Авторитарный режим. Признаки и пределы эффективности

Дата добавления: 27 Октября 2011 в 11:38
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (25.64 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

1 ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ.docx

  —  28.43 Кб

Содержание

Введение              3

  1. Понятие и сущность авторитаризма        4
  2. Признаки авторитаризма          7
  3. Типы авторитарных режимов         9

Заключение                    11

Библиографический список                 13 
 

 

     Введение 

     Общество  как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается  в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Общество нуждается во власти. Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха и т.д. Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политически режимом.

     Человечество  уже   тысячелетия   ищет   наиболее   совершенные   формы  государственной организации общества. Одним из наиболее распространенных в истории типов политических систем является авторитаризм, по своим  характерным чертам он занимает промежуточное  положение между тоталитаризмом и демократией. Большая часть  человечества до сих пор довольствуется именно этим типом политического  устройства.

     Именно  поэтому тема моего реферата так  важна. Чем же привлекателен мир  авторитаризма? Каковы его перспективы  и основы стабильности? Что отличает и что объединяет между собой  различные виды авторитарных политических устройств? 
 
 

     1. Понятие и сущность  авторитаризма 

     В 50-е годы появляется большое число  так называемых “гибридных стран”, с проявлениями и тоталитаризма  и демократии. Ученые, изучающие  эти государства, заметили, что понятия  тоталитаризм либо демократия не отражают политической сущности этих государств. По предложению американского политолога Хуана Линца все закрытые, недемократические  режимы стали делить на два основных типа:  тоталитарные  и авторитарные.

     Авторитаризм – это политический режим, основанный на единовластии, диктатуре правителя или правящей группировки, при котором сохраняется некоторая автономия личности в неполитической сфере. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти.

     В настоящее время во многих современных  странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых весьма позитивно оценивают данный тип организации власти.

     В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик системы жесткого политического правления, постоянно  использующей принудительные и силовые  методы для регулирования основных социальных процессов. В силу этого  важнейшими политическими институтами  в обществе являются дисциплинарные структуры государства: его силовые  органы (армия, полиция, спецслужбы), а  равно и соответствующие им средства обеспечения политической стабильности (тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные задержания, групповые и массовые репрессии, механизмы жесткого контроля над поведением граждан). При таком стиле властвования оппозиция исключается не только из сферы принятия решений, но и из политической жизни в целом.

     Устойчивое  игнорирование общественного мнения, формирование государственной политики без привлечения общественности в большинстве случаев делают авторитарную власть неспособной создать  какие-либо серьезные стимулы для  социальной инициативы населения. Правда, за счет принудительной мобилизации  отдельные режимы (например, Пиночет  в Чили в 70-х гг.) могут в короткие исторические периоды вызывать к  жизни высокую гражданскую активность населения. Однако в большинстве  случаев авторитаризм уничтожает инициативу общественности как источник экономического роста и неизбежно ведет к  падению эффективности правления, низкой хозяйственной результативности власти.

     Источником  сохранения такого типа правлений является использование властями определенных особенностей массового сознания, менталитета  граждан, религиозных и культурно-региональных традиций, которые в целом свидетельствуют  о достаточно устойчивой гражданской  пассивности населения. Именно массовая гражданская пассивность служит источником и предпосылкой терпимости большинства населения к правящей группировке, условием сохранения ее политической устойчивости.

     Однако  систематическое применение жестких  методов политического управления, опора властей на массовую пассивность  не исключают определенной активности граждан и сохранения их объединениям некоторой свободы социальных действий. Свои (пусть скромные) возможности  влияния на власть и проявления активности имеют семья, церковь, определенные социальные и этнические группы, а  также некоторые общественные движения (профсоюзы). Но и эти социальные источники политической системы, действующие  под жестким контролем властей, не способны породить мощные партийные движения, вызвать массовый политический протест. В подобных системах правления существует скорее потенциальная, чем реальная оппозиция государственному строю. Деятельность оппозиционных групп и объединений больше ограничивает власть в установлении ею полного и абсолютного контроля над обществом, нежели пытается реально корректировать цели и задачи политического курса правительства. 
 

