Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важнейший показатель благополучия общества.
Введение. 1
Актуальность проблемы здоровья подрастающего поколения. 1
Зависимость качественного образования от здоровья детей. 1
Здоровье ребёнка – залог его успешности обучения в начальной школе. 2
Понятие здоровья и его составляющие. 2
Здоровьесберегающие технологии – это системный подход
к обучению и воспитанию. 3
Личностно-ориентированное обучение – основа здоровьесберегающих технологий. 5
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образования. 8
Основополагающие приоритеты здоровьесберегающего образовательного
процесса в практической деятельности учителя. 9
Первый этап – начальное ознакомление с основными понятиями. 9
Комплексы физкультминуток и их виды. 10
Второй этап – формирование здоровой личности школьника. 12
Третий этап – закрепление ЗУН по здоровьесбережению и их
дальнейшее совершенствование. 13
Диагностика результатов педагогической деятельности. 14
4. Заключение. 15
Содержание.
к обучению и воспитанию. 3
процесса в практической деятельности учителя. 9
дальнейшее совершенствование.
4.
Заключение.
I. Введение.
Учитель XXI века только в том случае
выполнит свою ответственную миссию,
станут духовность, здоровье и творчество…
1.1 Актуальность проблемы здоровья подрастающего поколения.
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важнейший показатель благополучия общества.
Исследования СМИ показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются. (К выпускным классам % соотношение вырастает наполовину.)
1.2 Зависимость качественного образования от здоровья детей.
Почему так происходит? Видимо дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное - хорошо учиться. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом. Проблема качественного образования сегодня находится в тесной зависимости от здоровья наших детей. Ведь здоровый ребёнок – залог успешности обучения в школе. Но много ли может сделать для решения этой проблемы один простой учитель начальной школы?
Действительно, профессия учителя начальной школы удивительна, потому что именно младшая ступень образования является фундаментом обучения. Мы в ответе за здоровье своих воспитанников, и никто не скажет, что это дело второстепенное. Будущее наших детей в наших руках. Каким будет их здоровье и обучение в дальнейшем, - это, в большей степени, зависит от первого учителя.
Поэтому одной из главных задач своей работы считаю научить ребёнка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.
Если
мы научим детей с самого раннего возраста
ценить, беречь и укреплять свое здоровье,
если мы будем личным примером демонстрировать
здоровый образ жизни, то только в этом
случае можно надеяться, что будущие поколения
будут более здоровы и развиты не только
личностно, интеллектуально, духовно,
но и физически.
II. Здоровье ребёнка – залог его успешности обучения в начальной школе.
Существует более 300 определений понятия «здоровье».
Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко
Здоровье – это
Здоровье состоит из нескольких компонентов:
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
По словам
профессора, «здоровьесберегающие
образовательные технологии
— это системный подход
к обучению и воспитанию,
построенный на стремлении
педагога не нанести
ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология»
относится к качественной характеристике
любой образовательной технологии, показывающей,
как решается задача сохранения здоровья
учителя и учеников. Данные технологии
должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,
которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не навреди!»
— все применяемые методы, приемы, используемые
средства должны быть
обоснованными, проверенными на практике,
не наносящими вреда здоровью ученика
и учителя.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Ответственность за
свое здоровье — у каждого ребенка
надо стараться сформировать ответственность
за свое здоровье, только тогда он реализует
свои знания, умения и навыки по сохранности
здоровья. Перед любым учителем неизбежно
встает задача качественного обучения
предмету, что совершенно невозможно без
достаточного уровня мотивации школьников.
В решении означенных задач и могут помочь
здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающая образовательная
технология представляется нам как функциональная
система организационных способов управления
учебно-познавательной и практической
деятельностью учащихся научно и инструментально
обеспечивающая сохранение и укрепление
их здоровья.
В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:
1.Информационная - отвечает на вопрос: Что? Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.
2.Инструментальная – отвечает на вопрос: Чем? К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.
3.Социальная (кадры) - Кто? Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.
4.Финансовая – отвечает на вопросы: сколько? За счет, каких средств? Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.
5.Нормативно-правовое обеспечение – использование государственных нормативных актов (федерального, регионального и муниципального уровня, собственных средств).
Основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Учитывая эту тесную взаимосвязь, можно выделить систему здоровьесберегающих технологий:
Информация о работе Здоровье ребёнка - залог успешности обучения