Государственный механизм и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:Определение и изучение понятия государственного механизма и его структуры. Задачами данной работы являются:
Рассмотрение признаков и принципов организации, и деятельности государственного механизма.
Рассмотрение структуры механизма государства.
Рассмотрение понятия, признаков и видов государственных органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………...……2
Глава 1. Понятие механизма государства и его признаки…………...…….4
1.1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства………...…..4
1.2. Признаки механизма государства……………………………………...……5
Глава 2. Принципы организации и деятельности государственного механизма………………...……………………………………………………….9
Глава 3. Структура механизма государства…………...……………...........13
3.1. Органы законодательной власти……………………………...……………14
3.2. Органы исполнительной власти………………………………...………….16
3.3. Судебная власть…………………………………………………………......20
Глава 4. Орган государства. Понятие, признаки, виды……..…………...22
4.1. Понятие и признаки государственного органа……………………………22
4.2. Виды государственных органов………………………...………………….23
Заключение……………………………...………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_6.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

 

     В президентских  же республиках президент –  центральная фигура во всем государственном механизме. Он представляет государство внутри страны и за ее пределами, назначает дату выборов в парламент, в ряде стран распускает парламент, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов. Президент по общему правилу, обладает правом законодательной инициативы, имеет широкие полномочия по формированию правительства и контролю за его работой, в некоторых странах является одновременно главой государства и правительства. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами, он назначает высший командный состав армии, флота, внутренних войск, присваивает высшие воинские звания и т.д.

 

     Так же  существуют государства со смешанным  типом управления, при котором  элементы президентской республики  сочетаются с элементами парламентарной республики. Обычно в республиках смешанного типа президент избирается на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями; правительство формируется парламентским путем и политически ответственно перед президентом и перед парламентом.    

 

     Правительство  обычно имеет название «совет»  или «кабинет министров», иногда  оно официально называется правительством  и редко – государственным  советом. Правительством традиционно  считается создаваемый парламентом и президентом (чаще только парламентом или президентом) коллегиальный орган исполнительной власти. Его основное назначение – исполнение, реализация законов и правовых актов главы государства, для этого правительству необходимы распорядительные полномочия, предполагающие издание правительством собственных подзаконных актов, как нормативно-правовых, так и правоприменительных. Итак, «правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом»[16].

 

     Правительство возглавляет председатель, как правило, это премьер-министр, в Германии – канцлер, в Норвегии – государственный министр, в мусульманских странах – визир и т.д. В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры, руководители ведомств.

 

     Формируется  правительство по-разному, чаще  всего новое правительство формируется  после выборов парламента и  (или) президента. «Перед вновь  избранным Президентом Российской  Федерации Правительство Российской  Федерации слагает свои полномочия»[17]. Правительство на своих заседаниях принимает решения большинством голосов. По партийному составу различают: однопартийные, многопартийные, коалиционные, беспартийные правительства. 

 

     В состав  исполнительной власти входят  вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а так же правоохранительные и правозащитные органы – прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах исполнительная власть – двухуровневая, т.е. государственные органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации.

 

     В систему  органов исполнительной власти, как правило, входят местные  органы исполнительной власти. Эти  органы и должностные лица (губернаторы,  префекты, комиссары и другие) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами, территориями. Вместе с назначенными должностными лицами на региональном и местном уровнях нередко функционируют и избранные населением региона.

 

     Таким образом, исполнительная власть обладает самой разветвленной сетью разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Для того, чтобы все органы исполнительной власти эффективно функционировали, необходима исполнительная вертикаль. В отличие от законодательных и  судебных органов с многочисленным кадровым составом, органы исполнительной власти скреплены более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все – единому центру.

 

 

     3.3. Судебная власть 

 

 

     Органы  правосудия образуют сложную  систему, состоящую из судов  общей юрисдикции, арбитражных, административных, конституционных, военных и иных  судов. Особое место в этой  системе занимают мировые судьи.  Наверху этой системы находятся  верховные и конституционные суды. Суды осуществляют правосудие посредством судопроизводства, регулируемого процессуальным законодательством государства. А в странах, в которых судебный прецедент является источником права, суд участвует в правотворчестве.

 

     Судебная  власть принадлежит суду, а не  судебным учреждениям, которые  во многих странах включают  в себя помимо судей, секретарей, иных работников еще и судебных  следователей, прокуроров.

 

     Основными  фигурами в судебной системе  и судебных органах являются судьи. Во многих странах мира судьи несменяемы и назначаются пожизненно, но в действительности закон устанавливает предельный возраст пребывания судьи в должности. В Англии – 72 года, высших судов – 75 лет; в Японии – 65 лет; в России – 70 лет; в других государствах возрастной ценз варьируется в пределах 65 –70 лет.

 

     К кандидатам  на должность судьи помимо  высшего юридического образования  предъявляется большое количество  других требований, в том числе  и возрастные. Например, в России  судьями могут быть российские граждане, достигшие 25-летнего возраста, во Франции – 40 лет. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону. «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»[18]. «Судьи независимы и подчиняются только закону»[19].

 

     Рассмотрение  дел в судебном заседании осуществляется  на основе ряда принципов, признанных  в законодательстве многих стран  мира, а так же международных  актах, относящихся к защите  прав человека. Такими принципами являются:

 

     1). Независимость  суда и подчинение его только  закону.

