Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – государство и церковь.

Предмет исследования – взаимоотношения государства и церкви.

Целью данной работы является анализ взаимоотношений государства и церкви.

Цель, предмет, объект исследования обусловили постановку следующих задач:

1.Исследовать теоретические и исторический анализ взаимодействия государства и церкви;
2.Рассмотреть особенности взаимовлияния государства и церкви;
3.Определить роль церкви в современной России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества

1.1. Государство: понятие, сущность, функции………………………….5

1.2. Церковь в политической системе общества………………………..11

1.3. Взаимовлияние государства и церкви………………………………16

Глава 2. Государство и церковь в России

2.1. Правовое положение церкви в современной России………………21

Заключение ……………………………………………………………….28

Список литературы ………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовик основной.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

     Функции государства классифицируются по разным признакам. Так, по продолжительности  действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, выделяют функции внутренние и внешние. Остановимся на этой классификации подробнее.

     Внутренние  функции – это основные направления  деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

     Внутренние  функции классифицируются по сферам деятельности государства. По этому  признаку выделяют следующие внутренние функции:

  1. Экономическую (это определение наиболее оптимального направления развития экономики страны).
  2. Социальную (направлена на обеспечение нормальных условий жизни и деятельности населения страны).
  3. Функцию финансового контроля (учет государством доходов производителей).
  4. Функцию охраны правопорядка (обеспечение законности в деятельности различных субъектов, пресечение правонарушений).
  5. Экологическую (обеспечение охраны окружающей среды и контроль за соблюдением природоохранных норм).

     Внешние функции государства – это  основные направления его деятельности на международной арене. К числу  внешних функций государства можно отнести:

  1. Сотрудничество с другими государствами (это деятельность государства по установлению и поддержанию контактов на разных уровнях – культурном, политическом и т.п. – с другими государствами.
  2. Оборона страны от нападения извне.

     Подводя итог изложенному, можно сказать, что государство — это особая организация публичной политической власти, имеющая специальный аппарат государственных служащих, предназначенный для управления и применения принудительных мер к правонарушителям, которая действует в интересах господствующей группы, слоя, клана, либо большинства населения, обладает суверенитетом, издает законы, устанавливает и взимает налоги, имеет свою валюту, гражданство и символику.

     1.2. Церковь в политической  системе общества 

     Церковь, как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью.

     Динамика  влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными  понятиями: сакрализация и секуляризация.

     Сакрализация (от лат. Sacer – священный) – это  процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. [2, с. 2261]. Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от позднелат. Clericalis – церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления [2, с. 265].

     В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел свои особенности. Например, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс сакрализации в исламе пошел по пути формирования теократического государства. В отличие от других религий он не стремился к тому, чтобы осветить религиозным авторитетом существующие общественные отношения, а к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообщество, осуществить полное слияние духовного и светского начала.

     Сакрализация  личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе началась в послеконстантиновскую эпоху и достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на «сакральную платформу» или непосредственно подчинялось сакральной сфере. Как отмечает выдающийся американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин, «главным принципом средневековой культуры Запада, ее главной ценностью был Бог. Все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность. Архитектура и скульптура Средних веков была «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы  в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз выражала все ту фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономической деятельности, не целесообразные с чисто утилитарной точки зрения» [2, с. 270].

     Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.

     Секуляризация (от позднелат. Saecularis – мирской, светский) – это процесс освобождения и  сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще говоря, это процесс обмирщения [2, с. 274]. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается  в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.

     Первоначально термин «секуляризация» означал  акт отчуждения церковного имущества  в пользу монарха, государства или частных лиц. Секуляризация в этом смысле предстает как юридический акт в сфере имущественных отношений, отношений собственности. Как известно, в Средневековье как католическая, так и православная церковь, являлись крупными собственниками земельных владений и имуществ. И между церковью и государством периодически возникала борьба за передел собственности. В результате этой борьбы не редко осуществлялся процесс секуляризации собственности церкви, монастырей. Но если в эпоху феодализма этот процесс носил случайный, спорадический характер, то становление буржуазных отношений поставило этот процесс на закономерную основу.

     Мыслители прошлого расходились в оценке последствий  секуляризации для общества и  государства. Так, немецкий социолог П.Бергер оценивает секуляризацию как утрату «священного» и угрозу социальному порядку и согласию. По его мнению, религия выполняла важную функцию в обществе, она создавала «священный космос», окружая аурой святости устои жизни, выбрасывая на них «священную завесу» и наделяя безусловным смыслом.

     С точки зрения Т.Парсонса, развитие общества идет по пути дифференциации, и религия  утрачивает значение его «священного  образа», превращается в одну из многих сфер социальной жизни и становится во все большей степени частным делом. Но это не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на экономику, политику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой.

     На  основе всего сказанного выше можно  сделать вывод о том, что в  результате процесса секуляризации  в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская культура.

     В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера  государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции , деятельности пастыря в тюрьмах и т.д.

     Интеграционная  функция церкви направлена на объединение  социальных интересов. Вместе с тем  церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно  обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует  людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Взаимовлияние государства и церкви

     История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной  властей, государства и религиозных  организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

     Как показывает практика, государство не способно обходиться без помощи религиозных  объединений. Недостаточное влияние  политических партий на сознание и  умы

     населения нынешняя государственная власть пытается компенсировать с помощью церкви, которая воспитывает в своих прихожанах многие моральные качества, импонирующие буржуазному государству. Это — законопослушание, несопротивление насилию и власти, смирение, отказ от материалистического мировоззрения и др.

     Антиконституционный альянс церкви и органов государственной  власти наиболее ярко проявился в предоставлении радио и телевидения для религиозной пропаганды, телевизионных трансляций богослужений, финансировании строительства церквей, иной финансовой и материальной помощи, участии религиозных деятелей в мероприятиях, проводимых государством. В свою очередь церковь предпринимает активные действия по введению в образовательных учреждениях специальных дисциплин, а также созданию религиозных организаций в воинских частях и подразделениях.

     Выдающийся  русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг». [1, с. 125]

     Анализ  законодательства и практики позволяет  выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

     1) Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

     2) Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

     Статус  государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства  и церкви, которое охватывает различные  сферы общественных отношений, а  также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.

Информация о работе Государство и церковь