Государственная система управления при правлении Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение государственного управления во время правления Петра I. Для этого необходимо выделить ряд задач:
-Рассмотреть формирование нового государственного аппарата при Петре I.
-Охарактеризовать преобразования центральных органов власти и управления.
-Проанализировать реформирование высшего управления.
-Рассмотреть изменения в сфере местного управления.
-В схемах и таблицах отобразить материал работы, в которых расписаны органы управления, их структура, функции и т.д.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 44.65 Кб (Скачать)

                                                           ВВЕДЕНИЕ 

     Данная  работа посвящена рассмотрению государственной  системы управления во время правления  Петра I. Во время Петра Россия становится абсолютной монархией, для которой характерно сосредоточение власти в руках одного человека. Для абсолютной монархии характерны наличие разветвленного бюрократического аппарата, сильной армии, отсутствие всех сословно - представительных органов и учреждений. Также  абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества, российский абсолютизм опирался на крепостническое дворянство и служилое сословие. Это все объективные закономерности, сопровождавшие государственное реформирование данного периода. А субъективный фактор это личность Петра I. Настойчивость перед преградами, постоянные эксперименты с новыми указами – это все картина его деятельности. Петр I внес в государственное устройство многочисленные изменения: произвел множество реформ, изменил административное деление, участвовал в составлении правовых кодексов и т.д.

     Целью данной работы является всестороннее рассмотрение государственного управления во время правления Петра I. Для этого необходимо выделить ряд задач:

     -Рассмотреть  формирование нового государственного  аппарата при Петре I.

     -Охарактеризовать  преобразования центральных органов  власти и управления.

     -Проанализировать реформирование высшего управления.

     -Рассмотреть  изменения в сфере местного  управления.

     -В  схемах и таблицах отобразить  материал работы, в которых расписаны  органы управления, их структура,  функции и т.д.

     Кроме интереса к изучению данного периода  в государственной системе управления, актуальность вышеприведенной темы определяется и тем, что преобразования Петра I коснулись всех областей государственного управления. Он внес изменения в организацию исполнительной власти, в функционирование вооруженных сил и т.д.

     В качестве объекта данного исследования выступает государственное управление во время правления Петра I. Следовательно, предметом исследования являются основные тенденции формирования и развития системы государственной власти и управления данного периода.

     Для написания данной работы были использованы учебные пособия по истории. Методологической базой исследования послужили общенаучные методы анализ и синтез. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в анализе деятельности Петра I и определении значения его деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПЕТРЕ I. ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  

     Становление абсолютной монархии проходило сложным  и противоречивым путем. Экономическая и политическая сила феодальной аристократии придавала ей особые государственные и правовые формы. Непоследовательная политика в отношении нарождающихся буржуазных слоев осложнила процессы экономического развития. Огромные размеры территории обусловили особый стиль государственного управления. Тем не менее, российский абсолютизм имел все черты, характерные для данного типа государственности. Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять  правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее действия.

     Процесс централизации затронул и систему  местных органов: с 1726 г. по всему  государству рядом с органами местного самоуправления (губные, городские приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число выросло до 250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру. К 80-м годам XVII в. воеводы вытеснили выборные местные органы. Они руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы-разряды.

     Логическим  продолжением Указа о единонаследии (о порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах) стал Табель о рангах. Его приняли в 1722 г., и это свидетельствовало о возникновении ряда новых обстоятельств. Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата победило аристократическое. Профессионализм, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе. Признак бюрократии как системы управления - это вписанность каждого чиновника в четкую структуру власти  и руководство им в своей деятельности строгими предписаниями закона, регламента1.

     Положительными  чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Сформированная Табелью  о рангах новая система чинов и должностей оформила статус правящего класса. Любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, продвижение по службе было аналогичным. (см. приложение А).

     Абсолютная  монархия - форма правления при которой власть вся принадлежит монарху. В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы не собирались, вместо них правительство созывало сословные совещания. Но уже сначала XVIII в. и они перестали собираться. Происходит централизация властных структур. Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, проделали долгий путь. Боярская дума из органа, вершившая вместе с царем все дела в государстве, к концу XVII в. превратилось в периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы возросла, и уже в конце XVII в. из состава Думы выделились «Ближняя дума» - прототип кабинета министров и Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г.

     Боярская  дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. Функции Думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8-14 человек). В 1711 г. С образованием Сената прекратилась трансформация Боярской думы. Аристократический орган окончательно исчез, появился бюрократический орган. Принципы его формирования и деятельности отличалась от принципов организации и деятельности Боярской думы. (см. приложение Б).

     Столь же сложный путь проделала система  центральных органов управления - приказов. В 1677 г. Их было 60, в 1682-53, в 1684-38 приказов2. Возросла численность местных органов приказного правления, к 1682 г она достигла 300.

