Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 08:19, реферат

Описание работы

Современные рыночные отношения практически во всех странах регулируются государственным законодательством. Они связаны с изменчивой политической конъюнктурой, но строятся на основе объективно необходимых и регулируемых государственными органами хозяйственных связей, межотраслевого и международного перелива капитала, игры на мировом рынке, международных валютно-финансовых отношений. Современная экономика страны не в состоянии развиваться в изоляции от международного рынка, механизмы которого определяются международными законами и государственной политикой стран.

Работа содержит 1 файл

государственное регулирование.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

    К административным методам регулирования  экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

    Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

    Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

    Принуждение основано на применении мер наказания  за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

    Административные  методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

    Экономические и административные методы находятся  в определенной взаимосвязи. Так  как любой экономический регулятор  применяется или изменяется после  принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Понятие фондового рынка 

    Фондовый  рынок, или рынок акций – от английского stock market – площадка, где  торгуются акции и облигации. Основные функции фондового рынка:

    - Обеспечение дополнительного финансирования для предприятий, в обмен на продажу последними доли в собственности (акции) или долговыми обязательствами (облигации);

    - Перераспределение финансов между отраслями;

    - Рыночное ценообразование.

    Таким образом, мы можем приобрести долю в  приглянувшейся компании и получить от этого прибыль двумя основными  способами:

    - Получать дивиденды.

    - Играть на курсовой стоимости ценных бумаг.

    Если  первый способ не нашел широкого применения в нашей стране, в виду низкого  размера этих самых дивидендов, то вторым способом пользуется большинство  трейдеров и инвесторов в нашей  стране и за рубежом.

    Компания  получает дополнительные денежные средства и может пустить их в дальнейшее развитие.

    Следует понимать, что сам по себе фондовый рынок НЕ производит каких-либо материальных продуктов, поэтому выигрыш одного участника – это неизбежно  проигрыш другого. Другое дело что проигрыш может быть на коротком интервале, а в долгосрочном эта сделка может принести неплохую прибыль.

    Прямой  доступ на фондовый рынок имеют только профессиональные участники рынка  ценных бумаг, имеющие соответствующую  лицензию. На фондовом рынке существует несколько групп участников, осуществляющих профессиональную деятельность:

    Брокер  – лицо, непосредственно совершающее  сделки на торговой площадке от имени  или по поручению клиента.

    Дилер – лицо, совершающее сделки от своего имени и на свои средства. Чаще всего брокерские компании также осуществляют торговые операции на свои средства.

    Управляющий активами – лицо, совершающее операции на фондовом рынке в интересах  своего клиента. В отличии от брокера, который просто исполняет заявки, управляющий самостоятельно принимает торговые решения согласно выбранной стратегии.

    Клиринговая палата – осуществляет учет сделок с ценными бумагами между участниками  фондового рынка.

    Депозитарий – лицо, осуществляющее учет и переход  прав на ценные бумаги.

    Реестр  – собирает, учитывает, обрабатывает и хранит данные по владельцам ценных бумаг.

    Биржа – организует проведение сделок по купле-продаже ценных бумаг. В России две крупнейшие биржи – ММВБ и  РТС 

    2.1 Регулирование фондового рынка. 

    Фондовый  рынок в России регулируется как законодательно (ФСФР), так и с помощью некоммерческих организаций – объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг.

    В настоящее время на российском фондовом рынке действуют 2 такие некоммерческие организации:

    НАУФОР  – Национальная Ассоциация Участников Фондового Рынка

    ПАРТАД  – Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев.

    Федеральный орган, регулирующий деятельность фондового  рынка:

    ФСФР  – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР РФ находится в прямом подчинении Правительству Российской Федерации.

    Благодаря этим организациям современный российский фондовый рынок постоянно развивается  и приходит к цивилизованным формам взаимоотношений между его участниками. 
 

    2.2 Государственное регулирование фондового рынка 

         Государственное участие в регулировании   фондового  рынка необходимо, поскольку  этот  рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны.  Особенно  активную роль  государство  должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может "запустить" это рынок в его  цивилизованной безопасной форме.

         Основные функции государства  в регулировании:

         а) идеологическая  и  законодательная  (концепция  рынка, программа ее реализации и т.п.;

         б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры;

         в) установление "правил игры" (требований  к  участникам, операционных и учетных стандартов);

         г) контроль за финансовой устойчивостью   и  безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению,  контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

         д) создание системы информации  о состоянии  рынка  ценных бумаг и  обеспечение ее открытости для инвесторов;

         е) формирование системы защиты  инвесторов  от  потерь  (в т.ч.  государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

         ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования  (монетарного, валютного, фискального, налогового);

         з) предупреждение  чрезмерного   развития   рынка   государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на  покрытие  непроизводительных

    расходов государства).

         Другим аспектом роли государства  на  рынке  ценных  бумаг является то,  что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором  (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков),  использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

      Российский фондовый  рынок   имеет исключительно сложную  и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется тремя причинами:

         1) смешанная модель рынка ценных  бумаг (центральный  банк и небанковские  государственные органы в качестве регулирующих инстанций;

         2) активное  вмешательство  в  регулирование рынка ценных бумаг приватизационного агентства (Госкомимущества);

         3) неустойчивость и конкуренция  властных структур. 
 
 
 

    3. Понятие денежного обращения наличное, и безналичное обращение 

    Сменяя  форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

    Общественное  разделение труда и развитие товарного  производства являются объективной  основой денежного обращения. Образование  общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.

    Началу  движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.

    Денежное  обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.

    Налично-денежное обращение — движение наличных денег  в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа  и средства обращения). Наличные деньги используются:

    . для кругооборота товаров и  услуг;

    . для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возмещении по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода и др.

    Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.

    Налично-денежное движение осуществляется с помощью  различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных  инструментов

    (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных  карточек).

    Безналичное обращение — движение стоимости  без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждении, зачет взаимных требовании. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждении привели к возникновению такого обращения.

    Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

    Безналичный денежный оборот охватывает расчеты  между:

Информация о работе Государственное регулирование