Форма (устройство) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие формы (устройства) государства, ее структуру;
проанализировать формы правления: монархия, республика, их виды, тенденции развития;
проанализировать государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация;
исследовать понятие политический режим. Виды режимов и их признаки.

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 435.67 Кб (Скачать)

Введение

     Для постижения такого сложного социального института как государство в теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

     Актуальность темы исследований заключается в следующем. Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Изучение форм (устройств) государства имеет огромное значение в современном мире.

     Проблемы формы государства неоднократно подвергались исследованию юридической наукой. Нельзя не отметить вклад в разработку теории государственно-правовой организации дореволюционной России ученых-юристов: Б. А. Кистяковского, Л. И. Петражицкого, В. Г. Шершеневича и др. Значительный вклад в разработку теории формы Советского государства внесли такие ученые, как М. И. Байтин, А. П. Бутенко, Ф. М. Бурлацкий, А. И. Денисов, Д. Л. Златопольский, M. X. Кириченко, А. Г. Лашин, Г. К Манов и др.

     Среди использованных источников, которые помогли в подготовке работы можно выделить труды таких авторов, как М. Н. Марченко «Теория государства и права», В. Я. Любашиц  «Теория государства и права», А. С. Пиголкин «Теория государства и права», и др. Данными авторами подробно изучены вопросы, касающиеся форм правления, форм национально-государственного устройства и форм государственно-правового режима государств.

     Исходя из актуальности темы, степени научной разработанности и проблемы исследования определены и его цель, задачи, предмет и объект исследования.

     Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие формы (устройства) государства, ее структуру;
  • проанализировать формы правления: монархия, республика, их виды, тенденции развития;
  • проанализировать государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация;
  • исследовать понятие политический режим. Виды режимов и их признаки.

     Предметом исследования являются формы государства в современном мире. Объектом исследования являются формы (устройства) государства.

     Методологической основой исследования, для решения поставленных цели и задач работы, является совокупность различных общетеоретических методов: обобщение, элементы исторического анализа, сравнительно-правовой метод, анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы исследования.

     Теоретическая и практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что проведенное исследование обобщает имеющуюся информацию в области изучения предмета теории государства и права, в частности.

     Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

     В первой главе рассматривается понятие форм (устройств) государства.

     Во второй главе даётся характеристика форм правления: монархии, республики, их виды, тенденции развития.      

     В третьей изучаем государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация.

     Четвертая глава посвящена политическим режимам. Определяются виды режимов и их признаки.

     В заключении приводятся выводы по курсовой работе. 
 
 
 
 
 

     1 Понятие формы (устройства) государства, ее структура 

     “Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом”.1

      «Форма государства -- одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права. Она в значительной степени обусловлена сущностью государства и непосредственно связана с главным вопросом политики -- вопросом об организации государственной власти, ее устройстве.

      Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. Форма государства, так или иначе, зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций».2

      В. В. Лазарев дает следующее определение формы государства «в настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство».3

      «За всю историю развития государства и права были выдвинуты десятки, если не сотни различных теорий о форме государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют.

     Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им рассматривались «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.

     Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу «испорченности человеческой натуры», ее форм.

     На многообразие форм государства имел свои взгляды и Аристотель - ученик Платона и вместе с тем его критик. Считая форму государства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих как монархию, аристократию или политико-демократию. Эти формы государства он назвал «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в «неправильную» форму - тиранию, олигархию или охлократию.

     Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме. Цицерон, например, выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, народную власть - демократию) и смешанную форму».4

      «На протяжении многих столетий политико-правовая теория продолжала выделять самое основное  в формах государств, описать, проанализировать, оценить и по возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Локка, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления».5

     «Значительное внимание исследованию формы государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.   Учитывая вышеизложенное, форму государства можно определить как такое устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.

     Формы государства весьма разнообразны, причиной чему послужили следующие факторы:

  1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.
  2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.
  3. Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным составом населения данной страны.
  4. Избрание той или иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии, Пакистане) после провозглашения независимости бала установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Исламская Республика Мавритания).

     Помимо вышеперечисленных причин формирования государства также нельзя игнорировать влияние личности на форму государства. Примером может служить период создания Соединенных штатов Америки. Влияние на формирование государственности в указанный период оказали Франклин, Мэдисон, Гамильтон и другие.

     Форма государства - сложное общественное явление, которое включает   в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного режима.

     Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (разные виды республик и монархий).

     «В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства». 6

     Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и самоуправления (унитарные государства, федерации, конфедерации).

     Государственный режим означает совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, авторитарный и т.д.).

     «Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика».7

     Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов: правления, государственного устройства и политического режима.

      «Форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются: монархические и республиканские.

     Форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются: унитарные, федеративные и конфедеративные.

     Политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы». 8

     «Следует отметить, что все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Любые изменения в методах осуществления государственной власти - в сторону ли демократии или, наоборот, автократии - неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства». 9

     Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

     Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов: уровня экономического развития общества; соотношения классовых сил; историко-национальных и культурных традиций; международной обстановки и т.п.

Информация о работе Форма (устройство) государства