Государственная Дума РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:41, реферат

Описание работы

Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Под принятым федеральным законом понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

Содержание

1. Полномочия Государственной Думы 3
2. Порядок избрания Государственной Думы 4
3. Структура Государственной думы 9
4. Функции Государственной Думы 14
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Государственная Дума РФ.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Грызлов Борис Вячеславович (избран 29 декабря 2003 г. – постановление Государственной думы №5-IV ГД), фракция «Единая Россия»

Государственная дума V созыва (с 24 декабря 2007 г. Грызлов Борис Вячеславович (избран 24 декабря 2007 г. – постановление Государственной думы №3-V ГД), фракция «Единая Россия»

Комитеты Государственной думы

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. В Госдуме 5-го созыва существует 32 комитета:

  • Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
  • Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
  • Комитет ГД по труду и социальной политике
  • Комитет ГД по бюджету и налогам
  • Комитет ГД по финансовому рынку
  • Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
  • Комитет ГД по собственности
  • Комитет ГД по промышленности
  • Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
  • Комитет ГД по науке и наукоемким технологиям
  • Комитет ГД по энергетике
  • Комитет ГД по транспорту
  • Комитет ГД по обороне
  • Комитет ГД по безопасности
  • Комитет ГД по международным делам
  • Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
  • Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике
  • Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
  • Комитет ГД по Регламенту и организации работы Государственной думы
  • Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
  • Комитет ГД по охране здоровья
  • Комитет ГД по образованию
  • Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
  • Комитет ГД по аграрным вопросам
  • Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
  • Комитет ГД по культуре
  • Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
  • Комитет ГД по делам национальностей
  • Комитет ГД по физической культуре и спорту
  • Комитет ГД по делам молодежи
  • Комитет ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока
  • Комитет ГД по делам ветеранов

К полномочиям комитетов  относятся:

  • внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц; осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной думой;
  • подготовка проектов постановлений Государственной думы;
  • подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;
  • подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • в соответствии с решением Совета Государственной думы, поручением Председателя Государственной думы подготовка проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;
  • заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
  • анализ практики применения законодательства.

Комиссии

Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва. В Госдуме 5-го созыва существует четыре комиссии:

  • Комиссия ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики
  • Счетная комиссия ГД
  • Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ
  • Комиссия ГД по законодательному обеспечению противодействия коррупции

 

  1. Функции Государственной Думы

государственный дума депутат агитация

Дума, как орган государственной  власти, действует в сфере политики, но ее дееспособность, прежде всего, в ее законотворчестве, а не в политических баталиях. Законодательный процесс же излишне политизирован. Принимается немало законов по малозначительным вопросам. Сохраняется стремление идти путем принятия оперативных законов чрезвычайного характера по относительно частным, но злободневным вопросам, ускорить оформление кратких законов-поправок к существующему законодательству. Однако стремление бежать за событиями в условиях поляризации политических сил в парламенте не прибавляет ему дееспособности.

Другой важной функцией Государственной Думы являются её контрольные  полномочия. Но депутатские запросы  часто не являются для органов  исполнительной власти фактом, который  подлежит обязательному рассмотрению и ответу на него. “Правительственный час” нередко превращается в политинформацию того или иного руководителя. Положительное решение вопроса о недоверии Правительству ставит Государственную Думу под угрозу роспуска. Выдвижение обвинения против Президента РФ является очень сложным политическим процессом и конечное решение этого вопроса не входит в компетенцию Думы. Контроль Счетной палаты по отношению к органам исполнительной власти является “внешним”, он мог бы стать более эффективным, если бы был подкреплен постоянным “внутренним” контролем со стороны Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Государственного таможенного комитета. Контроль Уполномоченного по правам человека малоэффективен, так как существует слишком много нарушений. Другое дело, если его усилия направить на осуществление действенного контроля за исполнением федеральных законов, непосредственно защищающих права человека. Серьезным недостатком контрольных полномочий Государственной Думы является отсутствие парламентского контроля за исполнением федеральных конституционных и федеральных законов, а также отсутствие такого механизма, когда правительство должно регулярно отчитываться перед представителями народа – депутатами в своей деятельности. Только такой подход способен гарантировать ответственность за принимаемые решения. Кроме этого, парламентский контроль только тогда сможет обеспечить определенную степень эффективности, когда результаты его работы станут достоянием гласности. В этом плане нельзя игнорировать значение Государственной Думы как открытой политической трибуны в руках представительной власти. Но, к большому сожалению, данная сторона деятельности недооценивается. В определенной степени это связано с тем, что сами СМИ не способствуют такой стороне думской работы.

