Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:24, контрольная работа
Актуальность данной темы состоит в том, что многовековой исторический опыт и личные судьбы миллионов людей привели к однозначному осознанию и признанию того, что здоровье является приоритетной ценностью человеческой жизни. Есть немало примеров выдающихся результатов деятельности талантливых людей – композиторов, писателей, ученых, летчиков, спортсменов и многих других, бывших инвалидами, страдавших теми или иными врожденными или приобретенными заболеваниями. Но все они лишь исключения, подтверждающие сколь велика роль здоровья в жизни каждого человека.
Введение 3
1. Понятие здорового образа жизни 4
2. Составляющие здорового образа жизни 6
2.1 Режим дня и здоровье человека 6
2.2 Рациональное питание и его значение для здоровья 8
2.3 Двигательная активность и закаливание организма 12
2.4 Правила личной гигиены 15
Заключение 18
Список использованных источников...................................................................................................19
Содержание
Тема данной контрольной работы - здоровый образ жизни и его составляющие.
Актуальность данной темы состоит в том, что многовековой исторический опыт и личные судьбы миллионов людей привели к однозначному осознанию и признанию того, что здоровье является приоритетной ценностью человеческой жизни. Есть немало примеров выдающихся результатов деятельности талантливых людей – композиторов, писателей, ученых, летчиков, спортсменов и многих других, бывших инвалидами, страдавших теми или иными врожденными или приобретенными заболеваниями. Но все они лишь исключения, подтверждающие сколь велика роль здоровья в жизни каждого человека.
Только хорошее здоровье обеспечивает нормальное внутриутробное и последующее развитие потомства, успешную учебу, профессиональное становление, плодотворную многолетнюю трудовую деятельность, устойчивый брак и семью, реализацию полезных творческих, спортивных и других увлечений, продолжительную жизнь и достойную старость.
Говоря о здоровье, мы изначально воспринимаем это понятие как само собой разумеющееся и не требующее дополнительных определений. Между тем, вопрос о том, что же собой представляет хорошее здоровье, отнюдь не столь прост, каким он кажется на первый взгляд, и представляет большой научный и практический интерес.
Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни. Д.У.Нистрян пишет: «Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60% зависит от его образа жизни, на 20% – от окружающей среды и лишь на 8% – от медицины». По данным ВОЗ, здоровье человека на 50–55% определяется условиями и образом жизни, на 25% – экологическими условиями, на 15–20% оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10–15% – деятельностью системы здравоохранения.
Существуют разные подходы к определению понятия «образ жизни».
Так, ряд авторов
полагают, что образ жизни –
это биосоциальная категория, определяющая
тип жизнедеятельности в
В другом подходе
понятие образ жизни
Большинство западных исследователей определяют образ жизни как «широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу».
А.М.Изуткин и Г.Ц.Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов: «1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека». Ю.П.Лисицын, Н.В.Полунина, Е.Н.Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность. Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения.
Ю.П.Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И.В.Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: «…экономическую –» уровень жизни», социологическую – «качество жизни», социально-психологическую – «стиль жизни» и социально-экономическую – «уклад жизни». Уровень жизни или уровень благосостояния характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом, количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это – показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п. Согласно Ю.П.Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни. [
Вся жизнь человека
проходит в режиме распределения
времени, частично вынужденного, связанного
с общественно необходимой
Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен прежде всего его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно — все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.
Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.
Теперь необходимо остановиться
на вопросе об отдыхе. Отдых —
это состояние покоя или
К важнейшему виду ежедневного
отдыха относится сон. Без достаточного,
нормального сна немыслимо
Говоря об общих понятиях режима жизнедеятельности человека, целесообразно коснуться режима питания. Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.
Рассмотренные выше элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья, долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни. Правильно спланированный режим дня с учетом возраста, физиологических и психических особенностей является основой для сохранения здоровья и главной составной частью здорового образа жизни.
Из сказанного можно сделать два вывода: интенсивность обучения постоянно повышается, и это необходимость, так как объем нужной для человека информации постоянно растет; с учетом учебной нагрузки следует корректировать режим дня: он должен обеспечивать рациональное сочетание умственной и физической нагрузок, отдыха, сна и правильного питания, т.е. обеспечивать гармоничное развитие духовного и физического здоровья человека.
Извечное стремление людей быть здоровыми и работоспособными привело к тому, что в последнее время много внимания стало уделяться рациональному питанию как одному из важных компонентов здорового образа жизни. Правильное, научно обоснованное питание — это важнейшее условие здоровья, работоспособности и долголетия человека.
С пищей человек получает
все необходимые элементы, которые
обеспечивают организм энергией, необходимой
для роста и поддержания
Необходимые организму питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно питаться — это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все, что требуется организму.
Правильное питание — это прежде всего разнообразное питание с учетом генетических особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Оно позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал, однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии, как бы хорошо не было организовано питание.
Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и некой идеальной пищи. Важно не только то, что мы едим, а сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты.
Рассмотрим подробно основные типы питательных веществ, необходимых организму.
Углеводы — органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах, фруктах и овощах.
Углеводы по сложности их химической структуры подразделяются на две группы: простые и сложные углеводы.
Основной единицей всех углеводов является сахар, называемый глюкозой. Глюкоза является простым сахаром. Несколько остатков простых Сахаров соединяются между собой и образуют сложные сахара. Тысячи остатков молекул одинаковых Сахаров, соединяясь между собой, образуют полисахариды — сложные углеводы. В составе живых организмов имеется много разнообразных полисахаридов: у растений — это крахмал, у животных — гликоген (животный крахмал). Крахмал и гликоген играют роль как бы аккумуляторов энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток организма.
Для получения энергии клетки используют глюкозу. Если глюкозы поступило больше, чем нужно клеткам, ее избыток поглощают мышцы и печень, создавая запасы в виде гликогена. В период интенсивной мышечной работы или нервного напряжения гликоген расщепляется, образуя глюкозу, которая потребляется работающими мышцами и нервными клетками. Треть запасов гликогена хранится в печени, которая медленно высвобождает его в виде глюкозы в крови, поддерживая там ее концентрацию на постоянном уровне.
Жиры — это главное вещество, с помощью которого организм запасает энергию; организм способен запасти жиров гораздо больше, чем гликогена. Когда жира потребляется больше, чем нужно организму, он откладывается в жировых клетках. Если этот процесс идет интенсивно, человек становится тучным. Жиры состоят, как и углеводы, из атомов углерода, водорода и кислорода.
Белки — обязательная составная часть всех клеток. В организме присутствует около 50 тысяч различных типов белков. Все они состоят из четырех элементов: углерода, водорода, кислорода и азота, которые, определенным образом соединяясь между собой, образуют аминокислоты. Существует 20 типов аминокислот. Соединение, состоящее из большого числа аминокислот, называют полипентидом. Каждый белок по своему химическому строению является полипентидом. В составе большинства белков находится в среднем 300—500 остатков аминокислот. Необходимо отметить, что некоторые бактерии и все растения способны синтезировать все аминокислоты, из которых строятся белки.