Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Государственная власть является важным звеном в системе государства.

Содержание

Введение
1. Понятие и признаки государственной власти, как особой разновидности социальной власти
2. Сущность государства
3. Особенности государственной власти
4. Виды государственной власти и их взаимосвязь.
5. Формы и способы осуществления государственной власти
6. Легализация и легитимация государственной власти
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

       Государственная власть делится:

       1. на законодательную;

       2. исполнительную;

       3. судебную.

       Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти - судебными и исполнительными.

       Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.

       Судебная  власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества. Каждый человек должен иметь твёрдую уверенность в том, что его обращение в судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами – норма правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

       Судебная  власть воздействует на законодательную  и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов. 
 
 
 

5. Формы и способы осуществления государственной власти

       По  форме правления, прежде всего, различаются монархии и республики.

       В монархии высшие полномочия государственной  власти (реальные или номинальные) приобретаются  единоличным правителем обычно по наследству и осуществляются, как правило, пожизненно. Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда:

       - династии могут меняться в  результате захвата силы,

       - известны выборные монархии, в  которых судьбу короны решала  аристократия. Власть монарха (и  сам институт монархии) легитимируется  ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежит юридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властные полномочия, не несет законной политической ответственности за свою деятельность.

       Монархии  подразделяются на абсолютистские и  конституционные.

       Конституционные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

       В республике высшие полномочия государственной  власти осуществляются должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т.д.), избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики - это выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.

       Для современных развитых государств характерны три формы правления: президентская республика, парламентская форма правления, смешанная (полупрезидентская) республика.

       Республики  подразделяются на президентские, парламентские  и смешанные.

       Различаются режимы и авторитарные (диктаторские) и демократические.

       Авторитаризм  означает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти. В условиях авторитаризма нет свободы выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и других политических свобод (либо они существенно ограничены). Здесь нет легальных оппозиционных политических партий, не контролируемых властью профсоюзов либо власть чинит препятствия деятельности оппозиционных организаций. Средства массовой информации контролируются авторитарной властью в зависимости от меры жесткости авторитарного режима.

       В XX в. можно выделить два вида авторитарных государственных режимов - прогрессивные и консервативные. Цель прогрессивных режимов - догоняющее индустриальное развитие на основе экономического принуждения (например, режим Пиночета в Чили).Консервативные режимы (например, мусульманские фундаменталистские режимы) возникают в условиях разрушения традиционного общества и представляют собой реакцию традиционно правящей политической элиты на ослабление ее господства.

       Жесткие авторитарные государственные режимы не следует путать с тоталитарными  режимами - коммунистическим (социалистическим), национал-социалистическим, фашистским и т.д.

       Тоталитаризм - это не просто крайний вариант  авторитаризма. Это разновидность  деспотии, рецидив деспотии в XXв. в  эпоху индустриального развития. Деспотия - ничем не ограниченная власть, власть над несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы - политической, экономической, духовной и т.д. Этот режим создает общество, основанное на внеэкономическом, т.е. чисто силовом, принуждении.

       Демократия  в современном смысле этого понятия означает формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Принцип демократии - это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли.

       Обычно  демократию объясняют как “народовластие”. Имеется в виду народ как некий  абстрактный субъект власти. Власть демократическая претендует на выражение воли народа. Но реально в современном демократическом государстве нет никакой “власти народа”, тем более “непосредственной власти народа”, а есть демократически организованная государственная власть.

       В действительности в плюралистической демократии источником власти является не народ (абстрактное коллективное целое), а большинство (часто относительное большинство) политически активных граждан, участвующих в формировании государственной власти и составляющих меньшинство народа. На выборах высших органов государственной власти конкурируют партии, за которыми стоят организованные группы, каждая из которых представляет интересы части народа - нередко очень малой части. Побеждают на выборах партии, имеющие большие ресурсы влияния на избирателей. Электорат победившей партии обычно составляет меньшинство народа, но правящая элита всегда утверждает, что она получила власть “от народа” или “по воле народа”. 

 

6. Легализация и  легитимация государственной  власти

       Легализация – подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей компетентных должностных лиц.

       Государственная власть – это, как правило, легальная  власть (узаконенная). Она основана на праве, юридических (правовых) законах. Её носители, субъекты и объекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридические права и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государстве законами, а также нормами международного права. Права и обязанности субъектов и объектов государственной власти характеризуются соответствующей легитимностью. Они признаются всеми членами данного государства и другими государствами, их большинством или решающей их частью.

       Сегодня одной из наиболее распространённых форм установления легальности и, следовательно, легитимности власти должностных лиц в государстве являются их выборы его гражданами. Чтобы выполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, в том числе легальными, должны проводиться в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства. Нарушение установленных законом выборных процедур ставит под сомнение легальность должностных лиц, избранных по этим процедурам.

Итак, признание  обществом законности, правомерности  официальной власти — это фундаментальная  ее характеристика. Говоря о легитимности, необходимо обратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно.

 

Заключение

       Мы  рассмотрели понятие государственной  власти, её  признаки, формы и способы её осуществления. Анализ всего вышеперечисленного позволяет сделать вывод о том, что государственная власть – это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, то есть проводиться от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

       Рассматривая  вопрос о соотношении терминов «политическая  власть» мы пришли к выводу, что  политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная на наш взгляд, проводить некую черту между этими понятиями возможно, но полностью противопоставлять эти термины вряд ли можно.

       Правильное  использование методов убеждения  и принуждения органами государственного управления обеспечивает эффективность управленческой деятельности, незыблемость правопорядка, общественного и государственного строя, способствует успешному строительству экономически развитого федеративного государства, достижению политической и общественной стабильности, оперативной и согласованной деятельности всех уровней власти.

       Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе и государственного принуждения и военной силы.

 

Список  используемой литературы

       1. Общая теория права и государства. Под ред. В. В. Лазарева - М, "Юрист", 2007. С. - 527.

       2. Правоведение: Учебник. М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина – М.: ТК  Велби, Изд-во Проспект,2003.

       3. Правоведение: учеб. для неюрид. Вузов. Под ред. О.Е. Кутафина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2006. 

       4. Разделение властей в государстве // Государственная власть и местное самоуправление: практический и информационный журнал. Л. Н. Талянина - 2003.- №5.- С. 6-7.

       5. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведов; 
 
 
 

       [1] Толковый словарь русского языка.  С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. 1997. стр.86.

       [2] Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М, "Юрист", 2007. С. - 527.

Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти