Государственная программа развития регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Начиная с середины 2005 года, когда на заседании Правительства РФ 30 июня 2005 года была рассмотрена «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации под методическим руководством и при координации со стороны Министерства регионального развития Российской Федерации проводят активную работу по разработке региональных стратегий. К настоящему времени рассмотрены документы около 60 субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение ____________________________________________________3
Цели российской региональной политики субъектов Российской Федерации _____________________________________________________4
Методическое обеспечение процесса разработки стратегий социально-экономического развития _________________________________________6
Практика разработки стратегий социально-экономического развития субъектами РФ __________________________________________________10
«Стратегия развития ЮФО 2020» ___________________________16
Заключение ________________________________________________19
Список используемой литературы ____________________________19

Работа содержит 1 файл

рег эк.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     Переходя  к схеме процедур, которые организуют деятельность на стратегическом плацдарме, мы видим, что в «требованиях»  в качестве механизмов реализации стратегии предлагаются следующие:

    • экономическая политика органов власти субъекта РФ,
    • энергетическая политика органов власти субъекта РФ,
    • бюджет РФ,
    • механизм частно-государственного партнерства, региональные целевые программы,
    • система ФЦП — ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета.

     Кроме того, предлагается использовать механизм контроля с помощью индикативных показателей деятельности органов  государственной власти субъекта РФ.

     Приведенный перечень показывает, что в качестве механизмов реализации стратегий регионам предлагаются в основном финансовые механизмы, встроенные в те или иные программы федерального или регионального уровня. Причем, в силу того, что большая часть налоговых поступлений регионов изымается федеральным центром с последующим перераспределением, механизм которого действует не стабильно и не прозрачно, его результаты прогнозировать весьма сложно. В связи с переходом на трехлетний период планирования бюджета ситуация может улучшиться, но вряд ли кардинально изменится. Отсюда следует, что применение финансовых механизмов для реализации региональных стратегий характеризуются высокой степенью неопределенности ожидаемого результата.

     Таким образом, если подвести итоги анализа  нормативного и методического обеспечения, которым располагают регионы для организации стратегического планирования, то можно сделать следующие обобщенные выводы:

     1.Отсутствует  какое-либо законодательное обеспечение,  регламентирующее процесс организации  разработки стратегий, в частности вопросы согласования стратегий субъекта Федерации с соседями и с федеральным центром.

     2.Еще  не разработаны важнейшие документы,  определяющие развитие инфраструктуры  в стране и регионах (Генеральной  схемы пространственного развития  РФ, Генеральные схемы размещения объектов транспортной, энергетической и пр. инфраструктуры).

     3. Имеющееся методическое обеспечение  не вполне адекватно сложности  задач, возникающих перед разработчиками стратегий.

 

      Практика разработки стратегий социально-экономического развития субъектами РФ

       Как уже отмечалось во Введении, к настоящему времени в МВК  при Минрегионе России прошла  защита около 60 документов стратегического  характера (не все из них  именовались «стратегиями»).

     Очевидно, что в рамках данного доклада нет ни возможности, ни смысла рассматривать достоинства и недостатки отдельных документов, что входит в задачи МВК, в то же время они служат богатым материалом для постепенно складывающейся практики регионального стратегического планирования. Очевидно, что такое осмысление должно быть предметом отдельной исследовательской работы.

     1.Сам  факт обращения регионов к  стратегическому планированию и  попыткам выйти за границы  текущей деятельности как новое  явление в региональной политике  последних лет исключительно важен, т.к. ставит региональную власть в новую более мощную позицию, в которой возможен переход от парадигмы функционирования к парадигме развития. Отметим, что это всего лишь гипотетическая возможность, а не императив, т.к. реальное занятие этой позиции связано с наличием политической воли, амбиций, квалификации, сильной команды и других качеств руководителей региона. В противном случае, эту позицию можно успешно имитировать.

