Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Рассмотреть конституционно-правовые основы взаимоотношений государства и церкви.
Основными вопросами данной работы, являются:
• государство и церковь: понятие и основные характеристики;
• конституционные основы взаимодействия церкви и государства в Республике Беларусь;
• религиозный аспект белорусского государства.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Государство и церковь: понятие и основные признаки....................3-4
1.1 Конституционной строй Республики Беларусь...........................................5-6
1.2 Церковное право...........................................................................................7-10
1.3 Взаимоотношения государства и Православной церкви в Беларуси (1917- по настоящее время)........................................................................................11-19
Глава 2. Конституционные основы взаимодействия государства и церкви в Республике Беларусь.............................................................................................20
2.1 Проблемы трансформации законодательства Республики Беларусь о свободе вероисповеданий и религиозных организациях.............................21-37
Глава 3. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.........38-43
Заключение.......................................................................................................44-45
Список использованной литературы...................................................................46

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Кембель Максим..docx

— 108.72 Кб (Скачать)

Таким образом, задача науки  церковного права включает в себя; во-первых, восстановление исторического  процесса формирования действующего церковного права одновременно с историей развития церковных институтов; во-вторых, изложение  нормы права, в основу которого должны быть положены не абстрактные схемы, рационалистически выводимые из априорных принципов, а та норма, та догма права, которая совпадает  с положительным законодательством  Древней Церкви — Правилами Апостолов, Соборов и Отцов; в-третьих, изложение действующего ныне положительного права отдельных поместных Церквей; и наконец, в-четвертых, критический анализ существующего церковного устройства, критерием для которого являются, с одной стороны, древние каноны, а с другой — реальные потребности современной жизни.

Метод церковного права:

что касается метода данной науки, то, как справедливо отмечал  профессор А.С. Павлов, «наилучшим должен быть признан метод историко-догматический… Мы должны восходить к неточным началам  каждого церковно-юридического института  и потом следить за всеми фазисами его исторического развития, постоянно  и точно отличая те местные, национальные, политические влияния, под действием которых он достиг настоящего своего вида. В этом генетическом процессе право Церкви предстанет перед нами как живое, в своем жизненном росте, со своим собственным характером. Следя за этим процессом, мы обязаны постоянно иметь в виду связь церковного права с самым существом Церкви, с догматическими основаниями церковно-юридических институтов. Эти основания должны служить пробою для положительного права. С точки зрения этих оснований открывается, что составляет существенное зерно каждого церковно-юридического института и что есть только внешняя его оболочка, изменяющаяся со временем и не требующая постоянного и твердого вида. Такой метод ясно покажет нам, что следует признавать в праве Церкви существенным и неизменным и что случайным и несущественным, и как далеко можно идти в церковных преобразованиях, не касаясь существа Церкви и не колебля оснований ее права»4.

Будучи наукой церковной, каноническое право органически  связано с системой богословских дисциплин: с экзегетикой Священного Писания, с экклезиологией, с нравственным и пастырским богословием, с литургикой. В своих исторических и источниковедческих изысканиях канонисты опираются на патрологию и церковную историю. Как юридическая дисциплина церковное право входит в систему юридических наук, особенно тесно соприкасаясь с римским правом, с обычным правом славян, германцев и других христианских народов, с историей публичного и частного права, а также с ныне действующим правом тех государств, в которых есть поместные Православные Церкви, и, наконец, с теорией права. В изучении церковно-правовых источников нельзя обойтись без вспомогательных дисциплин: археологии, дипломатики, текстологии, палеографии.

 

 

 

1.3 Взаимоотношения государства  и Православной церкви в Беларуси  (1917- по настоящее время).

 

За период с 1917 г. по настоящее  время, можно выделить шесть основных

периодов во взаимоотношениях Православной церкви и государства  в Беларуси:

1. 1917 г. – 1929 г. 

2. 1929 г. – 1941 г.

3. 1944 г. – 1953 г.

4. 1953 г.– 1964 г.

5. 1965 г. – конец 80-х  гг.

6. Начало 90-х гг. до настоящего  времени.

По особому  необходимо рассматривать периоды, белорусские земли

находились под управлением  иностранных режимов. С 1921 г. по 1939 г.

Западная Белоруссия входила  в состав Польши, а с 1941 г. по 1944 г.

республика была оккупирована фашистами. Государственно-церковные 

отношения тесно связаны  со складывающимися социально-политическими

условиями, а их периодизация, следовательно, с периодизацией  отрезка 

истории общей государственной  политики.

