Государственный долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:56, контрольная работа

Описание работы

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 306.07 Кб (Скачать)

       1.Государственный  долг Российской Федерации 

       Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так  как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы  оплатить проценты по долгу и сам  долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после  выполнения которых и предоставляется  кредит.

       Внутренний  долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства  могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска  ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

       Рост  государственного долга влечет за собой  реальные негативные экономические  последствия.

       Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной  части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к  тому, что деньги из карманов менее  обеспеченных слоев населения переходят  к более обеспеченным, т. е. те, кто  владеет облигациями, становится еще  богаче.

       Во-вторых, повышение ставок налогов как  средство выплаты государственного внутреннего долга или его  уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям  средств в новые рискованные  предприятия, а также усилить  социальную напряженность в обществе.

       В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты  процентов или сумм основного  долга)

       В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны.

       В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно  приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения  могут унаследовать экономику с  уменьшенным производственным потенциалом  и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

       Механизм  регулирования государственного долга  в рыночных условиях объединяется понятием "реструктуризация", т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусмат­ривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.

         В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация, использование облигаций Брейди.

         Рефинансирование - это погашение  старой задолженности (и процентов  по ней) за счет выпуска нового  займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования  государственного долга: замена  обязательств (с согла­сия их  держателей) с истекшими сроками  погашения на новые, по сумме  экви­валентные погашаемым; досрочная  замена одних обязательств на  другие с более длительными  сроками погашения; размещение (продажа)  новых облигаций и за счет  вырученных средств погашение  облигаций с истекшими сроками  погашения.

         Другой способ - выкуп долга. В  случаях, когда государства-должники  могут располагать значительными  объемами финансовых резервов, можно  разрешить заемщику самостоятельно  выкупить собственные долги, что  позволяет сократить общий объем  государственного долга. Однако  мировая практика негативно относится  к досрочному выкупу долгов. Это  связано с тем, что выигрыш  от этого получают, во-первых, наихудшие  заемщики, долги которых торгуются  с наибольшим дисконтом, и,  во-вторых, нарушается принцип равенства  кредиторов.

       Секьюритизация  долга - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая  ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и  еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые  на европейском рынке среди зарубежных инвесторов. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Внешний долг РФ 

       Внешний долг России — обязательства, возникающие  в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

       В абсолютном выражении российский внешний  государственный долг на 1 мая 2011 года составил 38,83 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на начало апреля 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время 22 апреля 2010 года Россия, после двенадцатилетнего перерыва, снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

       Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП, а на начало 1999 года 146,4 % от ВВП.

       По  принятому трёхлетнему бюджету  на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен  на нефть бюджет России стал дефицитным. 

Таблица 1. Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 мая 2011 года

Наименование Сумма, млн  долларов США Эквивалент  млн евро
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  СССР, принятые Российской Федерацией) 38 832,8 26 171,1
Задолженность перед официальными кредиторами  — членами Парижского клуба 682,1 459,7
Задолженность перед официальными кредиторами  — не членами Парижского клуба 1 608,2 1 083,8
Задолженность бывшим странам СЭВ 1 137,8 766,8
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 57,5 38,8
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 2 934,4 1 977,6
Задолженность по еврооблигационным займам 29 820 20 097
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего  государственного валютного займа) 1 774,9 1 196,2
Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте 817,9 551,2
 
 

Динамика  внешнего долга Российской Федерации 

       Пик российского государственного долга  пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний государственный  долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный  внешний и внутренний государственный  долг составлял 84 % ВВП).

       В 2004—2008 годах государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу  августа 2006 Россия осуществила досрочные  выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный  долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

       Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный  долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.[8]Дата Сумма, млрд долл. США(Таблица 2) 

Таблица 2.Динамика внешнего долга РФ

Дата Сумма, млрд долл. США
2006, 1 января 76,5
2007, 1 января 52,0
2008, 1 января 44,9
2009, 1 января 40,6
2010, 1 января 37,6
2011, 1 января 39,96
2011, 1 мая 38,83
2011, 1 июня 37,10
2011, 1 августа  36,77
 
 

Внешний долг частного и федерального сектора 

       По  данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд долл США. В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП.

       Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).(Таблица 3) 

Таблица 3. Внешний долг частного и федерального сектора

Дата Сумма, млрд долл. США
2006, 1 января 257,2
2007, 1 января 313,2
2008, 1 января 471,0
2009, 1 января 479,9
2010, 1 января 471,6
2011, 1 января 493,225
 
 
 
 
 
 
 

3. Внутренний  долг РФ 

       Внутренний  долг государственный — финансовые обязательства государства, возникающие  в связи с привлечением для  выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных  организаций и населения страны.

       В Российской Федерации включает в  себя долговые обязательства Правительства  РФ, выраженные в валюте РФ, перед  юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства  РФ. Внутренний долг охватывает задолженности  прошлых лет, вновь возникшие  задолженности и долговые обязательства  бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

       Может иметь форму кредитов, государственных  займов, осуществленных посредством  выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

       Основные  государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

    • государственные краткосрочные облигации ГКО;
    • государственные долгосрочные облигации;
    • облигации государственного сберегательного займа;
    • облигации внутреннего государственного валютного займа;
    • казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты

       Министерства  финансов РФ. Федеральным законом  «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

       По  данным Министерства Финансов РФ на 1 марта 2011 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 2 605,198 млн рублей.

Информация о работе Государственный долг РФ