Государственно-церковные отношения в современной России (1991г. до настоящего времени)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение особенностей взаимоотношений Государства и Церкви в политической системе.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……3-4
I.Понятие политической системы………………………………………….
1.Основные функции политической системы и политические
подсистемы……………………………………………………………….5-6
2.Функции государственной власти (внутренние и внешние)……….….7
3.Политический процесс……………………………………………….8-10
II.Основные виды взаимодействия государства и церкви……….…11-14
III.Отношения Российского государства с религиозными
объединениями…………………………………………………………15-19
IV. Место и роль церкви в эволюции политической системы
общества……………………………………………………..…………20-23
Заключение………………………………………………..………………24
Список литературы…………………………………………………….…25

Работа содержит 1 файл

ИОГиП.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции  Российской Федерации»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ (филиал)

            

  

                               по специальности «Юриспруденция» 

                                               заочное отделение 

                        кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

История отечественного государства и права

«Государственно-церковные отношения в современной России

(1991г. до  настоящего времени)»

 

 

 

 

                                                                           Выполнила студентка

212 учебной группы  2 курса

Ведерникова Любовь

Андреевна

 

Научный руководитель

Ромашова Е.Ю

 

Дата защиты_________________

 

Оценка______________________

(подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

                                                      Ижевск

                                                        2013г.

 

 

Оглавление.

Введение…………………………………………………………….……3-4

I.Понятие политической системы………………………………………….

1.Основные функции политической системы и политические

подсистемы……………………………………………………………….5-6

2.Функции государственной власти (внутренние и внешние)……….….7

3.Политический процесс……………………………………………….8-10

II.Основные виды взаимодействия государства и церкви……….…11-14

III.Отношения Российского государства с религиозными

объединениями…………………………………………………………15-19

IV. Место и роль церкви в эволюции политической системы

общества……………………………………………………..…………20-23

Заключение………………………………………………..………………24

Список литературы…………………………………………………….…25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Взаимоотношения религиозных  институтов и политических структур в истории религии приобретали  крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви, и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.   
к настоящему времени сложились две системы, характеризующие положение церкви в государстве: 
·        Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями. 
·        Режим отделения церкви от государства и школы от церкви. 
Вопросы отношений государства и церкви занимали умы многих ученых,

мыслителей и исследователей, живших и работавших в самое разное время. 
Протоирей Александр Шаргунов в статье «Церковь и власть»   приводит высказывания известных представителей духовенства о церкви, религии и государстве. Так, Апостол Павел говорил: «… люди… должны повиноваться государственному закону не только по страху наказания, но и по совести, по сознанию долга…». Такую точку зрения разделяет и Иоанн Златоуст: «… ты долженповиноваться закону не только потому, что, не подчинившись ему , противишься Богу…, но и потому, что закон… есть величайший твой благодетель…»[1]. 
В связи с вышеописанным, очевидно, что вопрос взаимоотношений Церкви и государства является весьма актуальным, тем более в России – стране много национальной и многоконфессиональной. 
Цель данной работы – изучение особенностей взаимоотношений Государства и Церкви в политической системе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Понятие политической системы.

1.Основные функции политической системы и политические подсистемы. 

Понятие "система", заимствованное социологами из биологической  теории, весьма пригодилось политологам, так как политическая система, подобно  живому организму, состоит из взаимозависимых частей, и чтобы понять, что представляет собой организация как целое, необходимо изучить сложное взаимодействие этих элементов. Речь идет о целом комплексе политических, общественных организаций и институтов, идеологий, норм и традиций.  
Очевидно, что первым необходимым компонентом в этом комплексе являются граждане, совокупность людей, составляющих политическое сообщество, члены которого стоят на различных ступенях общественного организма, входят в различные объединения и представляют основу любой системы, движущую силу других политических институтов. 
Понятие "политическая система" позволяет свести воедино основные институты, в которые входят граждане, занимаясь политической деятельностью. 
Политическая система представляет собой одну из систем общества, наряду с экономической, социальной и духовной. Что же отличает политическую систему от других систем общества? 
Первое - верховенство политической системы. С ее помощью осуществляется политическая власть в обществе, и принимаемые в ее рамках решения обязательны для всего общества и каждой ее подсистемы. 
Второе - ее обусловленность общественной средой, в первую очередь, социально-экономической структурой общества. 
Третья особенность политической системы - относительная самостоятельность, определяемая наличием специального механизма структур, ролей, функций групп. Политическая система в значительной степени формализована, так как отношения в ее рамках, как правило, регулируются специальными нормами - правовыми и политическими. Названные особенности наполняются конкретным содержанием в определенной социально-экономической среде, на каждом данном историческом этапе развития. 
От признаков следует отличать основные функции политической системы. К ним относятся:

