Государственная власть (понятие и функции)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Реформа политической системы в Советском Союзе, справедливо подчеркивает В. Амелин, обнаружила несостоятельность многих традиционных представлений о сущности политического, о власти и властных отношениях в обществе. Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида.

Содержание

1. Введение--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3-4
2. Государственная власть---------------------------------------------------------------------------------------5-6
2.1 законодательная власть------------------------------------------------------------------------------------6-7
2.2 исполнительная власть--------------------------------------------------------------------------------------7-8
2.3 судебная власть---------------------------------------------------------------------------------------------------8-10
3. Теория происхождения государства------------------------------------------------------------10-12
4. Понятие государство-----------------------------------------------------------------------------------------12-14
5. Типы государства-----------------------------------------------------------------------------------------------14-15
6. Функции государства----------------------------------------------------------------------------------------15-19
7. Формы осуществления функций государства-----------------------------------------19-22
8. Происхождение власти-------------------------------------------------------------------------------------22-26
9. Структура власти------------------------------------------------------------------------------------------------26-29
10. Заключение-----------------------------------------------------------------------------------------------------------30-31
11. Список литературы-------------------------------------------------------------------------------------------------

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 62.93 Кб (Скачать)

План

  1. Введение--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3-4
  2. Государственная власть---------------------------------------------------------------------------------------5-6
    1. законодательная власть------------------------------------------------------------------------------------6-7
    2. исполнительная власть--------------------------------------------------------------------------------------7-8
    3. судебная власть---------------------------------------------------------------------------------------------------8-10
  3. Теория происхождения государства------------------------------------------------------------10-12
  4. Понятие государство-----------------------------------------------------------------------------------------12-14
  5. Типы государства-----------------------------------------------------------------------------------------------14-15
  6. Функции государства----------------------------------------------------------------------------------------15-19
  7. Формы осуществления  функций государства-----------------------------------------19-22
  8. Происхождение власти-------------------------------------------------------------------------------------22-26
  9. Структура власти------------------------------------------------------------------------------------------------26-29
  10. Заключение-----------------------------------------------------------------------------------------------------------30-31
  11. Список литературы-------------------------------------------------------------------------------------------------32
 
 
 
 

 

Введение

Реформа политической системы в Советском  Союзе, справедливо подчеркивает В. Амелин, обнаружила несостоятельность многих традиционных представлений о сущности политического, о власти и властных отношениях в обществе.1 Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядовающий социальные  отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностно -непосредственный, а общественно -опосредованный характер.  П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В.  мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью  других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.  Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, по Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории. 2

Как заметил  Г. Лассуэл, классик американской политической науки, вся политическая наука сводится к изучению влияний. Власть начинается там, где информация, рекомендация, решение реализуются, переходя в достижение цели.3

Власть  появилась с возникновением человеческого  общества и будет в той или  иной форме всегда сопутствовать  его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть.

    Также в Новое время понимание  государственной власти как целесообразного  механизма нашло  развернутое  обоснование в теории «общественного  договора». Так, например, Т. Гоббс  писал о необходимости организации  общей власти путем соглашения  «каждого человека с каждым  другим» для преодоления естественного  состояния «войны всех против  всех». По мнению Гоббса, общая  власть «может быть воздвигнута  только одним путем, а именно  путем сосредоточения всей власти  и силы в одном человеке  или в собрании людей, которое  большинством голосов могло свести  все воли граждан в единую  волю».4

   Государство, в свою очередь, распределяет полномочия среди «носителей» по «горизонтали» (законодательная, исполнительная и судебная отрасли власти) и по «вертикали» (центральные, региональные и местные органы власти) с тем, чтобы управлять населением страны («объект» властвования) от имени всего общества («субъект» властвования).

   Итак, можно сделать предварительный вывод о том, что категория «власть» в широком смысле включает в себя и догосударственную (потестарную), и государственную (публичную), а возможно даже и «надгосударственную» (постгосударственную) формы властной организации и общения людей. 
 
