Государство и церковь

Автор: e**************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 19:04, реферат

Описание работы

Государство и церковь существовали, существуют и , по видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.
А пока существует это воздействие, у ученых и философов не ослабнет интерес к изучению этих двух институтов и добытые путем исследования знания, несомненно, окажутся полезными.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие государства и церкви………………………………………….4
2. Взаимодействие государства и церкви…………………………………8
3. РФ как светское государство…………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………….......17

Работа содержит 1 файл

государство и церковь.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     Режим отделения церкви от государства  существует во многих странах - в современной  России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:

  1. Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку.
  2. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями.
  3. Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки.
  4. Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворение религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций.
  5. Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.

     Режим отделения церкви от государства  не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности.

     Режим отделения церкви от государства  предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. [3, с.86] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. РФ как светское государство 

     Светским  является государство, в котором  взаимоотношения государства и  церкви строятся на основе взаимного  невмешательства в дела друг друга  и не допускается установление какой-либо государственной религии. Конституция  РФ в ст. 14 объявляет РФ светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих принципах:

     1) отделение церкви от государства.  Этот принцип означает: во-первых, государство не возлагает на  религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций; во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь; в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии; в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;

     2) отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;

     3) невозможность установления какой-либо  религии в качестве государственной  или общеобязательной. Данный принцип  выступает гарантией неотъемлемого  права человека на свободу  совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще;

     4) равенство религиозных объединений  перед законом. Данный принцип  означает равноправие религиозных  объединений по объему их правоспособности. [1, с.23]

     Статья 28: «Каждому гарантируется свобода  совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Светский характер государства - одна из важнейших основ конституционного строя РФ. Важнейшие личные права человека и гражданина на свободу совести, вероисповедания логически вытекают из положений ст. 14 Конституции РФ о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

     В соответствии с Конституцией РФ каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований.

     Право свободно распространять религиозные  и иные убеждения означает возможность  каждого человека и гражданина в  РФ доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции. В то же время российское законодательство запрещает призывы к разжиганию религиозной розни, создание и деятельность общественных объединений, направленных на разжигание религиозной розни и нетерпимости. Запрещается любая деятельность, связанная с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества, в том числе проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания. [2, с.17]

     В развитие конституционной нормы  о свободе вероисповеданий указанный  федеральный закон предусматривает  право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально  или совместно с другими.

     Свобода вероисповеданий включает в себя и свободу создания религиозных  объединений. Федеральный закон "О  свободе совести и о религиозных  объединениях" закрепляет право  граждан исповедывать любую религию  индивидуально или совместно  с другими, в том числе путем добровольного объединения граждан и создания в целях совместного исповедания и распространения веры религиозных объединений. Их общими признаками являются вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание.

     Надзор  за исполнением законодательства РФ о свободе совести, вероисповедания  и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. Законодательство РФ устанавливает  административную и уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий. [3, с.54]

Заключение 

     Итак, изучив множество самой различной  литературы и синтезировав все на мой взгляд самое интересное и  важное, я могу сделать определенные выводы.

         Сегодня в большинстве западных  стран церковь отделена от  государства, но отделение не  понимается, как во Франции начала  века или, тем более, как  в бывшем СССР. Религиозные меньшинства  пользуются религиозной свободой  без дискриминаций. Церковь не  вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.

     Государство и   церковь на  протяжении  своего  существования  зависели друг от друга, в зависимости  от  периода  своего  развития  в  большей  или меньшей степени.

     В светских государствах в настоящее  время каких-либо существенных разногласий  между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в  государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.

     Однако, на мой взгляд, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны к исполнению. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер – например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п. Такое положение вещей, на мой взгляд, крайне ограничивает ответные меры церкви по отношению к государству, ведь не будешь же апеллировать к верующим (с просьбой поддержать церковь) на то, что государство-де положило глаз на, скажем, собственность церкви. Возможно, мои умозаключения носят скорее умозрительный, отвлеченный характер, но такое положение вещей нельзя исключать. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

      
  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
  2. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ от 29.09.1997, N 39, ст. 4465, СЗ РФ от 05.07.2004, N 27, ст. 2711.
  3. Гараджа В. И. Религиоведение. – М., 1996.
  4. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1994.
  5. Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М., 1996.
  6. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1997.
  7. Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. 1998 № 4.
  8. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения // Социально-гуманитарные знания. 1999 № 3.
  9. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М.: Изд-во “Центр”, 2000.
  10. Теория государства и права / Под. Ред. В.Г. Стрекозова. 1997 г.
  11. Шаргунов А. Церковь и власть // Москва. №1 1996 .

Информация о работе Государство и церковь