  • определение целей и задач общества;
  • мобилизация ресурсов;
  • интеграция всех элементов общества;
  • легитимизация, под которой понимается достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

Определение целей и  задач общества, а также мобилизация ресурсов на их выполнение составляют главную функцию политической системы, в то время как интеграция и легитимизация являются одновременно функцией и политический системы, и других подсистем общества, в частности духовной. 
Политическая система - это образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Внутри этого организма представляется целесообразным выделить четыре подсистемы в зависимости от их роли и выполняемой функции:

  • политические организации;
  • политические нормы;
  • политические отношения;
  • политическое сознание.

Элементами политической системы можно считать такие  институты социальной жизни, группы, нормы, функции, которые находятся  в тесном взаимодействии с политическим управлением. С точки зрения ролей и функций, выполняемых теми или иными элементами политической системы, можно различить монофункциональные элементы, т.е. такие, которые выполняют исключительно политическую функцию (партии), и полифункциональные, для которых политическая функция является лишь одной из многих, но тем не менее занимает существенное место (общественные организации, творческие объединения). Наконец, следует отметить наличие эпизодических политических функций или взаимодействие у тех институтов, организаций или групп, для которых политика не является важным содержательным элементом. 
Политические аспекты деятельности присущи почти всем современным институтам, общностям и отдельным личностям. Но в политическую систему в качестве ее элементов входят только те институты, для которых такая деятельность представляет существенную характеристику.

 

 

 

 

 

 

 

2.Функции государственной  власти (внутренние и внешние).

 
Существуют несколько теоретических  схем, объясняющих функционирование политических систем. 
Алмонд предложил довольно широкую схему сравнительного анализа политических систем, неудовлетворенный тем, что внимание большинства политологов сосредоточено в основном на сравнении конституционных и сущностных черт западных стран и что в результате такого подхода вне поля зрения исследователей остаются многие важные и интересные особенности политического процесса в других странах. 
Прежде всего, он постарался найти ответ на такой вопрос: какие политические структуры и процедуры являются общими для всех стран, будь то развитые или развивающиеся государства. Это логичный вопрос, позволяющий выявить главное в любой деятельности государства. Отвечая на него, Алмонд сформулировал следующие основные функции государственной власти. 
Внутренние функции:

  • политическая социализация и завоевание политической поддержки;
  • выявление и формирование общественных интересов;
  • согласование общественных интересов;
  • развитие политических связей.

Внешние функции:

  • выработка решений;
  • осуществление решений;
  • развитие споров.

Следующий вопрос, который встал перед исследователем, был таким: а каким образом государства осуществляют эти функции? С помощью каких структур? Подход к анализу политических явлений, предложенный Алмондом, не случайно называется в политологии структурно-функциональным подходом. 
В западной политической науке опубликовано немало исследований политической жизни, основанных на широком применении именно этого подхода. 
Впрочем, следует сказать, что в западной политологии многие исследователи не разделяют такого подхода. В частности, некоторые ученые исходят из того, что главным предметом изучения в политической науке должны быть только функции - самые важные и самые существенные черты любой политической системы. Что же касается структур, то они, по мнению этой группы ученых, предопределяются функциями.

 

3.Политический процесс.