     2.Другая  положительная предпосылка для  дальнейшей эффективной работы  по организации стратегической работы состоит в том, что власть так или иначе должна пытаться выстраивать новые отношения с бизнес-структурами и экспертным сообществом. Хотя практика показывает, что этот процесс носит пока лишь начальный или имитационный характер.

     3.Требования к разработке стратегий Минрегиона России сыграли свою положительную роль, запустив, опираясь на административный ресурс, процесс разработки стратегий в регионах и организовав их рассмотрение и систематизацию в рамках МВК. В то же время, учитывая большое разнообразие условий в регионах, неопределенность в вопросах политики и практики федерального центра в первую очередь в развитии инфраструктурной и особенно инновационной сферы, а также методические проблемы, которые были раскрыты выше, разработчики стратегий были поставлены в весьма трудное положение. Поэтому большая часть защищенных стратегий ограничилась рассмотрением двух сценариев развития, один из которых принято называть инерционным, а второй инновационным. Инновационным сценарием, как правило, называют сценарий, направленный на более активное внедрение научно-технических достижений и развитие инновационной инфраструктуры. Очевидно, что современным является другое понимание, включающее организационные, кадровые, антропотехнические и др. инновации. Как было показано — сценарий весьма хрупкий инструмент, который имеет свойство деформироваться и распадаться по мере его реализации.

     4.Подавляющее  число регионов не смогли удовлетворить  требованию реализовать механизм  активации межрегиональных связей, являющийся одним из самых эффективных механизмов регионального развития. Можно предположить, что причина неразработанности этого механизма находится как в методике, так и в практике органов государственной власти. Примерно так же обстоит дело с отсутствием прозрачного механизма согласования и продвижения региональных программ на федеральный уровень.

     5.Несмотря на то, что в большинстве регионов при разработке стратегий требование участия бизнес-структур и экспертного сообщества с формальной точки зрения было выполнено, в реальности этот процесс только начинает развиваться, часто носит формальный характер и еще далек до построения эффективной сетевой конфигурации из независимых центров власти.

     6.Острейшей  и ключевой проблемой, если  говорить об инновационном развитии, для подавляющего числа регионов  является недостаток кадров, особенно  высококвалифицированных управленцев. В то же время, власть как бы «вытесняет» эту проблему из своего сознания: практически во всех стратегических документах проблема подготовки кадров обсуждается с формальных бюрократических позиций в плане, например, прогноза количества выпускников вузов и пр., никаких принципиальных механизмов и срочных мер для решения этой проблемы не предлагается. Более того, региональные системы образования, прежде всего профессионального образования, совершенно не нацелены на образование субъектов регионального развития, на образование элитного слоя общества, ориентированного на развитие своего региона.

     7.Разработка  стратегического плана развития, учитывающего не один — два  сценария, а весь спектр вариантов  социально-экономической системы  региона требует детального согласования (в числах, датах, схемах и т.д.) огромного количества неполной, недоопределенной и часто противоречивой экономической и технологической информации, поступающей с разных уровней системы управления региона. До последнего времени не было информационно-аналитических и коммуникационных систем нужной мощности с такими функциональными характеристиками, которые позволяли бы создавать более или менее адекватные математические модели сложных социально-экономических и технологических систем. Поэтому требование взаимной увязки сценариев развития различных отраслей регионального и федерального хозяйства оказывалось невыполнимым пожеланием.

     Новые подходы к региональному стратегированию: от показателей к реальной конкурентоспособности, от государственной к общественно-государственной стратегии

     Предыдущее  рассмотрение показывает, что федеральным  центром запущен принципиально  важный процесс разработки региональных стратегий. В то же время его методическое и практическое воплощение в значительной мере дезавуирует саму идею регионального стратегирования и оставляет регионы практически один на один со сложнейшими проблемами. Правда, если не выходить за рамки системы бюрократического функционирования, с объективной точки зрения такую ситуацию можно оправдать тем, что программы министерства, которые должны поддерживать процесс регионального развития не финансируются, управленческие новации быстро не внедряются, а поэтому о результатах говорить еще рано, в тех же регионах, где к нововведению отнеслись творчески и в администрации есть сильная управленческая команда, сама работа по организации стратегического планирования не может не принести положительных результатов. С субъективной точки зрения все также выглядит приемлемо: процесс защиты стратегий осуществляется планомерно, рынок консалтинговых услуг к взаимному удовлетворению сторон поделен и т.д.

