Анализ в комплексе современной таможенно-тарифной политики и тенденции ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 18:05, реферат

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ……………………………………………………………………...6
1.1.Регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации…………………………………………………………………………6
1.2.Таможенно-тарифное регулирование в Российской Федерации…….. 8
Глава 2 Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе………………………………………………………………………………12

2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования..12
Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года…………………………………………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

638. Таможенный тариф..doc

— 92.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования  на современном этапе

2.1 Нормативно-правовая  основа таможенно-тарифного регулирования

Особое место в нормативной  базе таможенно-тарифного регулирования  отводится его принципам, в которых  в концентрированном виде выражено содержание таможенного права, важнейшие  основы таможенно-тарифного регулирования.17

Наряду с административно-правовыми принципами для регулирования таможенно-тарифного механизма используются и принципы налогового права. Их применение предполагает налоговая природа таможенной пошлины. Исторически формирование системы нормативно-правового регулирования в ТС началось еще в начале 1995 года с подписанием Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995 года присоединился Казахстан. На тот момент, невзирая на мнения специалистов из таможенных ведомств, руководители приняли решение, что таможенный союз можно построить путем введения единого таможенно-тарифного регулирования и унификации таможенного законодательства. Время показало обратное и с учетом того негативного, а может и полезного опыта и с подписанием Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (вступил в силу 23.12.1999г. в РБ РК и 02.07.2001г. в РФ) фактически началось формирование существующей системы нормативно-правового регулирования в ТС.18

Все законодательство, касающееся организации и функционирования таможенного союза условно можно  разделить на 8 блоков: Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его цели, задачи (7 международных договоров).

Акты, определяющие меры таможенно-тарифного регулирования  во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(9 международных договоров и 6 решений  комиссии ТС).

Акты, определяющие меры нетарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(5 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).19

Акты, касающиеся таможенного  регулирования на таможенной территории ТС( 18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС).

Акты, определяющие единый порядок надзора(контроля) за безопасностью  товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных  договоров и 3 решения комиссии ТС).

Акты, регулирующие вопросы  взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных договоров).

Акты, определяющие ведение  статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров).

Акты, определяющие ведение  статистики внешней и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных договора).

Акты, касающиеся органов  ТС, в частности комиссии ТС(2 международных  договора и 3 решения комиссии ТС).20

Таким образом, нормативную  базу таможенного союза составляют:

Международные договоры государств-членов таможенного союза  трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;21

Решения Комиссии таможенного  союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые  в государствах-членах таможенного  союза) – более 42-х решений.22  

 

Глава 3.Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года

 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

Качественное изменение  условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.23

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.24

Во-вторых, предстоит  выработать и внедрить эффективные  механизмы продвижения позиции  России в таможенном союзе, усилить  обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Повышение отдачи от участия  России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный 4 перелив финансовых средств, «перетекание» внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками).25

Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.26

В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость  более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.

В условиях предстоящего присоединения России к ВТО особое внимание следует уделять вопросам таможенно-тарифной политики. Исследования ученых посвящены именно оценке целесообразности и последствий вступления России в ВТО с точки зрения защиты отечественного производства. Однако до сих пор остаются не исследованными вопросы потерь бюджета вследствие снижения ставок импортного таможенного тарифа, изменения таможенного тарифа в случае присоединения России к ВТО в составе таможенного союза. Вместе с тем без решения этих вопросов формирование рационального таможенного тарифа не представляется возможным.28

На современном этапе  экономического развития России основными  задачами таможенно-тарифного регулирования  должны стать:

• содействие модернизации экономики за счет облегчения доступа  российских компаний к передовой  зарубежной технике и технологии;

• стимулирование конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более эффективного ее включения в мировое хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует рассматривать новые, высокотехнологичные производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;

• создание благоприятных  условий для развития производств, необходимых для поддержания занятости, стабильности и обеспечения экономической безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности и некоторых других);

• поддержка производственно-технологической  кооперации российских и иностранных компаний, прежде всего в наукоемких отраслях; поощрение притока прямых иностранных и российских инвестиций в перспективные отрасли национальной промышленности;

• оптимизация географической структуры импорта;

• обеспечение сбалансированности и эффективной конкуренции на внутреннем рынке;

• унификация таможенного  тарифа и других инструментов таможенно-тарифной политики с Белоруссией и Казахстаном - партнерами по формируемому Таможенному  союзу.

В современных условиях таможенно-тарифная политика может  и должна стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем - одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Нормативно- правовые акты

1.Таможенный кодекс Таможенного союза  (в ред. Протокола от 16.04.2010) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, № 50, ст. 6615;

2. Федеральный закон  Российской Федерации «О таможенном  регулировании  в Российской  Федерации» от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ // Собрание законодательства РФ 29.11.2010. N 48, ст. 6252;

3. Решение Межгосударственного  совета Евразийского экономического  сообщества от 27 ноября 2009 г. N 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации» // Российская газета, N 227, 30.11.2009.;

4.  Таможенный кодекс Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ) (утратил силу);

5.  Федеральный закон от 8 ноября 2003 г. №165-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» (утратил силу);

 

2. Научная  и учебная литература

1. Андриашин Х.А. , Свинухов В. Г. , Балакин В.В. Таможенное право. Инфра. М, 2011. – 325 с.;

2. Бахрах Д.Н.  Таможенное право. М., Юрайт. 2011. –  388 с.;

3. Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. – № 5.

4.  Проект документа «Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»;

5.  Рыбаков В. Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации // "Международная экономика", №4, 2008.;

6.  Таможенный тариф Российской Федерации. Ставки ввозных и вывозных пошлин.-М., 1991-2007.;

7.Халипов С.В. Таможенное право. Учебник. Юрайт-Издат, 2011. – 396 с.

 

 

 

 

 

 

 

1 Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ //  Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. – № 5.

2Рыбаков В. Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации // "Международная экономика", №4, 2008.;

3 Бахрах Д.Н. Таможенное право. М., Юрайт. 2011. – 388 с.

4 Бахрах Д.Н. Таможенное право. М., Юрайт. 2011. – 388 с.

5Рыбаков В. Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации // "Международная экономика", №4, 2008.;

6 Бахрах Д.Н. Таможенное право. М., Юрайт. 2011. – 388 с.

7 Таможенный тариф Российской Федерации. Ставки ввозных и вывозных пошлин.-М., 1991-2007.

8 Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ //  Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. – № 5.

9 Андриашин Х.А. , Свинухов В. Г. , Балакин В.В. Таможенное право. Инфра. М, 2011. – 325 с.;

10 Бахрах Д.Н. Таможенное право. М., Юрайт. 2011. – 388 с.

11 Бахрах Д.Н. Таможенное право. М., Юрайт. 2011. – 388 с.

12 Рыбаков В. Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации // "Международная экономика", №4, 2008.;

13 Андриашин Х.А. , Свинухов В. Г. , Балакин В.В. Таможенное право. Инфра. М, 2011. – 325 с.;

14 Бахрах Д.Н. Таможенное право. М., Юрайт. 2011. – 388 с.

15 Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ //  Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. – № 5.

Информация о работе Анализ в комплексе современной таможенно-тарифной политики и тенденции ее развития