     В конце XVII в. произведено укрепление и объединение приказов. Во главе каждого из них стоял один из видных бояр-аристократов. Происходило создание специальных приказов, осуществлявших контролирующую деятельность по отношению к большой группе других приказов (Счетный приказ), что способствовало централизации управления. Число приказов уменьшилось, но численность штата чиновников возросла. Складывалась новая система чинов, единых для государственного управления, армии и местного управления. Появились административные органы, которые подчинялись царю, и следовательно являлись общегосударственными органами. К ним относился Приказ Тайных дел (1654-1676), выполнявший разные функции: хозяйственно-управленческие, контрольные (за местными органами и воеводами), надзорные (за посольствами).

     Усиление  централизации выразилась в мерах  организационного и финансового  характера. В 1678 г. проведена перепись земель и дворов, в 1679 г. - упорядочено  взимание прямых налогов. С 1680 г налогообложение  сосредоточилось в Приказе Большой  казны, возглавившим систему финансовых приказов. В 1680-1681 г.г. проведена перепись разрядов (военных, округов), что послужило базой для создания военно-административной организации, а потом Петр I использовал для организации рекрутских наборов и полковых дворов.

     Таким образом, преобразования Петра I затронули почти все сферы общественной жизни. Преобразования были направлены на максимальную централизацию управления государством.

     Преобразования  Петра I начались со строительства азовского флота с помощью государственной повинности и поборов. Постройка возлагалась на сформированные усилиями дворян, горожан и духовных чинов, специальные «кумпанства», их было около 30. Срок работ по строительству по указу царя был 2 года. В работе участвовал и царь в качестве проектировщика и как плотник. В итоге целая эскадра была построена в срок и в феврале 1699 г. Готовилась к Керченскому походу. В 1699 г. 18 августа эскадра была близ Керчи. Это было великое событие в истории России.

     Одно  из самых важных государственных  преобразований была военная реформа. (см. приложение Д). Прекратило свое существование дворянское конное ополчение, образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I. В 1713 г. Прекратили свое существование полки московских стрельцов, городские патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г. В 1699 г. началось формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения сформированы 2 полка. К 1705 г. было собрано 27 полков. В 1723 г. на основе переписи введена система подушной раскладки рекрутов. Такой порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию (284 тыс.солдат). Из их среды назначали капралов и ефрейторов. Рекрутские наборы делали всесословной. На дворянстве оставалась обязанность сословной и бессрочной службы. Уже с начала XVIII в. проводятся смотры дворянских недорослей, направлялись в морские училища, записывали в гвардейские полки солдатами. Списки составлялись Разрядным приказом, а позже-Сенатом. Указ 1714 г. установил порядок обязательной солдатской службы для дворян, ожидавших производство в офицеры. Армией в начале XVIII в. управлял Разрядный приказ. Были изданы Иноземский и Рейтарский приказы. После создания Сената часть военного управления перешла к нему.

     В области государственного управления важнейшим преобразованием стала  реформа налогообложения. Перепись 1710 г. дала новые сведения об облагаемых налогами объектах. Сформировался штат  «доносителей» и «прибыльщиков», задачей которых было изобретение новых налогов. Для сбора прибылей создавались специальные канцелярии (банная, рыбная, медовая и т.д.), которые подчинялись главной канцелярии. Важным источником государственных доходов стали казенные монополии на соль, табак, деготь и т.д., этими товарами торговало только государство. Самое главное изменение налогово-финансовой политики произошло в сфере прямого обложения от подворного к подушному. Подушная подать ложилась на всех крестьян равномерно, а помещики увеличили размеры оброков в свою очередь. А на государственных крестьян (не платившие помещикам подати) казна ввела дополнительные налоги. Таким образом, введение подушного обложения ухудшило податное положение всего крестьянства.

     Важные  коррективы внесли в денежную систему. Серебряных копеек не хватало, вместо них распространялись разрубленные пополам или на трети копейки («доли» копейки). По указу царя 1700 г. были введены медные денежки, полушки и полуполушки. Стали входить в оборот крупные золотые и серебряные монеты. За 1700-1702г.г. денежная масса увеличилась в 10 раз. Началось медленное обесценивание монеты.

       Таким образом, первые преобразования  носили прогрессивный характер. В первые годы царствования  Петра I приказная система государственного управления структурно почти не изменилась, первые преобразования лишь намечали контуры будущих отраслей государственного управления. 
 

     2 ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ 

     2.1 Преобразования центрального и местного органа власти и управления  

     Сущностью реформ, направленных на перестройку  центральных и местных органов  власти и управления, было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Важнейшими являлись реформы государственного управления. 2 марта 1711 г. указом был  образован новый высший орган  исполнительной и судебной власти –  Сенат, обладавший значительными функциями. Он заменил Боярскую думу. Назначения в Сенат, как и освобождение от присутствия в нем, производилось  царем. В составе Сената было 9 человек, назначенные монархом. Трое – представители знати (князья Долгорукий, Волконский, Голицын), трое – бывшие члены Боярской думы и трое из дворян. Решения Сената принимались коллегиально, на общем собрании.

Информация о работе Государственная система управления при правлении Петра 1