Брак и семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:52, реферат

Описание работы

Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Таким образом, институциональный аспект семьи не ограничивается только семьей как институтом. В него включены такие явления, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности и некоторые другие.

Содержание

1)Введение____________________________________________3стр.
2)Брак и семья_________________________________________4стр.
а) Правовые отношения родителей и детей. Отцовская власть. Отношения между матерью и детьми_________________________________________4стр.
б) Заключение брака__________________________________6стр.
в) Римская семья (Агнатское и когнатское родство)________________7стр.
3) Личные имущественные и неимущественные отношения_11 стр.
а) cun manu________________________________________11стр.
б) sine manu________________________________________11стр.
в) Dos(приданное)__________________________________12стр.
4) Прекращение брака__________________________________14стр.
5)Заключение_________________________________________16стр.
6) Список литературы__________________________________18стр.

Работа содержит 1 файл

Римское право Microsoft Word.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

 

 

План

1)Введение____________________________________________3стр.

2)Брак и семья_________________________________________4стр.

   а) Правовые отношения родителей и детей. Отцовская власть. Отношения между матерью и детьми_________________________________________4стр.

   б) Заключение брака__________________________________6стр.

   в) Римская семья (Агнатское и когнатское родство)________________7стр.

3) Личные имущественные и неимущественные отношения_11 стр.

     а) cun manu________________________________________11стр.

     б) sine manu________________________________________11стр.

     в) Dos(приданное)__________________________________12стр.

4) Прекращение брака__________________________________14стр.

5)Заключение_________________________________________16стр.

6) Список литературы__________________________________18стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Институт семьи не случайно выделен из других институтов общества и тщательно изучен специалистами различных отраслей права. Исследователи признают, что семья - основной носитель культурных образов, наследуемых из поколения в поколение.

   Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Таким образом, институциональный аспект семьи не ограничивается только семьей как институтом. В него включены такие явления, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности и некоторые другие.

Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей. Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные последствия.

В отделе частного права - права, относящиеся  к вещам, имущественные права, возникающие  в связи с имущественным положением граждан), юрист Гай изложил вопросы  отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris: sequitur de jure person arum alia divisio.

Изложение отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris охватывало в  основном три группы вопросов: во-первых, вопросы отношений между мужем  и женой (брачное право); во-вторых, вопросы отношений между отцом как носителем patria potestas и детьми, т. е. лицами, находящимися под patria potestas (отцовское право); в-третьих, вопросы возмещения недостигшим дееспособности лицам sui juris, которые, в связи с возрастом, полом или психическими, моральными или физическими недостатками, были полностью или частично недееспособными (опекунское и попечительское право).

Установления брачного, отцовского, опекунского и попечительского  права составляли содержание изложения  римских юристов при изучении правового положения лиц с точки зрения их положения в семье, или с точки зрения их семейного статуса (status familiae). Согласно предписаниям римского права, status familiae, или положение лиц в семье, кроме status civitatis и status libertatis, имело чрезвычайное значение для утверждения право- и дееспособности римских граждан. Поэтому развернутые правила организации семьи и взаимоотношений ее членов представляли собой особую ветвь римского частного права и изучались под наименованием "семейного права". Согласно с этим, римское семейное право представляло собой собрание правовых положений, регулирующих отношения в римской семье, а именно: отношения между мужем и женой, отношения между отцом (pater familias) и лицами alieni juris, а также отношения между опекуном (tutor) или попечителем (curator) и их подопечными (pupilli).

                                             Брак и семья

 

а) Правовые отношения родителей и детей. Отцовская власть. Отношения между матерью и детьми

 

Для отношений родителей и детей в римской семье характерна практически безграничная власть отца над детьми. Правовые отношения между матерью и ее детьми также существовали (хотя мать никакой власти над детьми не имела), но всецело зависели от формы брака. При браке с мужней властью мать разделяла положение своих детей, находилась (как и ее дети) под властью мужа или его домовладыки, если муж сам находился под его властью. Наравне с детьми она наследовала после смерти мужа, дети - после смерти матери, мать - после детей. В качестве агнатов взрослые сыновья осуществляли опеку над матерью после смерти мужа.

