Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробное изучение проблемы соотношения государства и права.
Задачи:
Определить современное понимание права;
Проанализировать признаки права отличающие его от социальных норм доклассового общества;
Рассмотреть государство и право в их соотношении и взаимодействии;
Провести анализ правового государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Современное понимание права. Признаки права отличающие его от социальных норм доклассового общества……………………..………………..5
Глава 2. Государство и право в их соотношении и взаимодействии………...13
Глава 3. Правовое государство: основные признаки………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………..………………….27

Работа содержит 1 файл

Государство и право.docx

— 46.62 Кб (Скачать)
    1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.

С помощь  права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими  органами и населением. Упорядочивая внутри организованные  связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного  характера формируют государство  как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

    1. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование  обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

    1. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу.
    2. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие  рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.
    3. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.
    4. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.
    5. Правовая форма обеспечивает возможность  осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.
    6. Право выступает в современных  условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.
    7. Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения [9,C.78].

Итак, государство как суверенная власть не может существовать и функционировать  вне права. Концепция господства права (правового государства) как  раз исходит из того, что право  в интересах личности, общества в  целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем  государственного произвола. В указанном  смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право выступает  над государством для того, чтобы  господство не встало над обществом.

В современных условиях связывающая  роль права в отношении государства  усиливается. При этом наблюдается  следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности  общественного развития, тем в  большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется  результативно и исключительно  в интересах общества и отдельной  личности. Только будучи связанным  с правом, государство может действовать  свободно, а значит, соответствует  своему историческому предназначению [9,C.78].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Правовое государство: основные признаки

 

Идея  правового государства основывается на необходимости достижения гармонии, справедливости в обществе. Вековой  опыт государственного правового развития вырабатывал основные признаки, позволяющие  при их реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства, достичь оптимального соотношения  интересов государства и личности. Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями  как Платон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье и др. Эта  идея, как противовес абсолютизму  разрабатывалась известными в России: Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым  и др. Реализация основных признаков  правового государства является одним из условий его формирования, и они  отражают направление движения к цивилизованному обществу. Можно  выделить различные признаки правового  государства, которые будут ему  свойственны, и отражать его различные  стороны. Основными отличительными признаками правового государства, как представляется, его сущностными  характеристиками можно выделить следующее:

    • верховенство закона;
    • организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебных функций;
    • обеспечение взаимной ответственности государства и граждан [9,C.78].

Иные  черты, которые встречаются в  литературе, являются как частные  случаи выражения этих трех основных признаков правового государства. Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е. что  закрепляется в законах, поскольку  законы могут быть справедливыми  и несправедливыми. В фашистской Германии, в сталинский период тоже были законы. Суть вопроса здесь  стоит в том, чтобы закон соответствовал идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом соответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли большинства народа есть механизм – это наиболее полное отражение общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым [2,C.8].

Верховенство  закона отражает не только содержание законов, но и не в меньшей степени  связанность государства и его  органов и должностных лиц, а  также требования ко всем гражданам  соблюдения и исполнения законов. Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов, исключающую  противоречие между ними. В государстве  законы должны соответствовать нормам международного права. Основной закон (Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и  все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить. Цивилизованное существование государственной  власти может быть только не принципе четкого разграничения законодательной, исполнительной и судебных функций  и отлаженного механизма сдержек  и противовесов между ними. Ни одна  власть не должна присвоить несвойственные ей функции и четко руководствоваться  законом. Конституции устанавливают  систему  разделения властей и  осуществления полномочий парламентом, правительствами, президентом и  разграничивает полномочия федеральных  органов и органов субъектов  федерации. Действенное разделение функций властей может быть при  взаимных сдержках и противовесах. Таким механизмом можно считать  выборность органов, депутатский контроль за деятельностью органов и должностных  лиц исполнительной власти формирование, избрание, утверждение должностных  лиц в отдельных случаях, принятие решения об отрешение от должности  президента Российской Федерации, объявления референдума, право созыва сессии парламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и противовесов является деятельность Конституционного Суда по разрешению дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению споров о компетенции между государственными организациями [2,C.7].

Вопрос  о взаимной ответственности государства  и гражданина связан с признанием их равными субъектами. Следует отметить, что именно преувеличение роли государства  является причиной того, что личность вытесняется из политической системы  и гарантии обеспечения государством прав и свобод в таких случаях  носит формальный характер. В правовом государстве как государство  должно нести ответственность перед  личностью, так и личность должная  нести ответственность перед  государством. Совершение преступлений, за которые виновные несут ответственность  и тем самым не реализуется  должная защита прав граждан, прав потерпевших. Государство должно гарантировать  гражданам нормальные условия существования  и должно нести ответственность  за выполнение обязанностей. Государство  считается правовым, если выполняются  и взаимные обязанности как государством , так и  личностью [9,C.10].

Рассматривая  основные признаки правового государства, следует  отметить, что мерой каждому  признаку должен быть человек. Реализация указанных признаков в жизни  отражает движение к правовому государству.

Правовое  государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Разные  подходы к праву, разные взгляды  на сущность и функции государства  обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и  государство развиваются.

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет  надеяться, что прогностическое  определение судеб права и  государства будет удовлетворять  научному подходу и служить практике государственного правового строительства.

Еще два – три десятилетия назад  политическая система России развивалась  в русле марксистско-ленинской  теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с  построением бесклассового коммунистического  общества.

Не  было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства  только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических  положений (догм) , забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие  властвующих структур. В любом  случае в постперестроечный период теория отмирания государства и  права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в  последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

Негативное  отношение к государству и  неправовым  законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство  характеризуются отрицательно. Но такую  характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бабаев В. К. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2009. - 592 с.
  2. Базылев Б. Т. Государственное принуждение и правовые формы его  осуществления в советском обществе: Автореф. дис... канд. юрид. наук. / Б. Т. Бызылев - Киев,2011. - 16 c.
  3. Базылев Б. Т. Ответственность в советском праве. - Красноярск: изд-во  Красн. ун-та, 2010. - 72 с.
  4. Базылев. Б. Т. Юридическая ответственность. - Красноярск: изд-во Красн. ун-та,  2010. - 120 с.
  5. Борисова Е.А. Проверка судебных актов по гражданским делам. М., 2009. С. 80-81.
  6. Бутнев В.В. Гражданская процессуальная ответственность. Ярославль, 2009. С. 55.
  7. Корельский В. М. и  Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2009.- 595 с.
  8. Кузнецов Н.В. Санкции в гражданском процессуальном праве: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. –Саратов, 2009. С. 6-16.
  9. Лейст О. Э.  Санкции и ответственность по советскому праву. М.: изд-во  МГУ, 2009.- 238 с.
  10. Малеин Н. С.  Правонарушение:  понятие,  причины,   ответственность. - М.: Юридическая литература, 2009. - 313 с.
  11. Марченко М. Н. Общая теория государства и права: Акад. курс в  2-х т. Теория права, т. 2. / М. Н. Марченко - М.: Зерцало, 2005. - 640 c.
  12. Нохрин Д.Г. Меры защиты в гражданском процессуальном праве РФ / Д. Г. Нохрин  // Арбитражный и гражданский процесс. – 2010. -  № 10. – С.5 – 10.
  13. Нохрин Д.Г. Ответственность суда за неправомерное бездействие / Д.Г. Нохрин // Российская юстиция. – 2011. -  №1. – С.6-12.
  14. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист, 2011. – 472 с.
  15. Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 2011. -312с.
  16. Теория  государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова., А.В.Малько. Саратов, 2009. – 431 с.
  17. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 2011.- 228с.
  18. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора Г.Н.Манова – М. БЕК, 2010. - 336с.
  19. Хропанюк, В.Н.Теория государства и права- М.: Отечество,2009. – 347 с.

Информация о работе Государство и право