 

     2. Признаки авторитаризма 

     В целом  авторитарной политической системе  присущи следующие черты:

     — сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует  механизм ее преемственности. Элита  формируется путем назначения сверху;

     — права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне  государства, а не личности;

     — в обществе доминирует официальная  идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным  течениям, лояльным к правящему режиму;

     — политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции  запрещена или ограничена. Профсоюзы  подконтрольны власти;

     — государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь;

     — обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как  правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается  с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

     — осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается  критика отдельных недостатков  государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

     — власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости  принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;

     — при положительных  результатах деятельности режим  может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское  общество может существовать, но зависит  от государства;

     — режиму свойственны унитарные формы  государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены.

     Учитывая  эти признаки авторитаризма, его  можно определить как  неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.   

 

     3. Типы авторитарных  режимов 

     Среди множества авторитарных порядков можно  выделить следующие их основные типы: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти.

     Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп. Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне (как, например, в послевоенных условиях в странах Восточной Европы, где были установлены коммунистические режимы с помощью СССР).

     Достаточно  массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы. Они стали возникать после Второй мировой войны в развивающихся странах. Это был период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств. Военные оказывались в традиционных обществах наиболее сплоченной и просвещенной социальной группой, способной объединить общество на основе идеи национального самоопределения. Поведение военных после захвата власти было различным. В одних странах они отстраняли от власти коррумпированную гражданскую политическую элиту и проводили политику в интересах национального государства (как, например, в Индонезии, на Тайване). В других случаях сами военные оказывались исполнителями воли более могущественных финансовых групп и государств (так, большинство военных режимов в Латинской Америке финансировалось США).

     В современное время военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число такого установления военных режимов были в странах  Латинской Америки, Африки, а также  Греции, Пакистане, Турции. Такие политические порядки отличаются подавлением  значительной части политических и  гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью. Государственные ресурсы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан.

     Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют возможности официальных органов в своих интересах.

     Режимы  личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Это может привести к гражданской диктатуре, для которой характерна единоличная власть гражданского лица. Обычно такой личностью становится национальный лидер или лидер «группы по интересам», пришедший к власти с помощью государственного переворота. Он может либо проводить относительно самостоятельный политический курс, опираясь на собственную харизму, либо обслуживать интересы своих сторонников. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со стороны оппозиции.

     Заключение 

     Авторитарные  режимы не следует рассматривать  как орудие выражения интересов  меньшинства. Современные авторитарные режимы используют достаточно широкий  выбор ресурсов, а не только средства принуждения и политические репрессии. Авторитаризм чаще использует экономические  стимулы: создание возможностей роста  благосостояния для широких слоев  общества, проведение эффективной социальной политики. Практическая эффективность  ряда авторитарных режимов (например, в Южной Корее, Сингапуре, Тайване) позволила им не только решить задачи технологической модернизации, заметно  повысить уровень жизни населения, но и привлечь на свою сторону широкие  слои общества.

     В связи с этим можно отметить, что  авторитарные режимы обладают значительными  мобилизационными и ориентационными  возможностями благодаря способности  концентрировать ресурсы на стратегических направлениях развития. Достигая экономической  и социальной эффективности, авторитарные режимы формируют демократическую  систему ценностей, заинтересованность граждан в политических и гражданских  правах и свободах, потребность в  свободе информации, независимости  мышления, нетерпимости к произволу  и насилию.

     В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и ряд демократических  институтов, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм.

     Поэтому сочетание авторитарных и демократических  элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам — важнейшая практическая задача конструктивного реформирования общества. 

Страницы:12следующая →
Описание работы
В реферате рассмотрены следующие вопросы:
Чем привлекателен мир авторитаризма?
Каковы его перспективы и основы стабильности?
Что отличает и что объединяет между собой различные виды авторитарных политических устройств?
Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность авторитаризма 4
2. Признаки авторитаризма 7
3. Типы авторитарных режимов 9
Заключение 11
Библиографический список 13