Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:21, реферат

Описание работы

Предметом исследования является Государственная Дума, как высший законодательный и представительный орган государственной власти. Характеристика Государственной Думы, как представительного органа означает, что она в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ России, являясь его законным представителем в силу Конституции.
Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в анализе сущности и роли Государственной Думы в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
История Государственной Думы ФС РФ……………………………5
Правовой статус, структура и полномочия Государственной Думы ФС РФ…………………………………………………………………11
Порядок избрания депутатов Государственной Думы ФС РФ….16
Заключение………………………………………………………………….22
Список используемых источников и литературы…………………………24

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 43.25 Кб (Скачать)

Деятельность  Аппарата Государственной Думы, права, обязанности и ответственность  гражданских служащих, замещающих должности  гражданской службы в Аппарате Государственной  Думы, и работников Аппарата Государственной  Думы определяются законодательством  Российской Федерации, Административным регламентом Аппарата Государственной  Думы, Служебным распорядком Аппарата Государственной Думы, положениями  о структурных подразделениях Аппарата Государственной Думы, распоряжениями Председателя Государственной Думы, решениями Комитета Государственной  Думы по Регламенту и организации  работы Государственной Думы и распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной  Думы. Административный регламент Аппарата Государственной Думы, подготовленный Аппаратом Государственной Думы, согласовывается с Комитетом  Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной  Думы и утверждается Председателем  Государственной Думы по представлению  Руководителя Аппарата Государственной  Думы.[6]

Контроль  за деятельностью Аппарата Государственной  Думы осуществляется Комитетом Государственной  Думы по Регламенту и организации  работы Государственной Думы.

Организационная структура Государственной Думы включает руководство Думы (Председатель Государственной Думы и его заместители), депутатские объединения (фракции  и депутатские группы), также комитеты и комиссии, действующие на постоянной основе в течение всего срока  созыва Государственной Думы.

Работу Думы возглавляет Председатель Думы и  его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя  председателя Государственной думы. Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты, ведает вопросами  внутреннего распорядка палаты в  соответствии с Конституцией РФ и  Регламентом, организует работу Совета Государственной Думы, осуществляет общее руководство деятельностью  Аппарата Государственной Думы, назначает  на должность и освобождает от должности руководителей Аппарата Государственной Думы, представляет палату во взаимоотношениях с Президентом  РФ, Правительством РФ, Советом Федерации  и иными организациями и должностными лицами, подписывает постановления  Государственной Думы и т.д. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы. Председатель Государственной Думы, первые заместители  Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной  Думы избираются из числа депутатов  Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней.

Государственная Дума образует из числа депутатов  палаты комитеты и комиссии Государственной  Думы. Комитеты Государственной Думы осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к  рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной  Думы; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в  Конституционный Суд РФ; в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности. В комитетах обязаны состоять все депутаты, кроме председателя Думы, его заместителей и руководителей депутатских групп. Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Государственный Думы создан Совет Государственной Думы.[7] В состав Совета Государственной Думы с правом решающего голоса входят Председатель Государственной Думы и руководители депутатских объединений. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. Совет Государственной Думы формирует проект примерной программы законопроектной работы Думы на текущую сессию, принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы на текущую сессию; формирует проект календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков; готовит проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание; созывает в соответствии с законом внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения; назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту; принимает решение о проведении парламентских слушаний; о награждении Почетной грамотой Государственной Думы и т.д.

Согласно  регламенту для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной  Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские  группы в Государственной Думе.

Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным  округам и пожелавших участвовать  в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации  независимо от числа ее членов.[8] Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе создавать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.

Именно по предложению фракций и депутатских  групп избираются председатели и  заместители председателей комитетов  Государственной Думы. Таким образом, независимый депутат может получить тот или иной пост только, если его  выдвинет какая-нибудь фракция или  группа.

Согласно  Ст.11  Конституции  Федеральное  Собрание  наряду с Президентом   и   судами   Российской   Федерации    осуществляет государственную  власть  в  нашей  стране.  На федеральном уровне Федеральное  Собрание   представляет   законодательную    власть Российской Федерации.  Каждая палата устанавливает порядок работы в  самостоятельно   принимаемом   ею   регламенте.[9, c.32]

В Ст.103 Конституции Российской Федерации    определяются     вопросы    исключительного    ведения Государственной Думы.  К ведение Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства  Российской Федерации;

б) решение  вопроса о доверии Правительству  Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства  Российской Федерации о результатах  его деятельности, в том числе  по вопросам, поставленным Государственной  Думой;[10]

г) назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным  конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его  от должности.