 

     2). Свобода  допуска к правосудию. Этот принцип  означает, что любое физическое  или юридическое лицо может  обратиться в суд для защиты  своих прав и законных интересов,  причем какие-либо ограничения тут не допускаются.

 

     3). Коллективное  отправление правосудия. Исключение  из данного принципа допускается  только для рассмотрения мелких  гражданских и уголовных дел,  которые может рассматривать  мировой судья единолично.

 

     4). Возможность обжалования судебного решения в другой суд.

 

     5). Ответственность  государства за судебную ошибку (возмещение государством ущерба, нанесенного потерпевшему).

 

     6). Язык  судопроизводства.

 

     Результатом  судебного процесса является  судебное решение, в котором государственная власть находит наиболее полное выражение. Лица и организации, которым оно адресовано, обязаны его выполнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Орган государства.  Понятие, признаки, виды

 

 

4.1. Понятие и признаки  государственного органа

 

 

Поскольку механизм государства  состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков  государственного органа. Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа.

 

         «Орган государства – это первичный  элемент структуры государственного  механизма, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный властными полномочиями»[20].

 

         Поясним данное определение, указав  на характерные признаки государственного  органа.

 

         1). Государственный орган является  первичной структурной частью  единого государственного механизма, занимает в этой структуре определенное место и взаимосвязан с другими частями механизма.

 

         2). Государственный орган может  иметь внутреннюю структуру и  состоять из функциональных подразделений,  объединенных едиными целями, и  созданных для их достижения.

 

         3). Следующим важнейшим признаком  государственного органа является  наличие у него государственно-властных  полномочий (совокупности прав и  обязанностей) определенного содержания  и объема. Его компетенция определяется  задачами и функциями, которые он решает и выполняет. Порядок формирования и компетенция государственного органа регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Однако, при реализации своей компетенции, государственный орган не может выходить за ее пределы.

 

         4). Государственно-властные полномочия  органа государства заключаются  в возможности издания обязательных  к исполнению правовых актов  – нормативных или правоприменительных.  Выполнение решений государственного  органа осуществляется различными методами, в том числе и методом принуждения.

 

         5). Государственный орган активно  участвует в осуществлении государственных  функций, используя для этого  соответствующие формы и методы.  

 

 

4.2. Виды государственных  органов

 

 

            В связи с многообразием различных государственных органов их можно классифицировать, но не только на основе принципа разделения государственной власти, а и по другим основаниям.

 

         1). По способу возникновения –  первичные и производные. Особенность  первичных органов заключается в том, что они не создаются каким-либо другим государственным органом, а, либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются на основе избирательного права в установленном порядке (представительные органы) и получают властные полномочия от избирателей (народа). А производные органы образуются первичными органами и от них уже получают властные полномочия. К производным государственным органам можно отнести исполнительно-распорядительные органы, военные ведомства, органы прокуратуры и т.д.

 

         2). По объему властных полномочий  – высшие и местные. Однако  не все местные органы являются  государственными, например, таковыми  не являются органы местного  самоуправления. Высшие органы государственной  власти реализуют свои властные полномочия на всей территории государства. В федеративных государствах высшие органы субъектов распространяют всю власть на территории соответствующих субъектов федерации. А местные органы государственной власти осуществляют свою деятельность в административно-территориальных единицах (уездах, округах, коммунах, графствах, провинциях и др.)

 

         3). По широте компетенции –  общей и специальной компетенции.  Органы общей компетенции правомочны  решать наиболее широкий круг  вопросов. Органы же специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении одной функции, одного вида деятельности (министерства).

 

         4). По способу формирования –  выборные и назначаемые. В демократических  государствах преобладают выборные  органы.

 

         5). По особенностям деятельности  и порядку принятия решений  – коллегиальные и единоличные.  В коллегиальных органах решения  принимаются большинством голосов  (простым, абсолютным, квалифицированным  или взвешенным), например Федеральное  собрание РФ, а в единоличных органах решение принимаются единолично руководителем, например Президентом РФ.

 

         6). По времени функционирования  – постоянные и временные.  Постоянных органов в государственном  механизме большинство, поскольку,  он рассчитан на функционирование в нормальных условиях. Временные же органы создаются либо для деятельности в чрезвычайных условиях, либо для осуществления крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение. (Классификация государственных органов по различным основаниям представлена на схеме в приложении). 

 

Таким образом, государственная  власть, задачи и функции государства  осуществляются посредством его  механизма, одним из принципов формирования и деятельности которого является принцип  разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

 

Перспективы развития любого государства в значительной степени  зависят от совершенствования структуры  и деятельности его механизма, установления реального социального контроля за его функционированием.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Большое внимание в данной работе уделено соотнесению двух, как казалось бы, равных понятий  «механизм» и «аппарат» государства, однако мы выяснили, что «аппарат государства» входит в «государственный механизм», однако, каждый волен выбрать и другую точку зрения по этому вопросу.

            Государство для выполнения своих  функций создает систему государственных  органов (государственный аппарат), учреждений и должностных лиц,  которые в совокупности образуют  государственный механизм. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы и учреждения. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках, определяемых его компетенцией.

Информация о работе Государственный механизм и его структура