Государственная власть и принцип разделения властей в современном государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы --- исследование «государственной власти и принципа разделения властей в современной России». Которое оказало огромное влияние на формирование в России гражданского общества с сбалансированным воздействием всех уровней власти.
Основные задачи, которые нужно выполнить для раскрытия темы курсовой работы :
1. Раскрыть понятие государственной власти и принципа разделения властей;
2. Определить содержание принципа разделения властей;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 58.38 Кб (Скачать)

  В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

  Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных отдельной статьей.

 

  2.2.3 Местное самоуправление.

 

  Возникновение местного самоуправления началось с принятием в 1990 г. союзного, в 1991 г. российского законов о местном самоуправлении. В 1993 г. были изданы указы Президента России по этому вопросу, утвердившие «Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции 22 декабря 1993 г.) и «Основные положения о выборах в органы местного самоуправления» (29 октября 1993 г.). Эти указы прекращали деятельность прежних местных Советов, а их функции временно возлагали на исполнительные органы в системе местного самоуправления. 28 августа 1995 г. Президентом был подписан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ныне он действует в редакции от 4 августа 2000 г.), который определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, но предусматривает временное действие ряда статей прежнего закона.

  Становление органов местного самоуправления проходит с определенными трудностями вследствие недостаточного усвоения негосударственного характера этих органов и отсутствие у него навыков общественной самодеятельности. С другой стороны, дело тормозят некоторые органы власти субъектов РФ, не согласные с передачей собственности и полномочий по формированию бюджета на места, а также с введением выборности нижнего слоя местного чиновничества, не подчиняющегося «верхам». В связи с этим в ряде регионов, особенно в республиках, приняты законы, извращающие самую суть самоуправления и ставящие его под контроль региональных органов. Государственная Дума в постановлении от 10 июля 1996 г. «О ходе исполнения Федерального закона» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения» рекомендовала законодательным органам субъектов РФ привести в соответствие с Конституцией и действующим Федеральным законом свои нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления.

  Правовая база местного самоуправления была существенно укреплена с принятием 1996 г. федеральных законов «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в редакции от 22 июня 1998 г.), «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 9 июля 1999 г.)» Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» В большинстве субъектов РФ приняты собственные законы.

  В государстве существует специальная система органов, обеспечивающих законность и правопорядок на всей ее территории. К числу таких органов относятся органы юстиции, прокуратуры, Министерство национальной безопасности, Министерство внутренних дел, адвокатура, нотариус.

 Во взаимодействии с государственными органами органы местного самоуправления должны реализовывать свои полномочия по превращению конституционных прав и свобод граждан в основной институт, определяющий смысл и содержание применения законов, а также деятельности местного самоуправления, согласно Конституции.

  На органы местного самоуправления возможно соблюдение законов и решение правовых вопросов местного значения в пределах своей компетенции в сфере обеспечения правопорядка и охраны прав и свобод человека и гражданина.

  Законодательство о местном самоуправлении, развивая конституционные принципы его организации и функционирования, наделяет его полномочиями обеспечения режима правопорядка и охраны прав человека и гражданина на подведомственной территории. Эти предписания выполняются органами местного самоуправления.

  Органы муниципального управления все чаще, по мере накопления опыта защиты прав и свобод граждан, объединения усилий правоохранительных органов по борьбе с преступностью, применяют комплексное планирование борьбы с правонарушениями, объединяя усилия прокурорских органов, органов внутренних дел, комиссии при главе муниципального образования, общественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  В курсовой работе была рассмотрена такая тема как, принцип разделения властей, а также практика его реализации в Российской Федерации. В заключение можно сделать обобщающие выводы.

  Разделение властей - конституционный принцип правового государства в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции РФ правовое государство, права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей содержательно и законодательно взаимосвязаны.

  В ходе исторического развития, принцип разделения властей приобретал актуальность в тех государствах, где проводились демократические преобразования системы государственной власти. В настоящее время принцип разделения властей закреплен в конституциях подавляющего большинства стран мира, однако они существенно отличаются друг от друга.

  Разделение властей - конституционный принцип правового государства в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции РФ правовое государство, права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей содержательно и законодательно взаимосвязаны.

  Реализация принципа разделения властей не нарушает единства государственной власти, поэтому главной задачей демократического государства является разграничение полномочий различных властных органов, исходя из принципа единства государственной власти, а также установление начал взаимодействия этих органов.

  Реализация принципа разделения властей заключается в установлении правовых норм и возникновении правоотношений, направленных на организацию взаимодействия всех органов государственной власти. В современном мире результаты процесса реализации принципа разделения властей проявляются в разных моделях взаимоотношений органов государственной власти, и исследование этих моделей важно для понимания структурно - функционального соотношения субъектов государственной власти.