 
Нечто похожее на функционально-структурный  подход Алмонда появилось и в  исследовании политических процессов - системная модель Дэвида Эстона. Эстон рассматривает в своих трудах такую проблему: можно ли, сравнивая политические системы, сопоставлять не только государственные структуры, но и общественные организации? Скажем, можно ли сравнивать лейбористскую партию Великобритании с французской социалистической партией или американский штат Калифорния с западногерманской землей Бавария и т.д.? 
Проблема здесь заключается в том, что некоторые государства, как например, Монако, Лихтенштейн или Ливан, хотя и являются независимыми государствами, на деле имеют меньшую автономию, меньшие ресурсы, менее развитую политическую структуру, чем, скажем, штат Техас в США, или Северная Ирландия, или кантон Цюрих в Швейцарии и даже любой международный концерн. 
Эстон подходит к этому вопросу очень гибко. Он определяет политику как "властное распределение ценностей" в рамках политической системы. 
Вовлеченные в такое распределение люди и образуют различные структуры и институты, занятые выдвижением требований, подготовкой и обнародованием решений, обеспечением обратной связи между властями и населением, а также необходимой поддержкой решений властей. Вся эта деятельность и составляет политический процесс. Очевидно, что вполне можно говорить о политическом процессе и в связи с деятельностью Организации Объединенных Наций, Европейского Сообщества, и анализируя политическую жизнь внутри тех или иных государств. Причем, политический процесс развивается не только на общественно-государственном уровне, но и внутри других структур. Скажем, вполне можно изучать политические процессы на уровне городского и районного Советов, в органах местного самоуправления, в общественных организациях и политических партиях. 
В политической системе, будь то государство или городской Совет, местное отделение политической партии или экологическое движение, люди имеют различные требования, которые хотели бы удовлетворить. Как правило, эти люди обозначаются термином "общественность". 
Строго говоря, под этим термином понимается не все население страны, а только граждане, имеющие политические права и организованные для выражения своих интересов. В Южной Африке, например, в течение длительного времени этих прав были лишены черные африканцы, хотя они составляли большинство населения и решительно выступали в защиту своих требований и интересов. В ряде государств политических прав лишены некоторые касты, племена и даже целые классы. Скажем, в Советской России такие ограничения затрагивали сотни тысяч людей - представителей буржуазии, некоторых слоев интеллигенции, крестьянства и т.д. В большинстве государств политических прав лишены граждане иностранного происхождения, не имеющие гражданства соответствующей страны. В политической партии правами пользуются только зарегистрированные ее члены. 
Понятие "требования общественности" включает в себя обнародованные публично пожелания о принятии тех или иных политических решений. Такие требования могут включать призывы, например, к сокращению налогов, одностороннему ядерному разоружению, улучшению медицинского обслуживания и т.д. Если речь идет о профсоюзах, то там вполне можно ожидать призывов, скажем, к забастовкам, чтобы улучшить условия труда и увеличить зарплату. В церкви таким политическим требованием будет призыв разрешить женщинам быть священниками и т.д. 
В сложных или больших организациях, которые не могут собрать в одном месте всех своих членов, для формирования и выдвижения политических требований создаются посреднические организации, действующие от имени всех или части членов этих больших организаций. Одна из важнейших задач таких посреднических организаций - обстоятельный анализ всего многообразия требований широких народных масс и формулирование на этой основе конкретных политических проблем, которые могут и должны решаться усилиями властей. Наиболее наглядным примером такой аналитической работы и формирования политических лозунгов являются партийные съезды, которые выдвигают конкретные задачи политической работы на базе многочисленных резолюций и других документов местных партийных организаций. Обычно эти лозунги содержатся в многочисленных документах съездов: резолюциях, заявлениях, программных документах, подготовленных для участия в выборах. 
Группы людей, институтов, которые способны, имеют возможность реализовать принятие решений в общественной жизни, называются властью. В политической партии это может быть исполнительный или центральный комитет, лидер. В государстве такие функции выполняет законодательный орган, правительство во главе с президентом или премьер-министром. Для города такой властью является городской Совет, и его комитеты и т.д. Власти сначала рассматривают выдвинутые политические проблемы, определяют приоритеты, обсуждают эти проблемы и принимают необходимые для их урегулирования решения. Формы этих решений могут быть самые разные: декреты и указы, законы, постановления и т.д. 
Широкое ознакомление масс с политическими решениями властей и результатами их деятельности называется обратной связью. Обычно это достигается с помощью информации в газетах, по радио и телевидению, объявлений на досках информации, писем заинтересованным лицам и организациям и т.д. Такая обратная связь неизбежно порождает новые требования, и политический цикл начинается сначала. 
Разумеется, политические системы не являются чем-то неизменным или бессмертным. Они меняются, объединяются, делятся и даже исчезают. Их способность справляться с широким кругом разнообразных требований, приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам как внутри страны, так и на международной арене, в конечном счете, определяется не только собственными возможностями, а, прежде всего, уровнем поддержки со стороны общественности. Такая поддержка может проявляться в различной форме. 
О существовании или отсутствии поддержки государственных органов можно судить по итогам опросов общественного мнения, результатам выборов или, в тоталитарных режимах, - по количеству инцидентов, нарушающих общественный порядок, по числу отказов подчиняться властям и акций гражданского неповиновения, наконец, по масштабам репрессивных действий властей, разгоняющих митинги, демонстрации, политические организации и их печать. В демократических государствах наиболее точным индикатором народной поддержки властей служат обычно всеобщие выборы. Об отсутствии такой поддержки в тоталитарных режимах свидетельствуют различные заговоры и "дворцовые революции". Чтобы быть устойчивой и эффективной, политическая система должна стремиться избегать потери доверия со стороны широких народных масс. Завоевание поддержки избирателей с помощью различных посреднических организаций, в свою очередь, требует от властей постоянного поиска новых форм и методов работы с массами: здесь и выявление требований, и формулирование проблем, и обратная связь правительства с общественным мнением, и многое другое.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Основные виды взаимодействия государства и церкви.