Реальные полномочия Государственной Думы зависят от степени “равнозначности” разделения властей в РФ. В Конституции фактически закреплена новая ветвь власти – “президентская”. В руках Президента находятся самые эффективные механизмы “сдержек и противовесов”. Президент оказывает реальное влияние на курс законотворчества Государственной Думы через ежегодные послания Федеральному Собранию и через свою многочисленную администрацию (Аппарат администрации Президента; Главное Государственно-правовое управление; Управление по вопросам внутренней политики; кроме того, время от времени рождаются такие формально-представительские структуры, как большая “четверка”, президентский “круглый стол”). Президент имеет полномочия издавать указы законодательного характера, при этом не определены границы такого нормотворчества. Часто они противоречат Конституции или вторгаются в компетенцию Госдумы. Президент назначает выборы в Государственную Думу, а также может распустить ее в определенных ситуациях. Механизм же отрешения Президента от должности чрезвычайно сложен и, как уже отмечалось выше, окончательное решение этого вопроса не входит в компетенцию Государственной Думы. Если прибавить ко всему вышесказанному выведение этого мощного управленческого аппарата, подчиненного непосредственно Президенту, из-под парламентского контроля, то формируются реальные условия авторитарной власти, ее бесконтрольности и безответственности.

Отношения с Правительством у Государственной Думы тоже складываются не простые. Это связано, прежде всего, с тем, что Государственная Дума, не обладая правом формирования Правительства, сильно ограничена в своем воздействии на исполнительную власть. Поэтому взаимодействие исполнительной и законодательной властей было в последнее время противоречивым. Правительство и Государственная Дума воспринимали друг друга скорее как конкурентов, чем как партнеров. Выборы 1999 года в Государственную Думу вывели на первое место фракцию “Единство”. Ее руководитель Б. Грызлов отметил, что впервые согласие законодательной и исполнительной власти – факт свершившийся. Он заявил, что его фракция является проправительственной и главная ее задача – это налаживание нормальной работы с исполнительной властью. Но такая ситуация может привести к тому, что исполнительной власти ничто не будет мешать оказывать первостепенное влияние на процесс прохождения законопроектов через Государственную Думу. Это обязательно скажется на механизме разделения властей и тогда станет непонятным, зачем вообще нужна представительная власть и выборы. Несомненно, плохо, когда парламент поглощен борьбой за власть; ничем не лучше, однако, будет послушный законодатель, с умилением внимающий всему, что делает правительство.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Абрамова А.И., Губаева, Т.В., Мицкевич, А.В. и др. Законотворчество в Российской Федерации (Науч.-практ. и учеб, пособие) / Ин-т законодательства и сравн. правоведения при правительстве Рос. Федерации. - М.: Формула права, 2006. - 604 с.
  3. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. - 324 с.
  4. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва. - М.: Издание Государственной Думы, 2007. - 366 с.
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Карповича. М.: Новая правовая культура, 2006. С. 287.
  6. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Баглая. М.: Норма, 2005. - 272 с.
  7. Конституционное право РФ /под ред. Кутафина О.Е. - М.: Юристъ, 2004. - 687 с.
  8. Парламентское право России. /под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. - М.: Юристъ, 2007. - 456 с.
  9. Совершенствование законодательной деятельности и участие органов государственной власти в законодательном процессе. - М.: Издание Государственной Думы, 2007. - 468 с.

 

 

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Государственная Дума РФ