Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение взаимодействия Государства и Церкви между собой.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви;
Рассмотреть типологию взаимоотношений государства и церкви;
Рассмотреть модели взаимоотношений между Церковью и государством.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви 6
Глава 2 Типология взаимоотношений государства и церкви 12
2.1 Политическое сотрудничество 13
2.2 Правовое сотрудничество 14
2.3 Укрепление общественной безопасности 14
2.4 Экономические отношения 15
2.5 Социальная сфера 16
Глава 3 Модели взаимоотношений между Церковью и Государством 22
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

ТГП.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

      В 1922 г. Политбюро ЦК РКП была создана специальная «Комиссия по проведению отделения церкви от государства», позже переименованная более откровенно в «Антирелигиозную комиссию».

      В массовом количестве закрывались церкви, начались карательно-пропагандистские антирелигиозные акции.  23 февраля 1922 года был издан декрет о принудительных изъятии церковных ценностей.

      Религиозность стала рассматриваться как разновидность  гражданской неблагонадежности и неполноценности.

      В результате отделения от государства  церковь приобрела столь желанную внутреннюю духовную свободу, но ее внешнему существованию угрожало разрушение. Все аспекты церковной реформы отступили на задний план перед главным вопросом: удастся ли церкви выжить как институту.

      Начало  войны с фашисткой Германией открыло новый этап в истории церковно-государственных отношений. Советское правительство пересмотрело свою антицерковную политику, а Русская православная церковь вступила в период существенного восстановления.

      Поворот в сталинской политике в отношении церкви приходится на 1943 г., когда состоялась его встреча с духовенством. Церковь как институт получила возможность восстановления. Впервые после 1926 г. церковному Синоду было разрешено выбрать патриарха.

      В январе 1945 г. был принят новый устав, восстанавливающий организационную основу Русской православной церкви. В 1946 г. вновь были открыты семинарии.

      Однако  при этом Русская православная церковь  должна была, безусловно, поддерживать внутреннюю и внешнюю политику правительства. Руководители церкви даже присвоили Сталину титул «духовного вождя» и «истинного защитника церкви».

      Дальнейшая  деятельность Русской православной церкви тесно связана с «борьбой за мир». Ко времени смерти Сталина  церковь вновь обрела в обществе и государстве духовную силу, но затем последовали новые испытания.19

      Эпоха умеренного ослабления напряжения в  отношениях между государством и церковью окончилась с развертыванием Хрущевым в 1959 г. антирелигиозной кампании, которая длилась до конца 1964 г. Курс на победу коммунизма, провозглашенный Н.С.Хрущевым, предполагал ликвидацию религии. Московская патриархия, как и вся Русская православная церковь, рассматривалась в известном смысле как пережиток сталинизма, который должен быть устранен.

      За  пять лет церковь потеряла большинство прав, полученных во время войны. Начавшееся с 1959 г. преследования церкви привело к утрате ею 2/3 ее. Единственным положительным моментом было лишь возобновление в этот период международных контактов Русской православной церкви с другими церквями. Новая политика руководителя партии и государства М.С.Горбачева привела к более терпимому отношению к религии и существенно улучшила взаимосвязи между государством и Русской православной церковью.

      Вывод: За весь период существования Русской Церкви она много раз терпела гонения со стороны государства. Также руководители государства умели ловко наладить отношения с церковью, если знали, что в этом есть выгода, так как большинство жителей страны являются православными и с помощью церкви они могли диктовать свою идеологию.

      При Н.С.Хрущеве была развернута антирелигиозная  компания, для того чтобы превзойти  Сталина и бороться с пережитками коммунизма. Но, не смотря на его усилия люди, продолжали верить, оставаться православными, они тайно крестили своих детей, ходили на службы, и продолжали верить и почитать Бога.

      М.С.Горбачев более терпимо относился к  религии и его путь продолжил Б.Н. Ельцин. Сделав вывод можно понять, что отношение государства и церкви зависит только от главы государства.

