Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его использования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры

любого современного общества играет государственное регулирование,

осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из

наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять

экономическое и социальное регулирование, является финансовая система

общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством

финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на

формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая

возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------3


1. Понятие бюджета и его роль в финансовой системе государства. Бюджетная

политика Республики Беларусь

1.1. Понятие Государственного бюджета и бюджетное устройство Республики

Беларусь------------------------------------------------------5

1.2. Бюджетная политика Республики Беларусь---------------------7

2. Доходы и расходы госбюджета РБ

2.1. Понятие доходов, расходов, их виды-----------------------------10

2.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики

Беларусь и налоговая политика Республики Беларусь -16

3. Дефицит государственного бюджета -------------------

3.1. Основные виды бюджетных дефицитов--------------------------22

3.2. Способы финансирования дефицита государственного

бюджета -------------------------------------------------------------------

---23

3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике

Беларусь -----------------------------------------26


Заключение -------------------------------------------------------29


Список литературы --------------------------------------------31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 83.39 Кб (Скачать)

        Государственный бюджет является  исторической категорией,

появившейся с возникновением государства и  развитием товарно-денежных

отношений, он задействован в разных эпохах для  обеспечения выполнения

общегосударственных функций. Поэтому сущность бюджета  как экономической

категории не меняется в зависимости от смены  общественных формаций, но на

его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди

объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных

сил, экономический  потенциал страны, характер производственных отношений,

экономические, природные, социальные особенности  и др. К субъективным

факторам  относятся тип государства, политика правительства в конкретном

периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень

экономической науки и др. Бюджеты разных стран  имеют схожую структуру

доходов (их формирование по большей части  за счет налогов) и расходов,

несмотря  на любые национальные и другие особенности. 

1.2  Бюджетное  устройство и бюджетная политика  Республики Беларусь 

     В Законе РБ "О бюджетной  системе РБ и государственных внебюджетных

фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный бюджет" определен как

"основной  финансовый план формирования  и использования денежных средств  для

обеспечения функций государственных органов, экономического и социального

развития  Республики Беларусь или соответствующих административно-

территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского

типа, сельсоветов)". В бюджетную систему Республики Беларусь как

самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При

рассмотрении  нашего госбюджета часто используется понятие консолидированный

бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей

административно-территориальной  единицы. Министерство финансов Республики

Беларусь  и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные

бюджеты соответственно Республики Беларусь и  ее административно-

территориальных единиц.

     Бюджетная политика государства  в сжатом выражении - это выработка  и

реализация  подходов по формированию основных доходных источников,

определению приоритетов в финансировании государственных  расходов и

регулированию дефицита бюджета.  Данная триада направлена на активное

регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов

производства, развитие здоровой конкурентной среды  во всех секторах

экономики, социальную защиту населения.

Более 70 лет  бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском

Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по

формированию  бюджета проводилась централизованно  Министерством финансов

СССР, а  значит, мало учитывала особенности  республики.

С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получила качественно

иное содержание. Стратегический курс на построение социально

ориентированной рыночной экономики - со всеми присущими  ей закономерностями

развития - предъявляет к бюджетной политике государства требование служить

эффективным инструментом регулирования совокупного  спроса, проведения

антициклической или проциклической политики  в зависимости от текущих

экономических условий и задач. Не менее актуальна  и задача обеспечения

стабилизации  экономики страны.

За последние  годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику

формирования  бюджетной политики, параллельно  осуществляя большую

методологическую  работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что

действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином

РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не

соответствовала новым требованиям времени. Это  затрудняло процесс

составления, исполнения и анализа бюджета. В  то же время в процессе

бюджетного  регулирования появились новые  для республики финансовые

категории: дефицит бюджета и источники  его финансирования, государственный

внешний и внутренний долг.

  Процесс  консолидации в бюджете ряда  государственных внебюджетных и

бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с

юридическими  и физическими лицами потребовали  проведения большой работы по

обновлению  бюджетного законодательства.

         Напряженная и целенаправленная  работа дала свои результаты. В

стране  был принят Закон о "О бюджетной  классификации Республики Беларусь",

который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в

процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного

бюджета, государственных внебюджетных и  бюджетных целевых фондов,

внебюджетных  средств бюджетных учреждений и  организаций. Также в новой

редакции  принят Закон "О бюджетной системе  Республики Беларусь и

государственных внебюджетных фондах", который заложил принципы

функционирования  бюджетной системы страны. Обновление бюджетного

законодательства  должно было способствовать эффективному проведению

бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных

программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым

использованием  средств республиканского бюджета  и целевых бюджетных фондов.

В качестве критериев эффективности бюджетной  политики можно предложить

следующие:

* уровень  собираемости бюджетных доходов  в целом, налогов в частности;

* уровень  выполнения бюджетных обязательств;

* величину  бюджетного дефицита и скорость  роста государственного долга;

* объем  финансовых ресурсов, отвлекаемых  на обслуживание государственного

бюджета;

* величину  валютных резервов, используемых  для финансирования бюджетного

дефицита;

* динамику  валового внутреннего продукта;

* уровень  безработицы;

* степень  выполнения законодательных и  приравненных к ним актов о  бюджете.

        Анализ бюджетной политики, являющейся  одним из основных направлений

экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по

определению основных задач и количественных параметров формирования доходов

и расходов бюджета, чему и посвящена следующая  глава. 
 
 

2. Расходы  и доходы госбюджета

          2.1. Понятие доходов, расходов, их  виды

Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых

экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы

перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках

государства. Доходы и расходы бюджета - это  объективно обусловленные

категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат

финансовой  базой деятельности государства, расходы - удовлетворению

общегосударственных потребностей.

          Расходы государственного бюджета  - это экономические отношения,

возникающие в связи с распределением фонда  денежных средств государства и

его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета проявляется через  конкретные виды расходов,

каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и

количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить

экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных

расходов, количественная - их величину.

Для выяснения  роли и значения многообразных бюджетных  расходов их обычно

классифицируют  по определенным признакам: по роли в  воспроизводстве,

общественному значению, отраслям производства и  видам деятельности,

целевому  назначению.

По роли в общественном производстве расходы  государственного бюджета

подразделяются  на две части: одна связана с развитием  материального

производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая

используется  на содержание и дальнейшее  развитие  непроизводственной

сферы.  С  помощью бюджетных расходов государство может регулировать

распределение денежных средств между материальным производством и

непроизводственной  сферой в соответствии с потребностями  общества в области

экономического  и социального развития; воздействовать на стоимостную

структуру общественного производства, стимулировать  развитие принципиально

новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-

технического  прогресса.

         Экономическая группировка бюджетных  расходов по их общественному

назначению  отражает выполняемые государством функции - экономическую,

социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением, все

расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное

хозяйство,  социально-культурные мероприятия, оборона  и управление.

        Наиболее крупными до недавних  пор были расходы бюджета на

финансирование  народного хозяйства. В их состав включались расходы на

Информация о работе Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его использования в Республике Беларусь