Главные проблемы строительства федеративной государственной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:06, реферат

Описание работы

Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с которой государство состоит из государственных образований - субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства. Федеративное государство является “компромиссным” вариантом государственно-территориального устройства, компромиссом между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.

Содержание

1. Определение и сущность федеративного устройства

2. Федеративное устройство России

3. Проблемы федеративного устройства России

Работа содержит 1 файл

Главные проблемы строительства федеративной государственной России.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

Главные проблемы строительства  федеративной государственной  России 

План 

1. Определение и сущность федеративного устройства

2. Федеративное устройство России

3. Проблемы федеративного устройства России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Определение и  сущность федеративного устройства 

       Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с которой государство  состоит из государственных образований - субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности  государства. Федеративное государство является  “компромиссным” вариантом государственно-территориального устройства, компромиссом между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.

       Федеративные  государства формировались двумя  путями:

       1) создавались “сверху”, путем децентрализации,  “разукрупнения” унитарных государств, передачи части полномочий из  центра на места (ФРГ, Россия);

       2) переход “снизу” от конфедераций  к федеративному государству через добровольное объединение суверенных частей (США, Швейцария).

       Федерацию от конфедерации отличают следующие  черты:

       - единая территория, население, живущее  на данной территории;

       - наличие обще федеральных государственных  органов власти на всей территории государства;

       - наличие конституционных гарантий  территориальной целостности государства,  отсутствие у частей государства  права выхода из него;

       - невозможность для субъектов  федерации вступать в какие-либо  государственные союзы за ее  пределами.

       Федерацию от унитарного государства отличают следующие черты:

       - конституционное, договорное или  конституционно-договорное разделение  полномочий между федеральным  центром и субъектами федераций;

       - конституционные гарантии территориальной  целостности субъектов федерации;

       - самостоятельность субъектов федераций  в осуществлении ими принадлежащих  им полномочий;

       - право выбора субъектом федерации  формы своей политической организации;

       - право участников федеративных  отношений на двустороннее (горизонтальное  и вертикальное) регулирование государственно-властных полномочий.

       Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается  около 30 федеративных государств, большинство  из них крупные по территории и  численности населения сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).

       Федеративное  государство – сложное (союзное) государство, в котором входящие в его состав единицы (субъекты федерации: земли, штаты, республики) участвуют в формировании, осуществлении федеральной власти и имеют значительную государственную самостоятельность (собственные конституции, уставы, законодательные, исполнительные и судебные органы).

       При этом союзная (федеральная) власть распространяется на всю территорию данного государства: образуются единые для всех единиц ОГВ (федеральные), единое гражданство, денежная система.

       Федерализм  нельзя смешивать с децентрализацией и автономным самоуправлением. Государство  может быть чрезвычайно централизованным, однако федеративным. И, наоборот, государство может быть построено на широкой автономии частей и в то же время может быть нефедеративным. Федерация есть форма разграничения предметов ведения между федерацией и входящими в ее состав субъектами - государственными образованиями.

2. Федеративное устройство  России 

       Федеративное  устройство России служит, с одной  стороны, сохранению многообразия различных  регионов при безусловном характере  общефедерального единства, с другой - такое устройство выступает способом рационального распределения компетенции и полномочий не только по горизонтали, но и по вертикали. Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).

       Принципы  федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие  начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное  воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

       Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:

       1. Добровольность объединения наций  и народностей.

       2. Суверенность и равноправие наций.

       3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

       4.Национально-территориальный  принцип образования форм государственности  в сочетании с территориальным  принципом образования субъектов  Федерации.

       5. Государственная целостность Российской  Федерации.

       6. Разграничение предметов ведения  и полномочий Федерации и ее субъектов.

       7. Равноправие субъектов Федерации.

       Одной из особенностей российского федерализма  является то, что он базируется на двух началах: национально-территориальном  и административно-территориальном. В основе отечественной модели федерализма лежит признание того, что данная форма государственного устройства есть система, в которой все составляющие ее части и соответствующие звенья иерархии власти связаны общеобязательными нормами  Федеральной Конституции и взаимной  ответственностью. Закрепленное в ней разграничение предметов ведения и полномочий федеральных органов и органов субъектов Федерации должно лежать в основе конституций и уставов последних.

       Характер  современного российского федерализма  таков, что статусом государственных образований обладают не только республики, но и края, области и т. д. Россия обладает всеми признаками Федерации: наличием федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в Федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы. 
 

3. Проблемы федеративного  устройства России 

       В настоящее время мало кто сомневается  в том, что федеральное устройство России нуждается в радикальной  реформе, ведь для того, чтобы прекратить конфликты и коллизии, а также  отвести потенциальную угрозу распада  Российской Федерации, необходимо решить, три ключевые проблемы:

       - Проблема суверенитета и проблема выхода субъектов из Федерации. Эта проблема приобрела особую остроту в последние годы. Игнорировать такую проблему весьма опасно. В целях предотвращения распада Российской Федерации Президенту Российской Федерации, как гаранту целостности и единства государства, надлежит обратиться к парламентам республик с рекомендациями исключить из их конституции положения о суверенитете и положение о выходе из состава Российской Федерации; либо Президент Российской Федерации должен внести в Конституционный Суд вопрос о соответствии положений конституции республик Конституции Российской Федерации. Предложенные меры, в случае их реализации, снимут опасность выхода из состава Федерации. Ведь ни одна федерация в мире не предоставляет своим субъектам право выхода из страны.

       - Как известно, в Российской Федерации существует самое большое число субъектов в мире: Их сокращение, наличие 12 или 15 субъектов на территории России, решило бы часть проблем. И предлагаемая реформа целесообразна не только с политической, но и с экономической точки зрения. Таким образом, Федерация приобрела бы форму более цивилизованную форму, что послужило бы консолидации, и повышению ее международного престижа.

       - Проблема, связанная с Федеративным договором 1992 года. Очевидно, что раздел Конституции, посвященный федеративному устройству государства (статьи 65-79), должен был поглотить Федеративный договор 1992 года, который, как известно, подписывался в период пика политических страстей, и указанный договор не безупречен как с политической, так и с теоретической точки зрения.

       Его несовершенство частично компенсируется Конституцией Российской Федерации, которая  совсем по другому разграничивает предметы ведения субъектов и Российской Федерации. Договор должен соответствовать Конституции, а не быть чужеродным к ней приложением. Также возникают вопросы по поводу того, что опубликованный в 1993 году текст Конституции никак не соотносился с приложениями к договору, который не выносился на референдум и не может являться частью Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Главные проблемы строительства федеративной государственной России