 
 
 
 

1. Государственная  власть

Известно, что политическая  или- что одно и то же -(государственная)

Власть  не единственный вид общественной власти. Власть присуща любой организации, более или менее устойчивой и  целенаправленной общности людей. Она  характерна  как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так  и различных сословных его  образований. Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины; политическую (государственную); экономическую; различных общественных объединений; родительскую; церковную.

    При всем многообразии взгляде  на власть многие из представителей  различных течений общественной  мысли присуще ее характеристика  как авторитета, обладающего возможностью  заставить повиноваться, подчинить  своей воле других людей.

В связи  с этим значительный интерес представляет статья Ф. Энгельса «Об авторитете», которая в современных условиях сохраняет свое научное значение. В этой статье, обращенной против анархистов, пользовавшихся для обозначения  власти термином «авторитет», Ф. Энгельс  писал: «авторитет а том смысле, о котором здесь идет речь, означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение».5

     «Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конституция РФ ст.10

   Принцип разделения властей становится  одним из эпицентров решения  вопроса о демократическом обустройстве  общества Российского государства.  В этих условиях чрезвычайно  знать, в чем значимость его  для сегодняшней Росси, как  он реализуется и почему его  сохранение и реализация —  одна из важнейших предпосылок  продвижения Росси по пути  демократии.

   Идеальных демократических форм  государственного режима в реальной  действительности не существует. В том или ином конкретном  государстве присутствуют различные  по своему содержанию методы  официального властвования. Тем  не менее, можно выделить наиболее  общие черты, присущие той или  другой разновидности государственного  режима.

   Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

  Ю.А.Дмитриевым, который в последнее время  пришел, по сути, к противопоставлению  государственной и политической  власти. Утверждая, что «полем  действия» первой «является собственно  государство и его органы»,  «полем реализации»второй,«наоборот, выступает преимущественно гражданское общество»6

   В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей.

1.1 Законодательная власть

    Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

   Государственная Дума единственный  законодательный орган страны. Депутаты  Государственной Думы работают  на профессиональной основе. Депутаты  Федерального Собрания обладают  неприкосновенностью в течение  всего депутатского срока. Федеральное  Собрание постоянно действующий  орган.

    В ст. 102 и 103 Конституции перечислены  основные направления деятельности  Федерального Собрания. В этих  статьях проявляется принцип  сдержек и противовесов президенту  и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания  не могут быть назначены на  свои должности судьи высшего  звена, Председатель Правительства  и т.д.

   Федеральное Собрание рассматривает  все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет;  федеральный сбор налогов и т.д.

   Все эти полномочия Федерального  Собрания направлены на недопущение  чрезмерного усиления  исполнительной  власти и Президента.

1.2.Исполнительная  власть

  «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

  Председатель  Правительства РФ назначается  Президентом России с согласия  Думы. Этот принцип является примером  проявления принципа сдержек  и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

   Правительство Российской Федерации  обладает широкими полномочиями  по осуществлению внутренней  и внешней политики государства.  Статья 114 Конституции перечисляет  полномочия Правительства.

   Правительством Российской Федерации  осуществляется разработка государственного  бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне  страны и защите прав населения.

   Механизм парламентской ответственности  Правительства описан в российской  Конституции в общих чертах. Необходима  его детализация в специальном  законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности  — обоюдоострое оружие. Его может  использовать как Дума, отказывая  в доверии правительству, так  и исполнительная власть, угрожая  прибегнуть к досрочным выборам.

   Сильная исполнительная власть  в России нужна. Но также  нужен и механизм взаимных  сдержек и противовесов. Многие  называют исполнительную власть  доминирующей в системе государственных  органов. Но эта тенденция государственно-правового  развития России прослеживается  достаточно ясно. Также это отвечает  общим тенденциям усиления исполнительной  власти во всем мире.

1.3.Судебная  власть

    Согласно Конституции и Федеральному  конституционному закону «О судебной  системе Российской Федерации»7, правосудие в Российской  Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону

      К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судье в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

Информация о работе Государственная власть (понятие и функции)