Государственная Дума принимает федеральные законы. Принятые Государственной Думой  федеральные законы в течение  пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Государственная Дума может быть распущена Президентом  Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции  Российской Федерации. В случае роспуска Государственной Думы Президент  Российской Федерации назначает  дату выборов с тем, чтобы вновь  избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через  четыре месяца с момента роспуска.

 

3. Порядок избрания депутатов Государственной Думы ФС РФ

Конституция РФ подробно не прописывает порядка  избрания депутатов Государственной  Думы, указывая лишь, что депутатом  Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать  в выборах, и что порядок выборов  утверждается федеральным законом. Основными документами регламентирующими  порядок выборов депутатов Государственной  Думы РФ являются законы «О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»[11] и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».[12]

Депутаты  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Выборы депутатов  Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее  чем за 110 дней и не позднее чем  за 90 дней до дня голосования. Днем голосования  является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный  срок, на который была избрана Государственная  Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Если Президент не назначает выборы в установленный срок, то выборы назначаются Центральной избирательной комиссией. Досрочные выборы назначаются при роспуске Государственной Думы.

Подготовка  и проведение выборов депутатов  Государственной Думы осуществляются открыто и гласно. Государство  обеспечивает информирование избирателей  о порядке и сроках подготовки и проведения выборов, ходе избирательной  кампании, об итогах голосования и  о результатах выборов.[13, c.257]

Для проведения голосования и подсчета голосов  избирателей на выборах депутатов  Государственной Думы образуются избирательные  участки на основании данных о  числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований  в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации".[10]  При образовании избирательных участков на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей.

Общефедеральный список кандидатов в депутаты Государственной  Думы выдвигается избирательным  объединением,  которое  может  выдвинуть не более одного общефедерального списка кандидатов.

Избирательное объединение,   определяя   порядок  размещения кандидатов в списке, вправе разбить его полностью или  частично на региональные   группы  кандидатов,  указав  каким  субъектам  или группам субъектов Российской Федерации  соответствует  каждая  из указанных   региональных   групп   кандидатов.

На выборах  депутатов Государственной Думы шестого созыва политическая партия, которая осуществляет сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого  ею федерального списка кандидатов, обязана  собрать не менее 150 тысяч подписей. На выборах депутатов Государственной  Думы следующих созывов такая политическая партия обязана собрать не менее 120 тысяч подписей избирателей. При сборе подписей на выборах депутатов Государственной Думы как шестого, так и следующих созывов на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 5 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации, при этом подписи должны быть собраны не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 5 тысяч. В случае проведения досрочных выборов депутатов Государственной Думы количество подписей избирателей, необходимое для регистрации федерального списка кандидатов, а также количество подписей, собираемых на территории каждого субъекта Российской Федерации, и количество подписей, собираемых за пределами территории Российской Федерации, сокращается вдвое. [9]  

Проверке  подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей от необходимого для  регистрации федерального списка кандидатов количества подписей. Если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при  выборочной проверке, составит 5 и более  процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов  подписей от необходимого для регистрации  федерального списка кандидатов количества подписей избирателей. Федеральный  список кандидатов не регистрируется, если при повторной проверке количество недействительных подписей составит 5 и более процентов.

После регистрации  федерального списка кандидатов кандидат, включенный в указанный список, приобретает  статус зарегистрированного кандидата. Каждому зарегистрированному кандидату  выдается удостоверение.

Помещение для  голосования безвозмездно предоставляется  в распоряжение участковой избирательной  комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, командиром воинской части, капитаном судна, начальником полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.[9]

В помещении  для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные  места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и  снабженные письменными принадлежностями (за исключением карандашей).

В целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными  типографским способом надписью микрошрифтом и защитной сеткой, либо в этих целях  используется специальный знак (марка). Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному  удостоверению, - по предъявлении также  открепительного удостоверения.

Голосование проводится в день выборов с 8  до  22  часов  по местному  времени.  По истечении времени голосования  председатель участковой   избирательной   комиссии    объявляет    голосование оконченным.

Участковая  избирательная комиссия оформляет  свое решение об итогах голосования  протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном  участке. Подсчет голосов избирателей  проводится открыто и гласно, с  оглашением и соответствующим внесением  в увеличенную форму протокола  участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

На основании  протокола о результатах выборов  депутатов Государственной Думы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает  решение о результатах выборов  депутатов Государственной Думы.

Информация о работе Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования