Государство и право Великобритании в XVII-XVIII веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, доклад

Описание работы

Возникновение буржуазного государства В XVII веке страны Западной Европы охватил кризис, затронувший все сферы общественной жизни, в том числе и экономику. Английская буржуазная революция XVII века провозгласила принципы нового общества. В то время в Англии существовали одновременно два хозяйственных уклада: капиталистический и феодальный. Англия намного быстрее чем другие страны Европы развивалась по капиталистическому пути.

Работа содержит 1 файл

Государство и право Великобритании в XVII.docx

— 210.76 Кб (Скачать)

25 апреля 1660г. собрался новый  учредительный парламент – конвент,  в котором большинство составляли  пресвитериане и кавалеры. Конвент  санкционировал возвращение Стюартов, спустя месяц Карл II торжественно вступил в Лондон.

Монархия была восстановлена. По замыслу  правящей группировки джентри и  буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать  незыблемость главных завоеваний революции.

Действительно в так называемой Бредской декларации 1660г. король Карл II торжественно подтвердил «Великую хартию 1215г.», «петицию о праве», налоговые права парламента, обещал править не иначе, как в согласовании с парламентом, не преследовать деятелей революции и не ревизовать право земельной собственности, как оно сложилось в ходе революции. Ни одно из этих обещаний не было исполнено. Новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации индепендентов и пресвитериан были ликвидированы. Труп Кромвеля был выкопан из могилы и повешен, живые «цареубийцы» были казнены или вынуждены были бежать из страны.

Реставрация монархии повлекла за собой  восстановление прежней избирательной  системы, прежней палаты лордов, англиканской церкви и пр.

Карл II и наследовавший ему брат Яков II были, в общем, жалкими политиками. Не сознавая всей значительности перемен, они питали надежды на возвращение к дореволюционному порядку. Их стремление восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм, восстановление которых было заведомо обречено на неудачу.

Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников  короля и оппозиции. Первый же повод  привёл к размежеванию правящего  класса на две партии – тори и  вигов. Тори объединили в своих рядах  консервативно-роялистские элементы, связанные с крупным землевладением; виги представляли главным образом  интересы английской промышленности и  торговли.

Обе партии не были организационно оформлены, не собирались на съезды, не имели выборных органов. Более или менее заметную организацию они имели только в парламенте. В стране существовали не столько «члены» партий, сколько  их сторонники. Переход от одной  группировки к другой был обычным  делом.

Возникновение партий тори и вигов  кладёт действительное начало буржуазной двухпартийной системе, а в более  узком смысле – двум и ныне существующим партиям Англии: консервативной (бывшие тори) и либеральной (бывшие виги).

Заключение

Английская буржуазная революция  XVII в. была громовым ударом, возвестившим рождение нового общественного строя, пришедшего на смену старому порядку. Она была первой буржуазной революцией общеевропейского значения. Провозглашённые ею принципы впервые выражали не только потребности Англии, но и потребности всей тогдашней Европы, историческое развитие которой вело объективно к установлению буржуазных порядков.

Богатое идейное наследие Английской революции служило арсеналом, из которого черпали своё идеологическое оружие все противники отживавшего  средневековья и абсолютизма.

Но Английская революция была революцией буржуазной, которая в отличие  от революции социальной приводит лишь к смене одного способа эксплуатации трудящихся другим, к замене господства одного эксплуататорского меньшинства  другим. В ней впервые с полной отчётливостью вскрылись основные закономерности, присущие всем буржуазным революциям, и первая из них –  узость исторических задач буржуазии, ограниченность её революционных возможностей.

Мне кажется, что английская революция  не была доведена до конца. Причину  этого следует видеть в том, что  английская буржуазия соединилась  не с народом, а с новым дворянством.

Основные особенности английской буржуазной революции обусловлены  своеобразной, но исторически закономерной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила  против феодальной монархии, феодального  дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в  союзе с «новым дворянством». Раскол английского дворянства и переход  его большей, обуржуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще недостаточно окрепшей английской буржуазии одержать победу над абсолютизмом.

Этот союз придал английской революции  незавершенный характер, обусловил  ограниченность социально-экономических  и политических завоеваний.

Сохранение крупного землевладения  английских ленд-лордов, решение аграрного  вопроса без наделения землей крестьянства – основной показатель незавершенности английской революции  в экономической сфере. В политической области буржуазии пришлось разделить  власть с новой земельной аристократией  при определяющей роли последней.

Как видим, английская буржуазная революция  не привела к установлению в стране республиканской формы правления. Монархия более соответствовала  представлениям англичан о характере  власти. В английской буржуазной революции  XII в. и сохранении монархии проявилась сила традиции, компромиссный характер преобразований с известной долей их ограниченности.