При браке без мужней власти мать в раннереспубликанский период с  детьми практически не была связана. Она оставалась агнаткой своих кровных  родственников - родителей, братьев, сестер и не являлась, с точки зрения права, членом семьи мужа. Отсюда и различные правила наследования - жена не могла быть наследницей после мужа и своих детей, так же как и они после нее.

Утверждение кровной семьи четче  определяет права матери. Со временем она получает право на совместное проживание со своими несовершеннолетними детьми в случае развода с их отцом, на алименты от детей. Детям запрещается предъявлять к матери порочащие ее иски, вообще привлекать к суду без разрешения магистрата. Расширяется взаимное наследование детей и матери.

Отношения отца и детей. Стержнем взаимоотношений  родителей и детей была отцовская  власть. Ни одна правовая культура не знала  столь неприкрыто выраженного господства отца над детьми. Институт отцовской  власти - это строго национальный институт римских граждан: «Едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане» (Гай. Д.1.1.55).

Установление отцовской власти. Отцовская власть устанавливалась  прежде всего над детьми, рожденными в законном римском браке. На детей, рожденных в других (незаконных) браках, в конкубинате, а также в любом фактическом сожительстве, отцовская власть не распространялась. Они были чужими для него.

Мать ребенка всегда известна, даже если она зачала вне брака. Отцом же ребенка принято считать того, кто состоит в браке с матерью ребенка. Это юридическая презумпция - положение, не требующее доказательства. Юрист Павел писал: «Отец - это тот, на кого указывает брак» (Д.2.4.5).

Кроме рождения детей в законном браке отцовская власть могла быть установлена путем узаконения или усыновления.

Узаконение - установление отцовской власти над собственными детьми отца, рожденными вне брака. Так, отец мог признать своими детей, рожденных в конкубинате. Узаконение производилось в специально установленной форме.

Усыновление - установление отцовской власти над чужими детьми, с которыми отец кровными узами не связан. Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio). Аррогация применялась для усыновления лиц своего права, т.е. совершеннолетних и обладающих правовой самостоятельностью, адопция - для лиц чужого права, т.е. находящихся под властью домовладыки. Отсюда и различные формальные акты усыновления. Со временем формализм усыновления был в значительной мере упрощен и его можно было произвести простым заявлением перед судом или императором.

Узаконенные и усыновленные дети полностью  приравниваются по правовому статусу  к детям, рожденным в браке:

получают правовой статус и имя  своего узаконителя, усыновителя, право взаимного наследования, разделяют его социальное и общественное положение. На них распространяется отцовская власть.

Прекращение отцовской власти могло  произойти в результате:

а) смерти отца или детей;

б) освобождения из-под отцовской власти. Фактически отцовская власть была пожизненной даже в развитом римском праве.

Достижение сыном совершеннолетия, основание собственного дома, семьи  и хозяйства не прекращали отцовской  власти и даже не ослабляли ее. Лишь достижение сыном высокого общественного положения (должности консула, префекта, магистра) освобождало от отцовской власти, которая как право одностороннее могла быть и прекращена в одностороннем порядке - волею отца. Отец своим волеизъявлением мог освободить сына из-под своей власти, что получило название эмансипации. Формы ее были различными в разные времена. В результате эмансипации сын становился лицом своего права, приобретал полную Правоспособность и хозяйственную самостоятельность, хотя утрачивал наследственные права в своей бывшей семье. Последнее ограничение вскоре отпало. И все же полностью власть отца не прекращалась и после эмансипации. Он сохранял за собою право пользования половиной имущества сына.

