Режим отделения церкви от государства  существует в большинстве стран - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:

  • Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку.
  • Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями.
  • Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворение религиозных потребностей граждан.
  • Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций.
  • Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.

Информация о работе Государство и религия: светское и теократическое государство