Реставрация монархии в Англии

Личная  власть представителя индепендентов  по своей сути и форме не могла  обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристокра-тией в целях возвращения к "законной власти". Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюартов. По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. Действительно, в так называемой Бредской декларации 1660 г. новый король Карл II  обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка поли-тических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы го-сударства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.

Стремление  Карла II и его преемника Якова II восстановить абсолютизм, а также  симпатии монархов к католицизму  вызвали широкое недовольство в  стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм, восстановление которых было заведомо обречено на неудачу.

Парламент, как и раньше, стал ареной политического  противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в  парламенте складываются две политические группировки. Представители придворной аристократии и часть джентри, ориентирующаяся  на Стюартов, а также духовенство  составили партию "тори". Оппозиция - купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, - образовала партию "вигов". Обе группировки были еще не оформлены  в организационном отношении; и  виги, и тори в последующем прошли через целый ряд партийных  размежеваний и переходов части  их членов из одной группировки в  другую. Тем не менее их политические взаимоотношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее развитие страны.

Определенным  успехом оппозиции в борьбе с  проявлениями королевского произвола  стало принятие Акта о лучшем обеспечении  свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процедуру получения судебного приказа о предварительной доставке арестованного лица в суд для решения вопроса о пребывании под стражей. Любой подданный, задержанный за "уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ "habeas corpus", адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив приказ "habeas corpus", шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задержания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела по существу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, "habeas corpus" не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и освобождении на поруки.

Лицо, освобожденное по приказу "habeas corpus", нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то  же преступление. Запрещалось также переводить задержанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.

Закон предусматривал ответственность должностных  лиц, судей за неисполнение его предписаний: высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.

Акт 1679 г. наряду с Великой хартией  приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд принципов справедливого  и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с "надлежащей судебной процедурой" и по месту совершения проступка. В то же время можно  отметить и историческую ограниченность этого закона. Во-первых, ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких уголовных  преступлениях или соучастии  в них. Во-вторых, для освобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной. В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило  на практике.

Политика  Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению  вигов и тори. Произошел дворцовый  переворот 1688 г. с целью замены Якова II более "удобным" монархом. Этот переворот получил название "Славная  революция". Она, по существу, завершила  оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни  общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в основном в руках знатных  землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил  основы прочного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического  развития страны, который стал важнейшей  чертой английской политической культуры в XIX и XX вв. Отныне разно-гласия между этими силами не должны были носить "принципиального" характера, способного нарушить такое соглашение и политическую стабильность в английском обществе.

Важнейшим политическим результатом такого компромисса  стало утверждение в Англии конституционной  монархии, получившей закрепление в  двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.

Билль о правах определил положение  парламента в системе государственных  органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль провозгласил незаконным: 1) приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента; 2) взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем - 7 лет.

Акт об устроении, именуемый также Законом  о престолонаследии, устанавливал порядок  престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной  и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Дальнейшее ограничение королевской прерогативы  выразилось в том, что судьи, назначаемые  короной, могли оставаться на своих  постах, "пока ведут себя хорошо", и отстранялись от должности только по представлению обеих палат  парламента. Чтобы уменьшить влияние  короны на деятельность палаты, запрещалось  совмещение членства в палате общин  с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались  в подписи соответствующих королевских  министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты. Важным установлением было лишение  короля права помилования своих  министров, осужденных парламентом  в порядке импичмента.

Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты  буржуазного государственного права: верховенство парламента в области  законодательной власти, признание  за парламентом исключительного  права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип  несменяемости судей. Вместе с тем  законодательство XVII-XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал  сохраняться: не случайно государственный  строй Англии XVII-XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия. Королевская  прерогатива не была по-прежнему законодательно определена. Король сохранял право  абсолютного вето в отношении  законопроектов, прошедших через  парламент, безраздельное право  на формирование своего правительства  и осуществление с его помощью  своей политики. Представление о  триедином парламенте (король и две  палаты) оставалось теоретически неизменным. Никакой ответственности перед  парламентом король не нес, как не несли политической ответственности  ни Правительство Его Величества, ни так называемый кабинет, который  выделился из Тайного совета в  составе коллегии из 5-7 наиболее важных министров-советников короля.

Усиление  промышленной буржуазии в результате промышленного переворота середины XVIII - начала XIX в. обусловило ее стремление доминировать в политическом союзе с джентри и финансовой аристократией, следствием чего была дальнейшая модернизация политической системы английского общества. Такая модернизация, однако, осуществлялась медленно и постепенно, путем новых компромиссов, и сопровождалась эволюцией конституционной монархии от дуалистической к парламентарной, формированием системы парламентаризма.

Информация о работе Государство и право Великобритании в XVII-XVIII веках