Глава 2 Типология взаимоотношений государства и церкви

 
 

      Государство с точки зрения Церкви не является изначально богоустановленным феноменом, оно призвано охранять «погрязший во грехе» мир от еще большего развращения и греха. Принято выделять несколько моделей взаимодействия церкви и государства. В православной традиции наиболее известной является концепция «симфонии Церкви и Государства», когда в их отношениях устанавливается обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой.

        Государство при симфонических  отношениях с Церковью ищет  у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного «окормления» своих чад, являющихся одновременно гражданами государства.

      Католицизм  среди наиболее приемлемых признает доктрину «двух мечей», согласно которой обе власти, церковная и государственная, одна непосредственно, а другая опосредованно, восходят к Римскому епископу. В странах, где победила Реформация, а затем и в некоторых католических странах в государственно-церковных взаимоотношениях установился принцип территориализма, суть которого заключается в полном государственном суверенитете на соответствующей территории, в том числе и над находящимися на ней религиозными общинами.7 

      На  всем протяжении истории отношения  между Церковью и государством в  России выстраивались в рамках первой, «симфонической» модели. То есть, проще  говоря – церковь не вмешивается  в реальное управление страной, а государство во внутренние дела патриархата. Именно такое положение дел сложилось в современной России. В этой связи надо отметить, что ушедший Патриарх Алексий II часто называл современные церковно-государственные отношения «близкие к идеальным». Однако практическая реализация данного принципа по-разному проявляется в политической, социально-экономической и культурной сферах.

2.1 Политическое сотрудничество

 

      Согласно  «Основам концепции Русской Православной Церкви» - официальной социально-политической и социально-экономической программе Церкви, принятой в 2000 г. прописано, что  церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение.

        В то же время Церковь может  обращаться к государственной  власти с просьбой или призывом  употребить власть в тех или  иных случаях, однако право  решения этого вопроса остается за государством.

      Реализуя  данное стремление, церковь не участвует  в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителей не благословляет  выдвигаться в органы власти.

      Такое решение было принято еще на Архиерейских соборах в 1994 и 1997 гг. Однако, как говорил Патриарх Алексий II, «…любой гражданин, особенно православный, призван осознавать ответственность за своих ближних, за страну, за народ, за их настоящее и будущее, поэтому каждый гражданин должен участвовать в выборах, внося свой вклад в созидание обновленной России». Православные миряне могут создавать общественно-политические организации и действовать при духовном попечении Церкви. 17

2.2 Правовое сотрудничество

 

      В рамках правового обеспечения сотрудничества Церкви и государства в различных сферах были заключены соглашения между Церковью и отдельными государственными ведомствами. Подготовлены совместные церковно-государственные программы к 2000-летию Рождества Христова, в которых приняли участие общественные и научные силы.

      Сегодня все чаще звучит мнение, что для  постоянного и профессионального  взаимодействия Церкви с государственными органами в правовой сфере необходимо создать в епархиях специальные  правовые отделы.  Целью такой работы может являться рассмотрение принимаемых региональных законов и других правовых актов, подготовка рекомендаций по их развитию и совершенствованию, особенно в сферах образования, культуры и других, а также разработка региональных программ сотрудничества Церкви и государства.

2.3 Укрепление общественной  безопасности

 

            Интересным представляется сотрудничество церкви и государства  в сфере укрепления общественной безопасности. С начала 90-х годов XX века проводятся конференции по обсуждению сотрудничества Церкви и армии в современной России.

      В ряде военных академий начал читаться курс «Введение в Православие», были восстановлены первые храмы в  воинских частях. Все это стало  основой к проведению конференции  в Генеральном штабе в 1994 году, на которой был обсужден Договор между Церковью и Министерством обороны.

      По  итогам этой конференции в Московской патриархии был создан Отдел по связям с вооруженными силами и правоохранительными  учреждениями. В дальнейшем подобные договоры были заключены Церковью с  МВД, ФПС, ФАПСИ, МЧС. В договорах поставлены цели преодоления духовно-нравственного кризиса, укрепления порядка и законности, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания, реализации религиозных прав военнослужащих, открытия храмов и часовен.