Кардинальные социально-экономические  преобразования в России

после революционных событий 1917 г. повлекли за собой значительное

изменение конфессиональной ситуации в стране. В программных 

документах нового атеистически настроенного политического руководства

религии и церкви отводилась роль стремительно исчезающих

общественных институтов. Бороться одновременно со всеми 

религиозными организациями  большевики не имели возможности.

Главным их политическим противником  стала Русская православная

церковь, заявившая о своем  неприятии насильственного захвата  власти и 

братоубийственной войны. В  белорусских губерниях в 1917 г. действовали 

2693 церкви (Минская губерния - 800, Могилевская - 804, Гродненской  –

544, Витебской – 425), 21 мужской  и 14 женских монастырей, около  2000

церковноприходских школ, 3 духовные семинарии.

Годы гражданской войны  и интервенции были периодом резкой

конфронтации между комиссарами  и православными клириками и 

мирянами. Окончание боевых действий с внешними врагами позволило  в

1919 г. повернуть революционные  силы внутрь страны. В приграничных 

районах Беларуси, в отличие от центральных губерний России, чтобы не

настраивать население против представителей Советской власти,

антирелигиозный вопрос отодвигался  на второй план. Осуществление нэпа

в значительной степени скоординировало  атеистическую атаку 2

политического руководства. С одной стороны, необходим был  компромисс

с недовольным антирелигиозной  политикой большевиков крестьянством, а 

с другой, финансовая система  страны испытывала жесточайший кризис.

Источником материальных средств могли стать церковные  ценности.

Поводом для их изъятия  стал голод 1921 г. в Поволжье. Усиление позиций 

нэпа, укрепление крестьян экономически и неурожай 1924 г.

способствовали сведению религиозной деятельности в 1925–1926 гг. к

минимуму. Применялись наиболее мягкие формы работы, точечные удары 

по наиболее опасным участкам. Однако такое позиционное 

противостояние привело  к усилению влияния религиозных  организаций, и 

в условиях сложной внешнеполитической ситуации с начала 1927 г. в

БССР церковный вопрос вновь поднимается чрезвычайно  остро.

В 1922 г. и в 1927 г. сторонниками митрополита Минского и 

Белорусского Мелхиседека объявлялось о выходе из юрисдикции

Московского патриархата  Белорусской православной церкви. Данные

автокефалии были попыткой избежания пагубных действий «обновленцев»

по разрушению православия  и сохранения чистоты канонов  Церкви. Идея

создания национальной церкви была более присуща общественным

деятелям, чем духовенству.

Второй период начался  Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР  от 8

апреля 1929 г. «О религиозных  объединениях». Все предписания 

Постановления были направлены на разобщение верующих и церковной 

жизни, а также взятию под  контроль власти любых религиозных  действий.

Происходит дальнейшая дегуманизация  общества. Православие с его

духовно-нравственными ценностями объявляется враждебным

миропониманием, а его  носители — духовенство и верующие —

противниками системы. Около  двух тысяч православных

священнослужителей, монахов, церковных работников в БССР были

репрессированы. Государство  направляло на антирелигиозную

деятельность колоссальные человеческие и материальные средства, однако

по-прежнему большинство  населения продолжало нуждаться  в вере в Бога

и никак не переходило на атеистические позиции в соответствии с

программными документами  партии. Основные успехи антирелигиозников 

были в деле закрытия храмов. В Восточной Белоруссии к 1941 г. не было

ни одного постоянно действующего храма.

Особенно выделяется время  нахождения белорусских земель в

составе Польши. Польское правительство жестко регулировало

религиозную жизнь. Православная церковь оказалась в весьма

затруднительном положении. Под давлением властей была объявлена

автокефалия Церкви, создавались  условия для полного подчинения

православных клириков установкам политического руководства. 3

Несогласные с проводимыми  мероприятиями иерархи и 

священнослужители отстранялись от работы, подвергались арестам,

высылались в центральные  районы. Многие вынуждены были покинуть

страну. С середины 30 - х  гг. впервые в истории в православных храмах

молебны начали проводиться  на польском языке. Агрессивную атаку 

властей на православных поддерживали консервативные католические

круги. Особенно ярко это  проявилось в борьбе за храмы. По инициативе

ксендзов в 1930 г. были возбуждены дела о ревендикции 500 православных

храмов. 300 из них перешли  к католикам. Многие богослужебные  здания

захватывались католиками самовольно, а государственные органы никак 

не реагировали на факты  грубого нарушения законодательства. Отобрание 

православных храмов не носило характера государственной

необходимости. Многие из них  не использовались по прямому назначению

или обслуживали незначительное количество прихожан, в то время  как 

православные были лишены возможности удовлетворения своих

религиозных чувств.

