Закаливание организма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:16, доклад

Описание работы

Закаливание - это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий. Закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Работа содержит 1 файл

Закаливание организма.docx

— 36.81 Кб (Скачать)

Введение.

 

Закаливание - это комплекс мероприятий по повышению  устойчивости организма к воздействию  неблагоприятных погодно-климатических  условий. Закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Закаливающие процедуры нормализуют  состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаленный человек легко  переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

 

Из  истории закаливания.

 

Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности. Практически во всех культурах  разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела.

Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию  и гигиене тела уделялось в  Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела, поэтому в систему  физического воспитания закаливание  входило как неотъемлемая составная  часть.

Закаливание в этих странах преследовало цель укрепления здоровья, так и выработку  у человека способности переносить всевозможные лишения. По свидетельству  Плутарха, закаливание мальчиков  в Древней Спарте начиналось с  самого раннего возраста. С семи лет воспитание продолжалось в общественных домах во все более суровых  условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными. Когда детям исполнялось 12 лет, им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год.  Горячей  водой им разрешали мыться всего  несколько раз в году. И в  зрелые годы люди должны были жить так, как предписывал обычай.

Большое внимание в Спарте уделялось и  физическому развитию женщин. Как  и мужчины, они «также упражнялись  в беге, борьбе, бросании диска и  копья, чтобы их тела были сильны и  крепки и чтобы такими же были и  рождаемые ими дети,» пишет  Плутарх. «Закаленные такими упражнениями, они легче могли вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

Древние римляне   в значительной степени  заимствовали и трансформировали древнегреческую  культуру. У них важнейшим закаливающим средством была баня. Римские бани, или термы, представляли собой просторные и весьма вместительные здания, построенные  из великолепных сортов мрамора (термы Диоклетиана (505-506 гг.) вмещали 3500 купающихся). 

В термах имелись помещения для раздевания, гимнастических упражнений и массажа, здесь были горячая баня, бассейны с теплой   и холодной водой, души, широко использовались песочные и грязевые ванны. На крышах многих терм устраивались площадки  для  приема солнечных ванн.

Закаливание как профилактическое средство широко рекомендовали такие видные ученые древности, как Гиппократ, Демокрит,  Асклепиад и другие.

Гиппократ писал: «Что касается состояния погоды на каждый день, то холодные дни укрепляют  тело, делают его упругим и удобоподвижным».

Одним из средств закаливания является пребывание под солнечными лучами. Целительное действие солнечных  лучей было хорошо известно в Древнем  Египте, о чем свидетельствуют  надписи на стенах древних храмов. Первым же врачом, рекомендовавшим  применение с лечебной целью солнечных  ванн, был Гиппократ.

В Древнем  Китае профилактика болезней и укрепление здоровья  носили государственный  характер. «Мудрый, - говорилось в «Трактате  о внутреннем», - лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это  все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник  уже начал бой. Разве это не слишком поздно?».   Поэтому  в древнекитайской медицине большое  внимание уделялось мероприятиям, способствовавшим укреплению здоровья. Важнейшими средствами для этого считались физические упражнения, водные процедуры, солнечное  облучение, массаж, лечебная гимнастика, диета.

Одним из важнейших направлений в медицине Древней Индии было предупреждение заболеваний, использование различных  упражнений, например йоги, направленных на поддержание и укрепление здоровья, достижение нравственного и психологического равновесия. Исходя из учения о трех "«органических жидкостях"» ( желчь, слизь, воздух) и 5 космических элементах (земля, вода, огонь, воздух и эфир – источник света), древние индусы определяли здоровье как результат равномерного их смещения, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума.  Поэтому усилия врачей направлялись на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей и элементов. Об  использовании воды в Древней Индии с целью укрепления здоровья человека говорится в священных индусских книгах «Веды»: «Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней, излечение приносит тебе течение воды».

Особое  значение закаливанию придавалось  на Руси. Здесь оно носило массовый характер. «Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко  переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», - писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий.

Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим  растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое  время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось  в русской армии, где для «крепости  и здравия тела» также широко использовалась русская баня.