      При учебных заведениях и по месту  жительства при поддержке Церкви создаются военно-исторические клубы  и союзы молодежи в честь святых князей Александра Невского, Димитрия Донского, полководцев Александра Суворова, Георгия Жукова и других.

      С середины 90-х годов православные призывники по рекомендации настоятелей храмов и монастырей могут призываться в воинские части, в которых действуют или строятся православные храмы и ведется пастырская работа священнослужителями. В воинских частях, расположенных рядом с некоторыми крупными монастырями, — Троице-Сергиевой лаврой, Валаамским монастырем и др., по согласованию с Церковью, созданы православные подразделения, в которых служат учащиеся духовных училищ и семинарий. 3

 

2.4 Экономические отношения

 

      Как видно из  вышеперечисленного, влияние церкви на законодательно-правовую сферу и сферу безопасности носит косвенный, миссионерский характер.

      Куда  более действенным представляется «возрождение православия» в хозяйственно-экономических  вопросах и, прежде всего в вопросах возвращения церковной собственности.  Церковь в решении Архиерейского Собора отказалась от требования о возврате всей церковной недвижимости, кроме жизненно необходимой. Для восстановления возвращаемых церковных зданий государство в отдельных случаях выделяет средства на ремонт. Церковь развивает и собственные хозяйственные подразделения. В большинстве епархий действуют производства по изготовлению церковной утвари, свечей, пошиву облачений. Наиболее крупным из них является завод «Софрино» под Москвой, на котором работают 3 тыс. человек. Развивается в епархиях и православное книгоиздание, создается сеть книжных лавок и магазинов. В Москве и Санкт-Петербурге сформировалось несколько крупных православных издательств.

      Одним из направлений экономического сотрудничества Церкви с производственными и хозяйственными структурами является создание нескольких коммерческих банков в Москве и церковного филиала одного из банков в Санкт-Петербурге. Самостоятельная банковская деятельность в православной среде не получила серьезного развития из-за нестабильности российской экономики и ростовщического процента, заложенного в основу европейской банковской системы и неприемлемого для Церкви.

      Однако, выступая за возврат земель, конфискованных еще до революции и покойный и нынешний Патриархи достаточно резко высказывались против создания органа, который бы контролировал деятельность религиозных организаций в России наподобие института Обер-прокурора Святейшего Синода, что автоматически означало бы и контроль над церковными экономическими ресурсами.

2.5 Социальная сфера

 

      По  настоящему значительным является влияние  Церкви в сфере науки, культуры, образования, медицины и молодежного движения. 

      В начале 90-х годов были созданы  общецерковный и епархиальный отделы по благотворительности и социальному  служению. На основе полученного опыта  Церковь в середине 90-х годов  заключила договоры с министерствами и ведомствами для организации  совместной работы в больницах и медицинских учреждениях.

      Для обсуждения наиболее острых и спорных  медицинских вопросов врачами, священниками и представителями общественности в Москве был создан Совет по биоэтике, особенно сегодня сложна и даже трагична ситуация в сфере рождения детей и проведения абортов, которые фактически стимулируются государственным здравоохранением, сделавшим из этого страшный и безнравственный бизнес.

      В большинстве епархий при поддержке  государства и общества проводятся совместные семинары и конференции для ознакомления с опытом социальной работы, издаются просветительские газеты и брошюры для больниц, готовятся программы, направленные на помощь детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, престарелым.

      Проведение  с 1992 года Общеобразовательных Рождественских чтений стало крупнейшим примером сотрудничества Церкви, государства и общества в педагогической сфере. Чтения объединяют на пленарных заседаниях и в десятках секций тысячи специалистов из разных научных областей и духовенство из десятков регионов России. Просветительская деятельность Церкви в школах ведется в различных формах. Уже более 10 лет существуют православные гимназии, где создается гармоничное сочетание веры и знания.  Первая такая гимназия создана обществом «Радонеж» в 1991 году. Создаются национальные школы. Ведутся просветительские программы и в детских садах. Так, в частности в Московской, Белгородской и Курской областях ведется преподавание курса «Основы православной культуры».

Информация о работе Государство и церковь