 

  
История многих государств включает в  себя взаимоотношения светской и  церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов. 
Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1883-1954) определил соотношение государства и церкви таким образом. что по его словам Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг. 
Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве: 
1). Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями. 
2). Режим отделения церкви от государства и школы от церкви. 
Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной 
государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви. 
Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей: 
1) В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей. 
2) Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство за свой счет содержит капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные субсидии от государства (пример - 1907 год - 31 млн.  рублей на содержание церковного аппарата).  
3) Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения. 
4) в области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в  государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др. ). 
5) В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов. 
6) Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных  и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма.[3] 
Государственных церквей в Европе осталось немного: лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская Церковь в Англии. В Финляндии лютеранская церковь наделена особым статусом. В конституции Греции православие признается преобладающей религией. На практике же положение церкви в этих странах мало чем отличается от ее существования в государствах, выбравших режим отделения. Например, английская королева официально является главой англиканской Церкви, но должность ее скорее номинальная, на самом деле англиканской Церковью управляет религиозная иерархия. Тем не менее для принятия определенных решений, качающихся внутренней организации Церкви, требуется голосование в парламенте. Таким образом, статус государственной религии, даже в смягченной современной форме,  все же ставит Церковь в большую зависимость от государства 
Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Марокко, Пакистана, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и других стран закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама - мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплению верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам. Исследователи отмечают, что ни одно из арабских государств не устанавливает светского характера государства. Даже там, где конституция не провозглашает ислам государственной религией, этот не означает отделение религии от государства, а лишь служит признанием существования кроме ислама других конфессий (Ливия, Судан). 
В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, правительственным меморандумом 1918 года на территории британских колоний допускалась деятельность миссионерских организаций католической церкви, обладающих статусом «признанных обществ», то есть обществ, чья деятельность удостоверялась Вестминстерским архиепископом. В России на положении «терпимой»религии находился ислам. Духовные дела мусульман были отнесены к ведению МВД. Лица неправославного вероисповедания официально именовались иноверцами. 
В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 году правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны. 
Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями: 
1) Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку. 
2) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при всём этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями. 
3) Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки. 
4) Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворение религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. 
5) Церковь не выполняет каких-либо государственных функций. 
Сегодня в большинстве западных стран церковь отделена от государства, но отделение не понимается , как во Франции начала века или, тем более, как в бывшем СССР. Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах. 
В 1976 году отделение церкви от государства произошло в Испании, а в 1984 даже в Италии, несмотря на исторически теснейшую связь итальянского государства с центром католической церкви (Ватикан). 
Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 году отделение церкви от государства (Закон от 9 декабря 1905 года), тем не менее использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях, например контроль за содержанием проповедей, установила разрешительный порядок открытия миссионерских школ, а также регулировала посредством законов некоторые элементы внутрицерковной организации (образование церковно-территориальных округов, статус миссионерских организаций). 
Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.[4]

Информация о работе Государственно-церковные отношения в современной России (1991г. до настоящего времени)