  Реализация принципа разделения властей на федеральном уровне имеет выраженное конституционно-правовое регулирование, создающее модель разделения властей по горизонтали, которая в значительной степени использована субъектами Российской Федерации.

  Вертикальное и горизонтальное разделение властей в Российской Федерации имеет не только взаимосвязанный, но и взаимопроникающий характер, обеспечивающий эффективность функционирования государства в целом.

  Поставленные в начале работы задачи были изучены вполне внимательно. Вопросы определения принципа разделения властей и его реализации требуют более детального изучения, сравнения российского опыта с опытом реализации данного принципа в других странах, более глубокого изучения и исторического российского опыта, особенно на современном этапе развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. «Известия», 1990, 29 марта

2. Аверьянов В.Б. «Содержание  деятельности аппарата государственного  правления и его организационные  формы «/ Советское государство  и право/ 1988. №6. с. 47

3. Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности / Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко - М., 2004. - С. 320. - 323.

4. Карелин А.В. Разделение  властей как один из основополагающих  принципов построения системы  государственных органов в демократических  государствах // Современное право. 2009. №12 (1). C. 30-34.

5. Косов Р.В. Пределы  власти (История возникновения, содержание  и практика реализации доктрины  разделения властей): монография. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005.

6. Чиркин В.Е. «Разделение  властей: социальные и юридические  аспекты». / Советское государство  и право/ 1990. №8 с. 10

7. Энтин, Л.М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М. Энтин. - М.: Юридическая литература, 2007.

Размещено на Allb

Главная  Теория государства  и права  Проблемы теории государства  и права  Принцип разделения властей  и современное Российское государство

Принцип разделения властей  и современное Российское государство

Теория государства и  права - Проблемы теории государства  и права

Принцип разделения властей  и современное Российское государство

В советской и постсоветской  юридической науке принцип разде­ления властей ни сам по себе, ни как признак правового государства не привлек к себе столь широкого и пристального внимания, как это имело место на Западе.

  Как известно, до начала «перестройки» (весна 1985 г.) о теории, или принципе разделения властей, если и говорилось, то в основном с сугубо академических позиций или в критическом плане. Со ссылкой на классиков марксизма-ленинизма утверждалось (и не без оснований), что в западных странах, в частности в США, эта концепция применя­ется господствующим классом буржуазии лишь в той мере, в какой она соответствует сложившимся отношениям.

 С началом «перестройки» и вплоть до нынешних дней о теории разделения властей с изначального благословения власть имущих, весьма чувствительных ко всему западному, а значит, безусловно ци­вилизованному, прогрессивному, говорят и пишут довольно много, раз­машисто, по-пропагандистски ярко, идеологически доходчиво. Но сре­ди массы в основном газетных, журналистского уровня публика­ций— статей и пр. превалируют упрощенные, не аналитического и не критического плана издания. Повсеместно проводилась мысль о том, что наличие в государственном механизме России принципа разделе­ния властей — это, безусловно, хорошо, а его отсутствие — это очень плохо. «Из-за отсутствия в нашей политической системе постоянно дей­ствующей, профессиональной сферы законодательной власти, разделения властей и механизма сдержек и противовесов, — писал в связи с этим один из авторов, — сосредоточения власти в едином центре, в партий­ных органах на различных уровнях и при бюрократической иерархиче­ской структуре организации процесса управления наше общество столк­нулось с тем, что на каждом уровне власти высший руководитель..•

 

С принятием Конституции  России 12 декабря 1993 г. в развитии, точнее, применении теории разделения властей  в нашей стране начался новый, третий период, который продолжается вплоть до настоящего времени.

 

Конституция РФ 1993 г. не только декларировала принцип разделе­ния властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг от­носящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

 

Согласно Конституции, законодательным  и представительным органом Российской Федерации является Федеральное  Собрание — парламент. Он состоит  из двух палат — Совета Федерации  и Государственной Думы (ст. 94, 95).

 

Исполнительную власть в  стране осуществляет Правительство  Российской Федерации (ст. 110).

 

Судебная власть осуществляется «посредством конституционного гражданского, административного и уголовного судопроизводства) (ст. И 8). В системе  государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном  порядке выделяются следующие.

 

Конституционный Суд Российской Федерации выступает как судебный орган конституционного контроля, «самостоятельно  и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».

 

Верховный Суд Российской Федерации является «высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам подсудным  судам общей юрисдикции» (ст. 126 Конституции, РФ).

 

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации выступает  как высший судебный орган «по  разрешению экономических споров и  иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127 Конституции РФ).

Информация о работе Государственная власть и принцип разделения властей в современном государстве