Государственный совет Российской империи (1802-1917 гг.) как правовой институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:49, контрольная работа

Описание работы

В 2006 году исполнилось 100 лет российскому парламентаризму, который сыграл важную роль в реформировании государственной власти начала XX столетия. Историческая связь современного российского парламентаризма с представительными учреждениями дореволюционной России имеет значение формирования законодательных традиций. Обсуждение важнейших вопросов развития российской государственности на уровне Государственного совета способствовало выработке компромиссной позиции, что обеспечивало противодействие любым крайностям.

Содержание

Введение ________________________________________________стр. 3
1. История и состав Государственного совета__________________стр. 4-14
1.1. Создание и деятельность Государственного совета Российской империи как высшего законосовещательного учреждения России (1810-1906 годы)__________________________________________стр. 4-10
1.2. Деятельность Государственного совета Российской империи как верхней палаты Российского парламента________________стр. 11-14
Список использованных источников и литературы_____________стр. 15

Работа содержит 1 файл

Государственный совет.docx

— 35.90 Кб (Скачать)

В Государственном совете были представлены губернии Европейской  России, со значительным частным землевладением, в которых существовало земское  самоуправление или предполагалось его скорое введение.10

Председатель и вице-председатель Совета назначались императором.

Основной формой работы Государственного совета было Общее собрание. В его  составе действовали постоянные и временные комиссии.

Для осуществления вне  законодательных функций были созданы 1-й и   2-й департаменты  Государственного совета.

Слабостью нового высшего  законодательного органа было непропорциональное представительство в нем дворянства, а также отсутствие представителей от большинства народов империи  и всех конфессий, кроме господствующей. Это значительно ослабляло связь с обществом.

Достоинством реформированного Совета считался региональный характер представительства в нем большей  части членов по выборам, что позволяло  в его работе опираться на знание региональных особенностей и учитывать  местные интересы.

В Государственный совет  должны были поступать все одобренные Государственной думой законопроекты. По новому «Учреждению Государственного совета», он обладал правом самостоятельной  законодательной инициативы.

В реформированном Государственном  совете сложились группы по политическим взглядам. Самая большая – группа центра (60% Совета). Значительно менее  многочисленной была Правая группа (28 членов по назначению и 15 выборных членов). На наиболее левых позициях стояла Академическая группа, состоявшая из членов Совета по выборам (9–12 человек).11

Время ежегодных сессий верхней  палаты определялось императорскими указами12 в соответствии с сессиями Государственной думы.

В течение первой сессии Государственный совет рассмотрел лишь два законопроекта. Первый был  об отмене смертной казни, который не получил одобрения Государственного совета, из-за возникших противоречий между центристами и правыми. Второй законопроект – о сверхсметном ассигновании 15 млн. рублей на помощь голодающим – был одобрен, утвержден императором  и получил силу закона.

Во второй сессии также  не было активной законодательной работы. Из Государственной думы 2-го созыва  в Совет поступили, были им одобрены, а затем утверждены императором, законопроекты об очередном контингенте  новобранцев в армию  и об отпуске  новых средств на помощь голодающим.

Всего за 1907–1912 годы Государственный  совет одобрил 2197 принятых Думой  законопроектов, получивших затем утверждение  императора, окончательно отклонил 32 думских  законопроекта, а 26 возвратил в Думу на доработку. 3 законопроекта остались неутвержденными, а 37 не были рассмотрены  Государственным советом.13

Таким образом, Государственный  совет успешно выполнял данную ему  роль в ограничении прохождения  слишком либеральных законов, но в то же время он оказывался тормозом для реформаторской деятельности правительства и Государственной думы.

В 1908-1910 годах Государственный  совет дважды становился центром  правительственного кризиса. Причиной первого кризиса стал отклоненный  проект Государственной думы «Об  установлении штата морского генерального штаба и об отпуске средств  на его содержание». Второй кризис разразился в связи  с обсуждением законопроекта  «О введении земских учреждений в  шести западных губерниях».

Февральская революция 1917 года привела к фактическому упразднению  Государственного совета. Его деятельность прекратилась сразу же после революции.

14 декабря 1917 года, уже  после Октябрьского переворота, декретом Совета народных комиссаров  Государственный совет был упразднен.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

Литература:

1. Бородин А.П. Государственный совет России (1906 – 1917). Киров, 1999. – 368 с.

2. Государственный совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции. // Под ред. С.М. Миронова. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 184 с.: ил.

3. Демин В.А. Верхняя палата Российской империи 1906-1917. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), М.: 2006. – 357 с.

4. Совет Федерации: Эволюция статуса и функций / Отв.ред. Л.В. Смирнягин. – М.: Институт права и публичной политики, 2003. – 454 с.

5. Юртаева Е.А.  Государственный совет в России (1906 – 1917 гг.). М. 2001. – 210 с.

Адреса сайтов в Интернете:

1. Свободная интернет-энциклопедия “Википедия”: http://ru.wikipedia.org/wiki/ 

2. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: http://www.council.gov.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Щеглов В.Г. Государственный совет в царствование императора Александра Первого. Ярославль, 1895. С. 350 – 351

2 Российское законодательство X-XX вв. Т. 6. М., 1988. С. 67

3 В 1812-1815 гг. Совет на время отсутствия монарха имел право в срочных случаях издавать законы и принимать некоторые другие решения собственной властью с докладом государю (Государственный совет. 1801-1901. С.27; Щеглов В.Г. Государственный совет в России в первый век его образования и деятельности. С. 27)

4 Государственный совет. 1801-1901. С.3–4 (вторая пагинация)

5 Государственный совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. С. 17-18

6 Государственный совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. С. 31

7 Там же. С.32-34

8 Демин В.А. Верхняя палата Российской империи. 1906-1917. – М .: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),2006. С. 29 

9 Там же. С. 39

10 Мемория совещания для разработки необходимых в действующем Учреждении Государственного совета изменений. С.5

11 Государственный совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. С. 52

12 Государственный совет: Сборник узаконений и постановлений с разъяснениями. С. 547-549

13 Там же. С. 53

 


Информация о работе Государственный совет Российской империи (1802-1917 гг.) как правовой институт