Содержание отцовской власти. Власть отца над детьми была беспредельной. Он имел право жизни и смерти детей (в буквальном смысле) с момента их рождения: мог сохранить жизнь новорожденному или выбросить его, продать в рабство, применять любые наказания. Однако со временем беспредельный произвол постепенно ограничивается. Уже в древнейшие времена нравственные (но не правовые) нормы запрещают выбрасывать новорожденных. Законный запрет вводится лишь в период империи (Д.9.16.9). Продажа в рабство детей ограничивается трижды. В период империи отец ограничивается в праве на жизнь детей: сыноубийство приравнивается к обычному убийству и влечет уголовную ответственность. Устанавливается контроль над дисциплинарной властью отца.

В имущественных отношениях родителя и детей также нераздельно  господствовал отец. Единым и нераздельным собственником семейного имущества был домовладыка. Имущество, приобретенное детьми, автоматически становилось собственностью отца. При этом имущественная зависимость детей не ослабевала с их возрастом. Дети были лицами чужого права, не могли от своего имени совершать гражданско-правовые сделки, быть собственниками имущества и в этом приближались к положению рабов. Для ведения хозяйства они наделялись определенным имуществом отца - пекулием. В связи с хозяйственной деятельностью пекулия детям приходилось заключать всевозможные гражданско-правовые сделки. Однако все полученное по этим сделкам поступало в собственность отца. Таким же образом наступала ответственность отца ,по сделкам, заключенным детьми.

Между тем имущественный патриархат постепенно ограничивается. Во времена Августа было установлено, что если сын-воин приобретал имущество на войне, то оно становилось его собственностью. Позднее, в период империи вводится такое же правило и в отношении имущества, приобретенного сыном на государственной службе. Затем ряд императорских постановлений предписывают оставлять в собственности детей (а не только сыновей) также имущество, полученное по наследству после смерти матери или иных родственников по ее линии. Все это ограничило имущественную власть отца над детьми, но не устранило полностью. На некоторое имущество, приобретенное детьми, отец сохранял право пожизненного пользования. И все же имущественная самостоятельность детей становится общепризнанной.

Ослабление и дифференциация власти отца - результат изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, индивидуализации частной собственности, развития торговли. Эти факторы обусловили необходимость некоторой имущественной независимости взрослых членов семьи.

 

б) Заключение брака

 Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia). В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия patresfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций (п. 433): по одной - patresfamilias невесты обязывался передать ее жениху, а по другой - обязывался принять невесту в качестве жены, а в самое древнее время может быть в форме односторонней стипуляции, по которой только patresfamilias невесты обязывался передать ее жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшему затем права прекратить брак односторонним волеизъявлением. В более позднее время допускалось, по-видимому, совершение обручения и путем неформального соглашения.

В древнейшее время нарушение sponsalia давало другой стороне право потребовать  возмещения причиненного ущерба. По преторскому  праву нарушение sponsalia влекло за собою  только infamia и ограничение права  выступать в суде в качестве представителя  чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона, без серьезных оснований нарушившая sponsalia, теряла право на возвращение сделанных ею по случаю обручения подарков (arrhae sponsaliciae, donatio ante nuptias); другой стороне сделанные ею подарки возвращались. В законодательстве IV в. утрата права на возвращение donatio ante nuptias была связана с христианским обычаем предбрачного поцелуя (osculum): в случае смерти жениха osculo interveniente невеста или ее наследники сохраняли половину предбрачных подарков.

 

в) Римская семья (Агнатское и когнатское родство)

С древнейших времен римская семья  была моногамной и патриархальной. Как устойчивое объединение она  возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии  уже основана на власти отца семейства. «Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, простое орудие деторождения», писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Семья - это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства - pater familias (патерфамилиас). В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Предполагается, что сначала этот термин охватывал только рабов, принадлежащих данной семье, а позже и все остальное имущество, рабочую силу (жену, детей, кабальных, других лиц). Это объединение основывалось не на кровной связи (ее в ту пору еще не знали), а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в семью жены (примаки), а также все другие лица.

Информация о работе Брак и семья