Государственный аппарат

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной.

Содержание

Введение
1. Понятие и структура механизма государства: общая характеристика
2. Орган государства: понятие, признаки, виды
3. Структура государственного аппарата Российской Федерации
4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата Российской Федерации
5. Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая гос. аппарат.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Прокуратура Российской Федерации, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

статья 129 Конституции РФ посвящена прокуратуре  Российской Федерации. В силу стоящих  перед ней задач прокуратура  в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в гл. 7 "Судебная власть", является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 26 Вместе с тем общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами.28

Принятая  в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"29 подтвердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этому документу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих на территории России законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту  под дискуссией о роли и месте  прокуратуры в системе органов  государственной власти, поставила  точку под попытками ликвидировать  прокуратуру как орган общего надзора за исполнением законов.

Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также такая новая функция, как координация деятельности органов внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 

Принципы, о которых здесь идет речь, - это  законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно  сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными  законами принцип осуществления  судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято  делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в  Конституции Российской Федерации, ко второй - принципы, сформулированные в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" и иных федеральных законах ("О Конституционном Суде Российской Федерации", "О прокуратуре Российской Федерации" и др.). Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

     Принцип народовластия проявляется в  демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

     Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности. обеспечение благосостояния человека и общества. Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в основах конституционного строя провозгласила: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистральный путь развития России.

     Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает  самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

     Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

     Согласно  статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

     Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства  данный принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Наряду  с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

- приоритет  прав и свобод человека и  гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

-равный  доступ граждан к государственной  службе в соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой;

- обязательность  для государственных служащих  решений. принятых вышестоящими  государственными органами и  руководителями в пределах их  полномочий и на основе законодательства  Российской Федерации;

- профессионализм  и компетентность госслужащих;

- гласность в осуществлении государственной службы;

- ответственность  служащих за принимаемые решения,  неисполнение либо ненадлежащее  исполнение своих должностных  обязанностей;

- внепартийность  государственной службы; отделение  религиозных объединений от государства;

     К числу этих принципов следовало  бы также отнести сочетание коллегиальности  и единоначалия, экономичность государственной  службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных  условиях существования чрезмерно  разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как  системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодействии, придают механизму  государства необходимые для  его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, механизм современного Российского  государства - это закрепленная Конституцией и иными действующими в настоящий  момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства. Принципы организации и деятельности государственного механизма - это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного механизма.

К общим  конституционным принципам организации  и деятельности механизма современного Российскою государства относятся: народовластие. гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Исполнительная  власть в России - это обособленная и специфическая форма власти президентской. Президентская власть, поглощая частично функции собственно исполнительной власти, стоит над этой властью, подчиняет и контролирует ее. Тем не менее, президентская власть не тождественна исполнительной, не сливается с нею. В пределах компетенции, установленной Конституцией РФ и федеральными законами, Правительство РФ самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Таким образом, в России создается "полицентричная" система исполнительной власти. Полномочия, которыми Конституция РФ наделила Президента, явно завышены. Обширные и весьма неопределенные по своему объему функции и полномочия президентской власти в России не только противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешенность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль, но могут привести к личной диктатуре. 

Информация о работе Государственный аппарат