Государство и право Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.
Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличающиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Общественный строй Древней Индии. Варны и касты…….6
1.1 Образование варн…………………………………………….6
1.2 Сельская община…………………………………………….10
1.3 Рабство в Древней Индии……………………………….......11
Глава 2. Государственный строй империи Маурьев.............................13
Глава 3. Своеобразие источников права. Законы Ману........................16
3.1. Общие положения...................................................................16
3.2. Право собственности..............................................................18
3.3. Обязательства..........................................................................20
3.4. Брачно-семейные отношения.................................................22
3.5. Уголовное право и процесс....................................................23
Заключение...................................................................................................26
Список используемой литературы.............................................................28
Приложение..................................................................................................29

Работа содержит 1 файл

Курсовая по истории государства и права зарубежных стран.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

3.      Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права. СПб, 1996. – С. 457

4.     История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под. ред. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч.1 и Ч.2. М.: Наука, 2002. – С. 624

5.     История государства и права зарубежных стран. Краткий учебный курс. / Под ред. М.М. Борисевича. М.: Юриспруденция, 2001.

6.     Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник: В 2 т. М.: Тон-Приор, 1999. – С. 497.

7.     Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Высшая школа. 2000. – с. 384

8.     Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. - К.: Высшая школа, 1994. - С.433.

9.     Всемирная история. Учебник / Под ред. Г.Б. Полянина, А.Н. Марковой. М.: 2000. – С. 496.

10. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. – С. 362

11. Интернет ресурсы. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. – URL: http:// http://ru.wikipedia.org Дата обращения: 16.06.2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

«Законы Ману»

ГЛАВА I

31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

 

88. Обучение (adhyapana), изучение [Веды] (adhyayana), жертвоприношение для себя (yajana) и жертвоприношение для других (yajana), раздачу (dana) и получение (pratigraha) [милостыни] он установил для брахманов.

 

89. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение (i.iya), изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

 

90. Пастьбу скота (pa^unam raksana) и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю (vanikpatha), ростовщичество (kusida) и земледелие (krsi)- для вайшия.

 

91. Но только одно занятие Владыка указал для щудры – служение (^u^ru^a) этим варнам со смирением.

 

96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными - люди, между людьми - брахманы;

 

97. между брахманами - знающие [Веду], между знающими - признающие, между признающими - исполняющие, между исполняющими – познающие брахму.

 

98. Само рождение брахмана - вечное воплощение дхармы, ибо он рожден

для дхармы и предназначен для отождествления с брахмой.

 

100. Все, что существует в мире, это собственность (sva) брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

 

101. Брахман ест только свое, носит - свое и дает - свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана.

 

Глава III.

 

13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайщия - (шудрянка] и своей [варны], для кшатрия - те [обе] и своей [варны], для брахмана -  те [три], а также своей [варны].

 

15. Дважды рожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры ("yudrata).

 

ГЛАВА VII

 

8. Даже [если] царь - ребенок, он не должен быть презираем [думающими, что он только] человек, так как он - великое божество с телом человека.

 

54. Надо назначить семь или восемь сановников (saciva). наследственных (maula), знатоков щастр, храбрых, опытных в военном деле, родовитых (kulodgata), испытанных.

 

56. Вместе с ними следует постоянно обдумывать обычные [дела], мир (samdhi), войну (vigraha), [четыре предмета. называемые] стхана, взимание налогов (samudaya), охрану [страны] и обеспечение приобретенного.

 

57. Узнав мнение каждого из них - в отдельности или совместно, - следует самому выбирать при исполнении дел полезное для себя.

 

65. Армия (danda) зависит от военачальника (arnatya), контроль [над подданными] - от армии, сокровищница и страна - от царя, мир и его противоположность - от посла.

 

96. Кто [лично] захватывает колесницу, лошадь, слона, зонтик, деньги, зерно, скот, женщин, всякое [прочее] добро и недрагоценный металл, - это его.

 

97. Пусть [воины] отдадут лучшую долю царю: так сказано в Веде; не захваченное в отдельности должно быть царем распределено между всеми воинами.

