Антимонопольное законодательство и регулирование деятельности монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ по экономическим процессам деятельности монополии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды современных учёных-экономистов по проблеме поведения фирмы на рынке монополии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Экономическое понятие монополии ………………………………………….4
2. Монопольная цена и ценовая дискриминация ………………………………6
3. Виды и типы монополии ……………………………………………………10
4. Формы монополистических объединений ………………………………….13
5. Развитие монополий в России ……………………………………………….16
6. Антимонопольное законодательство и регулирование деятельности
монополий …………………………………………………………………….21
Заключение ………………………………………………………………………24
Список литературы ……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Монополия Асе.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену (Pt), по которой спрос на ее блага менее эластичен.

Ценовая дискриминация  часто применяется западными  фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.

Оценка ценовой дискриминации  неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно  отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.

Во многих странах некоторые  виды ценовой дискриминации запрещены законодательно. Так, в США закон не разрешает фирмам-производителям реализовывать свои товары крупным магазинам по ценам, которые ниже цен в розничной торговле, чтобы, не допустить разорения мелких магазинов. В Канаде запрещена ценовая дискриминация лишь в тех случаях, когда товары одного качества и количества реализуются по разным ценам.8

3. ВИДЫ И ТИПЫ МОНОПОЛИИ

 

Различают три вида монополии.

Закрытая монополия - защищена от конкуренции  юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия - монополия, при  которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.9

Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.

Чистые монополии в настоящее  время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Чистая монополия характеризуется  следующими основными чертами:

а)  одна фирма и много покупателей, т.е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;

б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста);

в) отсутствие свободы выхода на рынок (в отрасль), т.е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие:

- экономия от масштаба (один  из наиболее распространенных видов барьеров входа);

- правовые ограничения: патенты,  тарифы и квоты в международной  торговле;

- высокие издержки входа - экономические  препятствия. В некоторых отраслях (например, в авиационной промышленности) начало производства может стоить очень дорого;

- реклама и дифференциация продуктов.  Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов, или сама по себе, или в сочетании с расширенной рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа;

- контроль монополистом источников  поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;

- высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов;

г)  фирма-монополист устанавливает  цену на свой товар, а не принимает  ее как данное, как рыночную реальность;

д)  совершенная информированность.10

Таким образом, фирму можно назвать  чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Силу монопольной власти отдельной  фирмы, однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также "борьбой за доллары потребителя" со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство, существующее во всех развитых странах.

Иное дело - монополия в условиях административно-командной системы. Такая монополия базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Административно-командная система развивается, как правило, в условиях закрытой экономики (за "железным занавесом"), опирается на государственную монополию внешней торговли. Существенным признаком этой системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной монополии. Конечным ее результатом становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.

Очевидно, что административной монополии  конкуренция угрожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в рыночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-гиганты через отраслевые научно-исследовательские институты контролируют и объективно тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли надежно ограждает их и от иностранных конкурентов.

Таким образом, административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной  властью, чем экономическая монополия.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ  ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

Различают пять основных форм монополистических  объединений.  Монополии монополизируют  все  сферы  общественного  воспроизводства:  непосредственно производство, обмен, распределение и потребление.  На  основе  монополизации сферы обращения возникли простейшие формы  монополистических  объединений: картели и синдикаты.12

Картель - это  объединение   нескольких   предприятий   одной   сферы производства,  участники  которого  сохраняют  собственность   на   средства производства  и  произведенный  продукт,  производственную  и   коммерческую самостоятельность,  и  договариваются  о  доле  каждого   в   общем   объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат  - это   объединение   ряда   предприятий   одной   отрасли промышленности,  участники   которого   сохраняют   средства   на   средства производства, но теряют собственность на произведенный  продукт,  а  значит, сохраняют производственную,  но  теряют  коммерческую  самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

 Более сложные   формы  монополистических   объединений  возникают  тогда, когда процесс монополизации распространяется и  на  сферу  непосредственного производства.  На  этой  основе  появляется  такая   более   высокая   форма монополистических объединений как трест.

Трест - это объединение  ряда предприятий одной или нескольких  отраслей  промышленности,  участники  которого  теряют   собственность   на   средства производства  и  произведенный продукт,  производственную  и   коммерческую самостоятельность,  то  есть   объединяют   производство,   сбыт,   финансы, управление,  а на  сумму   вложенного   капитала   собственники   отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право  принимать  участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой  концерн - это  объединение  десятков  и  даже  сотен предприятий  различных  отраслей   промышленности,   транспорта,   торговли, участники  которого  теряют  собственность  на   средства   производства   и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими  участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США  и  некоторых  странах  капитала  появились   начали развиваться   конгломераты,   то   есть    монополистические    объединения, образованные  путем  поглощения  прибылей  разноотраслевых  предприятий,  не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и захватив прочные и монопольные позиции,  рано  или  поздно  теряют  динамику развития и эффективности. Объясняется это  тем,  что  преимущества  крупного производства не являются абсолютными, они приносят  увеличение  прибыльности только до определенных пор.13

Монополистические объединения сами и по своему усмотрению устанавливают  рыночную цену на продаваемую ими  продукцию. В условиях свободной  конкуренции при определении  равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения. Однако монополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объем производства благ. Эти организации воздействуют на объем спроса в своих интересах, устанавливая выгодную цену.

Основными формами своеобразного  сочетания двух видов взаимодействия субъектов рынка выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия.14 О новом состоянии рынка дает представление табл. 1.

 

Таблица 1

Формы монополистических  объединений

Параметры состояния рынка 

Монополистическая конкуренция 

Олигополия 

Число продавцов

Много

Мало

Барьеры входа и выхода из рынка 

Нет 

Обычно  есть

Дифференциация продукта

Есть 

Возможна 

Участие фирм в контроле над ценами 

Цена  индивидуализированного продукта контролируется

Нелегальный контроль


 

 

В монополистической  конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит  в том, что фирма создает легальную  монополию, которая с помощью  патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров - придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов. Поясняя коренную особенность монополистической конкуренции, Э. Чемберлин писал: “Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает” 

По-своему монополия и  конкуренция сочетаются в олигополии. Олигополия (гр. oligos - немногий, poleo - продаю) - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции.

Олигополии нередко  различными путями (посредством “лидерства в ценах”, тайного “джентльменского соглашения”) обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос - неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.15

 

5. РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИЙ  В РОССИИ

 

В российской экономике конца XIX - начала XX вв. действовали те же закономерности, которые были характерны для других капиталистических стран в это время, тем более, что Россия была не последней страной в мировом экономическом отношении. В 1913-14гг. Россия занимала 5-е место в мире по объему промышленного производства и 4-е в Европе. Конечно, разрыв между 4-ым и 5-ым местами в мире был значительным, еще больше Россия отставала по объему промышленной продукции на душу населения, в России сохранялись серьезные феодальные пережитки, но тем не менее имел место экономический рост при довольно высоких темпах, особенно в 90-е годы XIX века.16

Информация о работе Антимонопольное законодательство и регулирование деятельности монополий