Русским врачам, писателям, деятелям науки принадлежит  ведущая роль в разработке методики закаливания и её научное обоснование. Их взгляды на роль закаливания в  укреплении здоровья человека исходили из признания определяющей роли факторов внешней среды в жизнедеятельности  организма, его зависимости от условий, в которых он существует и развивается. Так А.Н. Радищев в работе «О человеке, о его смертности и бессмертии», вышедшей в XVIII веке, писал: «Все действует на человека. Пища его и питание, внешняя стужа и теплота, воздух и даже самый свет». 
 

Принципы  закаливания.

 

1.     Постепенность увеличения закаливающих  процедур. Первоначальные закаливающие  процедуры должны  по своей силе и по длительности вызывать минимальные изменения в организме. Только по мере привыкания к определённому виду раздражителя их можно постепенно усиливать. Целесообразнее начинать закаливающие процедуры в летнее время, когда

температура воздуха более высокая, чем в  другие сезоны и колебания температуры  бывают менее резкими.

2.     Систематичность. Нельзя прерывать  начатые закаливающие процедуры  без серьёзных оснований, так  как в этом случае исчезают  те способности организма, которые  были приобретены  в процессе закаливания.

3.     Последовательность. Первоначально  рекомендуются воздушные ванны,  затем, по мере привыкания, следует  переход к водным процедурам  и солнечным ваннам. К обливанию  можно переходить после того, как дети привыкнут к обтиранию,  а купание в водоёмах допускается  я после привыкания к обливанию  и т.д. 

4.     Комплексность. Специальные закаливающие  процедуры лишь тогда дают  нужные результаты, когда они  сочетаются  с другими мероприятиями   в повседневной жизни ребёнка,  направленными на укрепление  здоровья (это прогулки, утренняя  гимнастика, проветривание помещений,  физкультурные занятия и т.д.) и если они проводятся комплексно. Так, например, воздушные ванны  хорошо сочетаются с активными  физическими упражнениями, а солнечные  ванны можно соединить с водными  процедурами и т.д. 

5.     Учёт индивидуальных особенностей  ребёнка. Этот принцип говорит  о том, что прежде, чем начинать  закаливание, необходимо тщательно  изучить физическое и психическое  развитие каждого ребёнка, собрать  данные от специалистов и родителей.  Только после этого составляется  характеристика ребёнка, дети делятся на 3 группы:

I группа  – дети здоровые, ранее закаливаемые.

II группа  – дети здоровые, впервые приступающие  к закаливающим процедурам или  дети, имеющие функциональные отклонения  в состоянии здоровья.

III группа  – дети с хроническими заболеваниями  или дети, вернувшиеся в дошкольное  учреждение после длительного  заболевания. 

Для каждой группы детей подбираются соответствующий  комплекс закаливающих процедур.  По мере закаливания дети переходят  из одной группы в другую.

6.     Проведение закаливающих процедур  при положительном настрое ребёнка.  Результаты закаливания во многом  зависят от того, как ребёнок  относится к этим процедурам. Важно, чтобы закаливающие процедуры  вызывали положительные эмоции  у детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  методы закаливания.

Закаливание воздухом.

 

Наиболее  распространенная и доступная форма  закаливания - использование свежего  воздуха. Такие закаливающие процедуры  доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими  некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний (неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как  лечебное средство. Указанный вид  закаливания надо начинать с выработки  привычки к свежему воздуху. Большое  значение для укрепления здоровья имеют  прогулки. 
Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Закаливающий  эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия  ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человека оказывает влияние  и химический состав воздуха, который  насыщен солями, содержащимися в  морской воде. 
По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: 
горячие (свыше30С°),

теплые (свыше22С°),

индифферентные (21-22С°),

прохладные (17-21С°),

умеренно-холодные (13-17С°),

холодные (4-13С°),

очень холодные (ниже4С°).

Надо  иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние  на рецепторы кожи тем резче, чем  больше разница температур кожи и  воздуха. 
Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые  ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее оказывают положительное  влияние на организм, улучшая окислительные  процессы. 
Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.

Немаловажное  значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм закаливания счет своей силы и  скорости, имеет значение и его  направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает  охлаждающую силу воздуха.

Воздушные процедуры с целью закаливания  могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при  которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека. 
Прогулки на воздухе проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха. 
Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой – катанием на коньках, лыжах, а летом – игрой в мяч и другими подвижными играми.

Информация о работе Закаливание организма