 

114. Подчинение (samgraha) страны следует обеспечивать, поместив отряд (gulma) [воинов] посреди двух [деревень], трех, пяти, а также сотен деревень.

 

115. Следует назначить старосту (adhipati) для [каждой] деревни, управителя (pati) десяти деревень, управителя (i^a) двадцати и ста, а также управителя тысячи.

 

116. Деревенский староста (gramika) пусть сам сообщает должным образом о преступлениях, совершенных в деревне, управителю (i^a) десятью деревнями, управитель десятью - управителю двадцатью;

 

117. управитель двадцатью пусть все это сообщает управителю сотни, а управитель сотни деревень - лично управителю (pati) тысячи.

 

118. Что должно быть даваемо царю жителями деревниежедневно - пища, питье, топливо и т.д.- то пусть собирает деревенский староста.

 

120. За их действиями в деревнях, а также за частными делами пусть наблюдает особый сановник (saciva) царя-верный и неутомимый.

 

121. В каждом городе надо назначить одного, думающего обо всех делах, высокого по положению, грозного на вид, подобного планете среди звезд.

 

122. Пусть он всегда посещает всех тех [служащих] сам; поведение их в сельских местностях (rastra) пусть проверяет должным образом посредством соглядатаев (сага).

 

133. Царь, даже погибая, пусть не взимает налог с знатока Веды; не должен умереть от голода знаток Веды, живущий в его стране.

 

137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ (prthakjana), живущий в стране [самостоятельным] промыслом (vyavahara), платить нечто, называемое налогом (kara).

 

138. Царь может заставить исполнять работу один [день] каждый месяц ремесленников всех специальностей (karukanchilpinah) и щудр, живущих своим трудом.

 

ГЛАВА VIII

 

1. "Царь, желая рассмотреть судебные дела (vyavahara), пусть является подготовленным (vinita) в суд (sabha) вместе с брахманами и опытными советниками.

 

9. Но если царь не делает разбора дел лично, тогда следует назначить ученого брахмана для их разбора.

 

63. В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности, но обладающих противоположными качествами надо избегать.

 

68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин - женщины, относительно дваждырожденных - такие же дваждырожденные, честные шудры - относительно шудр, относительно низкорожденных - низкорожденные.

 

69. Но очевидец, кто бы он ни был, может давать свидетельские показания относительно тяжущихся [при событии] во внутреннем покое, в лесу, а также при опасности для жизни.

 

73. При разногласиях [в показаниях] свидетелей царю следует предпочесть [мнение] большинства, при равенстве – наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными - брахманов.

 

114. Или следует заставить [обвиняемого] взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.

 

115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и [с кем] вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве.

 

 

 

 

 

 

 



[1] В.А. Посохов История зарубежных стран / В.А. Посохов. – М.:Зерцало, 1991 – С.143

[2] Ю.С. Крушкол Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю.С. Крушкол – М.:Просвещение, 1994 – С.76

[3] В.А. Посохов История зарубежных стран / В.А. Посохов – М.: Зерцало, 1991. – С.176

[4] Ю.С. Крушкол Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю.С. Крушкол. – М.: Просвещение, 1994 г. – С.84

[5] В.Н. Садиков Хрестоматия по истории государства и права/В.Н. Садиков – М.:Фирма Гардарина, 1996 г. – С.132

[6] В.Н. Садиков Хрестоматия по истории государства и права/В.Н. Садиков – М.:Фирма Гардарина, 1996 г. – С.158

[7] Ю.С. Крушкол Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю.С. Крушкол–М.: Просвещение, 1994 г. – С.169

[8] В.Н. Садиков Хрестоматия по истории государства и права/В.Н. Садиков – М.:Фирма Гардарина, 1996 г. – С.197

[9] Н.Ф. Мурыгина Хрестоматия по истории Древнего мира/Н.Ф.Мурыгина – М.:Просведение, 1994 г. – С.169


Информация о работе Государство и право Древней Индии