Религиозная жизнь в период фашистской оккупации на территории

Беларуси активизировалась. Гитлеровцы пытались таким образом 

завоевать симпатии населения. В тоже время следует отметить, что все 

религиозные организации  действовали в полной зависимости  от

оккупационных властей и  должны были решать навязываемые им задачи.

Автокефалия Православной церкви, по мнению оккупантов, должна была

оградить православных от влияния Москвы. Митрополит Понтелеймон,

фактический саботировавший данные мероприятия гитлеровцев, был 

временно вывезен в Вилейку. Его заместитель епископ Филофей, также не

являвшийся сторонником  автокефалии, вынужден был сделать  это на

проходившем 30 августа – 2 сентября 1942 г. Всебелорусском церковном 

Соборе. Однако, провозглашения автокефалии фактически не произошло

по причине того, что  в уставе было записано: «Каноническое  объявление

автокефалии последует после  признания ее всеми автокефальными

православными церквями».

Великая Отечественная война  на деле показала реальную силу

духовного-нравственного и идейно-политического потенциала

Православной церкви. Руководствуясь патриотическими чувствами,

священники и верующие не ограничивались только молебнами  о Красной

Армии, а непосредственно  участвовали в помощи фронту и  тылу. Многие

священники прошли дорогами войны, а на оккупированной территории

некоторые из них участвовали  в партизанском движении.

Очередной период взаимоотношений  государства и Православной

церкви наступил после  освобождения БССР. Годом раньше советское 4

руководство, оценив роль Православной церкви во время войны, изменило

не только отношение к  ней, но и перешло к применению новых методов 

воздействия на Церковь и  ее использование в своих политических целях.

Главным инициатором нормализации отношений в существующей

общественно-политической ситуации мог быть только И. В. Сталин, у 

которого к концу войны сложились довольно благожелательные

отношения с руководством РПЦ. Власть, по отказавшись от

планов полного уничтожения  религии и Церкви, проводит мероприятия  по

возрождению церковной жизни  в стране под пристальным контролем 

государственных органов. На освобожденных от фашистов территориях 

продолжают действовать  общины созданные в период оккупации. В начале

1946 г. Минскую кафедру  возглавил архиерей Питирим (Свиридов),

получивший с 1955 г. сан  митрополита. После освобождения разрушенные 

храмы восстанавливались. Фиксировались  факты оказания общинам 

материальной помощи при  их реставрации. Был случай строительства 

нового богослужебного здания. В БССР в 1945 г. насчитывалось 705

действующих храмов, а в 1948 г. уже даже 1050.

Нормализация отношений  с РПЦ не устраивала определенные

политические силы. С начала 50-х гг. опять начало культивироваться

мнение, что религия не отомрет сама по себе и с ней  надо бороться. Смерть

Сталина и усиление позиций  сторонников жесткой антирелигиозной 

деятельности, возможно направляемых некими внешними политическими

силами, положили начала новому этапу государственно-церковных

отношений и привели к  принятию Постановления ЦК КПСС от 7 июля

1954 г. «О крупных недостатках  в научно-атеистической пропаганде  и 

мерах ее улучшения». В этом документе фактически

пересматривалась и осуждалась как «примиренческая» прежняя политика в

церковном вопросе. Предлагалось вернуться к довоенным отношениям с

Церковью и вновь начать наступление на религиозные пережитки.

Содержались призывы к  активному разоблачению реакционной  сущности

религии. Именно в период правления Н.С. Хрущева по Православной

церкви был нанесен  основной удар. С 1950 г. по 1966 г. в БССР было

закрыто 609 церквей и молитвенных  зданий, а в 1985 г. имелось всего 369

действующих храмов из 1050 в 1948 г. Только за 1960 г. было

ликвидировано 219 храмов. После  закрытия Полоцкого и Гродненского

женских монастырей в республике остался один действующий монастырь 

в Жировичах. В 1963 г. фактически перестала существовать открытая в

1946 г. Минская духовная  семинария. Более 70 % действующих  храмов 

находились в западных районах республики. На местах «научно-

разъяснительная» работа зачастую выливалась не в пропагандистско-5

агитационную деятельность, а в ночные разрушения храмов, спиливание

Информация о работе Государство и церковь