Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:39, реферат

Описание работы

Государственный долг является следствием систематического превышения расходов государства над его доходами и представляет собой сумму всех постатейных дефицитов бюджета, скорректированных на сумму всех положительных сальдо бюджета. Общий государственный долг страны – это объем всех обязательств правительства перед держателями ценных бумаг, а также задолжность по всем ранее полученным, но не погашенным кредитам.

Работа содержит 1 файл

Государственный долг.docx

— 14.63 Кб (Скачать)

Государственный долг, кредит

К началу 2001г. объем государственного внешнего долга Российской Федерации  превысил 140 млрд. дол., внутреннего долга – 550 млрд.

Государственный долг является следствием систематического превышения расходов государства над его  доходами и представляет собой сумму  всех постатейных дефицитов бюджета, скорректированных на сумму всех положительных сальдо бюджета. Общий  государственный долг страны – это объем всех обязательств правительства перед держателями ценных бумаг, а также задолжность по всем ранее полученным, но не погашенным кредитам.

Общий долг государства состоит  и долгов федерального и регионального  правительств и различных общественных фондов. Наиболее весомым и существенным по объему является долг федерального правительства, так как оно имеет  наибольший доступ к финансовым ресурсам как на внутреннем, так и на внешнем рынках капитала.

Принято разделять государственный  долг на внутренний и внешний, однако в экономической теории нет однозначности  в критериях такого разделения.

В общем случае определение  видов долга производиться исходя из валюты задолжности (национальная или иностранная) либо их групп кредитов (внутренние или внешние). Наиболее удобным в управленческом аспекте представляется определение государственного долга как сумм выпущенных ценных бумаг и полученных кредитов: внутреннего в валюте страны, внешнего - в иностранной валюте.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства  в следующих формах:

1)      кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2)      государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ,

3)      договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4)      переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основании принятых федеральных законов;

5)      соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Финансовые кризисы конца 90-х годов, произошедшие на развивающихся  рынках, повысили значение анализа  качества управления государственным  долгом в странах, сильно подверженных международным изменениям потока капитала и росту инфляции. В конце 1997 г. ряд государств, еще в недалеком  прошлом рассматривающиеся как  лидеры по объему привлеченных инвестиций, столкнулись с проблемой, названной  «двойными» дефицитами – дефицит  платежного баланса с одновременным  бюджетным дефицитом.

Решение указанной проблемы лежит в области рационального  управления внутренним и внешним  долгом одновременно, что весьма затруднительно ввиду принципиального различия управляющих воздействий: если внутренний долг правительство страны может  формально сократить его монетизацией, то внешний долг жестко привязан к  иностранной валюте и прямая его  монетизация невозможна.

В России с началом проведения рыночных реформ проблема управления государственным долгом стала одной  из наиболее актуальных. Уровень государственного долга в 1994 г. составлял 89 % от ВВП (внутренний долг – 19%, внешний – 70%). Более 80% внутреннего долга приходилось на долг правительства Банку России, а более 90% внешнего долга – на бывшие долги Советского Союза.

Вопрос о допустимом уровне государственного долга пока не решен  окончательно. В последние десятилетия, когда размеры долгового финансирования в мировой экономике значительно  выросли, предпринималось множество  попыток установить разумные пределы  роста государственного долга, но проведенные  исследования свидетельствуют об отсутствии однозначного определения величины отношения долга к тем или  иным макроэкономическим индикаторам.

До определенного уровня государственный долг может рассматриваться  только как инструмент проведения бюджетной  и денежно – кредитной политики, т.е. для осуществления заимствований  с целью финансирования дефицита бюджета, а также для регулирования  уровня ставок и денежного предложения  в экономике. Однако увеличение размеров долга становиться причиной того, что он сам начинает оказывать  влияние на проводимую денежно –  кредитную политику, прежде всего  на инфляционные ожидания экономических  агентов.

При всей актуальности вопроса  о предельно допустимом объеме государственного долга на практике необходимо учитывать  временный график обслуживания долга, поскольку в отдельные периоды  выплаты могут быть весьма значительны. Дополнительным фактором, влияющим на уровень госдолга, являются ожидания реальных и потенциальных инвесторов относительно экономической политики правительства и перспектив возврата вложенных средств. При большом  объеме долга выплаты по нему могут  быть равномерно распределены на длительном временном интервале, а сроки  заимствований могут быть весьма значительными. Однако возможна и обратная ситуация, когда государственный долг сформирован таким образом, что выплаты осуществляются неравномерно и в отдельные периоды возможны состояния государственных финансов, близких к дефолту, которые будут усиливаться негативными ожиданиями инвесторов.


Информация о работе Государственный долг