     В то же время, если подняться над сиюминутными заботами власти и бизнеса, то ситуация, с которой сталкиваются регионы  и страна в целом, выглядит куда более  драматично. В условиях глобализации и обострения конкуренции между ведущими странами мира в политической, экономической, военной и других сферах, и особенно ввиду перспективы предстоящего вступления России в ВТО, перед страной возрастают вызовы и угрозы оказаться в ряду неконкурентоспособных стран с зависимой экономикой и ограниченным суверенитетом. Поэтому необходимо глубоко осмыслить ситуацию и немедленно приступить к реализации стратегической цели повышения конкурентоспособности страны, сформулированной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

     Таким образом, ключевая задача стратегирования  и главная задача Власти, если она  позиционирует себя в качестве Стратега, а не только функционального места  в административной иерархии состоит в обеспечении конкурентоспособности. Помимо и, прежде всего прочего, региональная независимость и конкурентоспособность базируется на культурном наследии региона. В настоящее время в большинстве случаев это наследие находится в плачевном состоянии деградации.

     Для успеха деятельности стратега регионального  или государственного уровня необходимо осознать, что конкуренция между  странами и регионами происходит в основном не в материальной сфере, а в области идей, стратегий, проектов, внедрения собственных стандартов, воздействия на сознание и т.д. Таким образом, именно стратегирование, работа с мыслительными конструкциями, стратегическим проектами и программами становится главным механизмом обеспечения конкурентоспособности. Только завоевание лидерства в этой сфере способно обеспечить прорыв в области хозяйства и социальной сферы регионов и страны в целом.

     Эффективность стратегической работы определяется мощностью  инструментария, которым владеет  стратег. Во-первых, мощностью схемы  его самоорганизации, насколько мощную позицию он смог сконструировать из тех центров власти, которые являются ведущими игроками на плацдарме их совместной деятельности.

     Во-вторых, как было показано выше, для эффективной  стратегической работы с таким сложным  объектом как регион, обладающим свойствами гетерогенности, гетерохронности и гетерархированности, необходим более мощный инструмент, чем сценарный подход. Была предложена концепция и технология для инструментария, основанного на синтезе методологического, научного и проектного подходов. Задача синтеза выливается в пошаговое формирование сложной неоднородной конструкции, состоящей из взаимосвязанных схем деятельности, знаниевых и информационных моделей:

    • имитационной (игровой), которая восстанавливает и фиксирует на материальных носителях схемы игрового взаимодействия участников социально-экономических отношений,
    • математической, которая описывает поведение количественных характеристик квазистационарных социально-экономических и технологических процессов, на основе тех теоретических и экспериментальных (в частности, статистических) данных, которые могут зафиксировать или высказать в качестве гипотез участники игрового взаимодействия,
    • информационной, которая описывает структуру данных и информационные потоки в моделируемой среде.

     Таким образом, в результате деятельности рабочей группы по стратегическому  планированию и прогнозированию  социально-экономических систем нам  удалось вплотную подойти к созданию экспериментального рабочего инструментального  инструмента уникальной мощности. Он основан на встраивании в процесс методологически организованной экспертизы процесса формирования недоопределенных математических моделей, который в свою очередь базируется на информационно-аналитической платформе, предназначенной для первичного сбора и обработки информации о субъектах хозяйственной и социальной сферы региона. Завершает создание этой интегрированной информационно-коммуникационной системы «Экспериментальная система коллективного описания и проектирования сложных систем на основе недоопределенной математики (н-математики)".

Информация о работе Государственная программа развития регионов