Государственное регулирование экономики: необходимость, суть, функции, цели и объекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:13, реферат

Описание работы

Необходимость государственного регулирования рынка. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

Работа содержит 1 файл

ГРЭ необходимость, суть, функции, цели и объекты .docx

— 36.62 Кб (Скачать)

   Государственное регулирование экономики: необходимость, суть, функции, цели и объекты  

   Необходимость государственного регулирования  рынка. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

     Активное  участие государства в экономической  жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.

          Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма — конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

     Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание  такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением. Другим аспектом антимонопольной политики государства и поддержания рабоспособности рыночного механизма является правовая защита производителей и потребителей. Прежде всего должно быть обеспечено право собственности и экономической самостоятельности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

          Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

          В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

          Сущность государственного регулирования  рыночной экономики в развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует рациональному использованию исчерпаемых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение сиюминутных экономических интересов.

   Итак, необходимость вмешательства государства  в экономику обусловлена:

  • созданием условий для эффективного функционирования самого рыночного механизма;
  • ликвидацией негативных последствий рыночных процессов;
  • защитой национальных интересов на мировом рынке;
  • решением проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или решает их неэффективно
 

   Государственное регулирование экономики - это система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.  

   Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия социально-экономической жизни, в которых возникают или могут возникать проблемы и которые не могут решиться произвольно или решаются неэффективно, т.е. это: экономические циклы; структура экономики, условия накопления и инвестиционные процессы; научно-технический прогресс; инновационные процессы; денежное обращение и инфляция; цены; платежный баланс; блок социальных проблем (занятость, доходы населения, социальная защита, подготовка и переподготовка кадров и т.д.); условия конкуренции, окружающая среда (экологические проблемы); регионы.

   Основные  функции ГРЭ 

  1. Функция определения целей - т.е. определение целей, приоритетов и основных направлений развития национальной экономики.
  2. Стимулирующая функция - формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность хозяйствующих субъектов (их интересы) и стимулировать экономические процессы в нужном для общества направлении.
  3. Регламентирующая (нормативная) функция - государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле.
  4. Функция корректирования сводится к распределению ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, минимизация и ликвидация негативных экстерналий и обеспечения нормальных социально-экономических условий жизни общества.
  5. Социальная - предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений (например, между наемными работниками и работодателями), перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, сохранение окружающей природной среды и т.д.
  6. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики - это регулирование государственного сектора экономики, создание общественных товаров и благ.
  7. Контролирующая - это государственный контроль за выполнением законов и нормативных актов, экономических, экологических и социальных стандартов и т.д.
 

   Итак, основные функции государства:

  • образование правовой базы;
  • защита конкуренции;
  • обеспечение экономики необходимым количеством денег ;
  • минимизация негативных экстерналий;
  • распределение и перераспределение доходов;
  • производство общественных товаров и услуг.

   Основные  цели ГРЭ  

   Цели  государственного регулирования на каждом историческом этапе зависят  от множества факторов: степени развития экономики; структуры экономики  на современном этапе и от ее изменения  в будущем; степени участия страны в международном разделении труда.  

   Классический "набор" целей государственного регулирования экономически развитых стран:

  1. экономическое развитие;
  2. полная занятость;
  3. экономическая эффективность;
  4. стабильный уровень цен;
  5. экономическая свобода;
  6. справедливое распределение доходов;
  7. сбалансированность торгового баланса.
 

   Наиболее  распространен так называемый магический четырехугольник, т.е. четыре взаимосвязанные  цели, за реализацию которых государство  несет ответственность. Это следующие  целевые установки развития страны:

   экономический рост;

   высокий уровень занятости;

   стабильность  цен (устойчивость денег);

   внешнеэкономическое равновесие.  

   Экономическая политика государства  и ее виды  

   В правовом обществе обеспечение прав человека является главной обязанностью государства, т.к. каждый человек свободен в выборе экономических, политических, социальных интересов, а также свободен в выборе способов их удовлетворения, но в границах существующего законодательства.  

   В отличие от гражданского общества, где сколько людей столько и интересов, государство - одно. В государстве важным является момент общего (интегрированного) интереса и свободы большинства граждан. Для этого государственная политика должна быть известной и понятной обществу, закрепленной законодательно и организационно.  

   Существует  много определений понятия "экономическая  политика". В общих чертах - это  целенаправленное влияние на социально-экономические  процессы (на макро- и микроуровне), создание и совершенствование условий экономического развития, соответствующих определенному общественному строю.  

   В многих экономических исследованиях понятия "государственная экономическая политика" и "государственное регулирование экономики" отождествляются. Однако наиболее близким к истине будет утверждение, что экономическая политика является той основой, на которой базируется государственное регулирование экономики.  

   Различают следующие виды экономической политики:

  1. Антициклическая политика - направлена на поддержание определенных темпов экономического роста (регулирование макроэкономической конъюнктуры).
  2. Структурная политика - предполагает формирование прогрессивной и эффективной структуры национальной экономики.
  3. При помощи амортизационной политики государство стимулирует накопление капитала, которое в будущем станет основой расширения и обновления производства.
  4. Государственная инвестиционная политика ставит своей целью регулирование капиталовложений с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации.
  5. Научно-техническая и инновационная политика - деятельность государства, направленная на развитие науки и техники, обеспечение стратегических научных и технологических приоритетов, внедрение результатов НТП в производство.
  6. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - определяет источники финансирования государственной казны, формирования налоговой системы и государственного бюджета.
  7. Кредитно-денежная (монетарная) политика - состоит в государственном обеспечении экономики страны необходимым количеством денег, регулированием денежного и кредитного рынков.
  8. Ценовая политика - влияние государства на цены и ценообразование с целью влияния на инфляцию, стимулирования модернизации производства, усиления конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, осуществления конъюнктурной и структурной политики, смягчения социальной напряженности в обществе.
  9. Внешнеэкономическая политика государства - охватывает различные аспекты внешней торговли, контроль за миграцией капиталов и рабочей силы, поддержку отечественного предпринимательства за рубежом и т.д., с целью ликвидации диспропорций платежного баланса и достижения внешнеэкономического равновесия.
  10. Социальная политика государства - сосредотачивается на формировании эффективных социально-экономических условий жизни общества, регулировании отношений между социальными группами, формировании экономических стимулов для участия в производстве, обеспечении эффективной занятости населения, создании социальных гарантий и условий для повышения благосостояния членов общества.
  11. Конкурентная политика государства - ставит своей целью разработку методов для создания конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции, борьбы с монополизмом и т.д.
  12. Региональная политика - это деятельность государства по обеспечению сбалансированного и комплексного развития отдельных территорий страны, исходя из общегосударственных и региональных интересов, путем использования абсолютных и относительных преимуществ регионов.
  13. Экологическая политика - направлена на обеспечение экологического равновесия, охрану окружающей среды, создания безопасных условий жизни граждан.
 

     Способы, методы  и инструменты  государственного  регулирования экономики  

   Государство, осуществляя регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов  и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как  о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном  наборе общественных форм и методов  государственного регулирования.  

   Рассмотрим  универсальные средства госрегулирования, применяемые в последнее время.  

   Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.  

   Правовое  регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.  

   Административное  регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю - установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.  

   С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера  действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.  

   Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:

  • бюджетная и фискальная политика;
  • денежно-кредитная политика;
  • программирование;
  • прогнозирование и планирование.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: необходимость, суть, функции, цели и объекты