Закаливающие процедуры для школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:43, реферат

Описание работы

Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.

Работа содержит 1 файл

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

                 ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 
 
 

Закаливание — система мероприятий,                      повышающих выносливость организма  к многообразным влияниям внешней  среды и воспитывающих способность  организма быстро и без вреда  для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.  

Правильно, в соответствии с возрастом построенный  режим дня и его строгое  выполнение — одно из важнейших  условий для нормального физического  и нервно-психического развития ребенка. В режиме дня следует предусмотреть время для проведения гигиенических и закаливающих мероприятий, родители должны придерживаться его и не нарушать (см. таблицу).  

Систематическое применение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, ванна, купание и др.) оказывает положительное действие на нервную систему, обмен веществ, всю жизнедеятельность детского организма.  

Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно  в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время.  

Нельзя  сразу подвергать детей сильным  воздействиям холодного воздуха  или воды, приучать к ним следует  постепенно, медленно и тем более  осторожно, чем моложе и слабее ребенок. Постепенность — одно из основных правил закаливания.

Процедура Время проведения Продолжительность
до 3-х лет 3 - 7 лет
 
Прогулка  и игры на воздухе Утром и днем 
Осенью  и зимой .не реже 2 раз по 2 ч; летом 6—8 ч Осенью  и зимой по 2—2,5 ч; летом как  можно дольше
 
Дневной сон на воздухе Утром или после обеда
Грудным детям 2—3 раза по 1,5—2 ч; старшим— 1 раз 1 раз  по 1,5— 2 ч
 
Воздушные ванны Утром или после дневного сна
Осенью  и зимой в комнате 2—3 раза по 2—15 мин и дольше; летом на воздухе 30—60 мин Осенью  и зимой в комнате, начинать с 5— 10 мин до 30— 60 мин 2 раза. В сочетании с гимнастикой, играми летом световоздуш-ные ванны 10— 60 мин и дольше
 
Солнечные ванны В средней  полосе 9—11 ч
Для детей старше года начинатьс 1— 2 мин  до 20 мин (на все стороны тела) 4—40 мин  (на все стороны тела)
 
Обтирание Рано  утром или до дневного сна
1—2  мин 2—3  мин
 
Обливание Утром после гимнастики, воздушной и  солнечной ванны (летом)
30—40 с 40—90 с  (в зависимости от возраста)
 
Душ Утром перед едой или перед дневным  сном
После 1,5 года по 30—40 с Не  дольше 90 с
 
Купание в реке, озере 9—11 ч
После 2 лет по 2—6 мин 6—8  мин
 
Массаж  и гимнастика для грудных детей Утром через 40—60 мин после еды
1—2  раза по 5—10—12 мин в зависимости  от возраста -------
 
Гимнастика Через 20—30 мин после завтрака
1,5—2  года по 8—10 мин; после2летпо 12—15 мин 3—4  года по 12—15 мин, 5—6 лет — по 20 мин. До 7 лет по 25—30 мин
 
 

Проводить закаливающие процедуры надо с учетом индивидуальных особенностей ребенка  и его возраста. При этом большое  значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, тип нервной системы, самочувствие и настроение в данное время. При выборе мер закаливания необходим совет врача. Так, детям, страдающим, например, малярией, противопоказаны солнечные ванны, купание в реке; физически ослабленные — нуждаются в особой дозировке закаливающих процедур и т. д.  

Нужно внимательно присматриваться к  тому, как ребенок переносит охлаждение, как действует на него жара. Здесь  может иметь значение и возраст, и недавно перенесенное заболевание, и состояние нервной системы. Дети, очень чувствительные к охлаждению, нуждаются в особом подходе, в большей постепенности мер закаливания. Здесь необходим совет врача. Совсем отказываться от закаливания без особых причин не следует, так как для детей, резко реагирующих на охлаждение, оно как раз очень важно.  

Иногда  ребенок плохо относится к  закаливающим процедурам только потому, что изнежен, не желает выполнять  то, что ему непривычно. В таком  случае родителям придется проявить чуткость и настойчивость в воспитании привычки к закаливающим процедурам.  

Поскольку методика закаливания детей до 3 лет жизни и более старших  неодинакова, опишем сначала закаливающие процедуры для малышей.  

Умывание  — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).  

Традиционно принято после водных процедур растирать  тело полотенцем до покраснения кожи. В последние годы ряд ученых, занимающихся вопросами закаливания, высказали мнение, что растирание кожи, повышая ее температуру, сокращает время действия охлаждения и снижает эффект закаливания. Так, согласно исследованиям А. К. Подшибякина, интенсивный самомассаж, так же как и растирание кожи, приводит к повышению ее температуры на 2—3 градуса и более по сравнению с исходной. Наша рекомендация растирать кожу после умывания или душа относится к детям, так как терморегуляция у них еще недостаточно развита и разогревание кожи в этом Случае поможет организму быстрее устранить последствия охлаждения.  

Гигиенические ванны с постепенно понижающейся температурой применяют детям первого  месяца жизни. При этом достаточна температура  воды 36—36,5°.  

 В  первом полугодии вода 35—36°, после  6 месяцев ее постепенно понижают  и доводят до 32—33°. Детям в возрасте до года ванны с температурой воды ниже 30° не рекомендуются. Продолжительность этих процедур 3—5 минут, после чего ребенка вынимают из воды и, держа лицом вниз, обливают из кувшина водой, которая на 1—2 градуса холоднее, чем была в ванне. Такое обливание делают детям старше 6 месяцев.  

Ножные  ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33—35°, зимой — 35—36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22—24° и ниже. Продолжительность процедуры 1—3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза.  

Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°.  

После ножной ванны, обливания или обмывания  ноги вытирают досуха, затем растирают  руками до легкого покраснения.  

Общее обливание — более сильная закаливающая процедура, которую можно делать детям начиная с 9—10-месячного возраста. Проводить обливание рекомендуется ежедневно в любое время года. Зимой процедуру можно начинать лишь после того, как уже проводили обтирания. Летом закаливание детей можно начинать сразу с обливаний.  

Душ можно  применять детям только с 1,5-летнего  возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает  ему бодрость, положительно действует  на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды зимой должна быть не ниже 36°, летом — 33—35°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, а летом через 3—5 дней) ее снижают до 28°, а для детей 2—3 лет — до 25° и ниже.  

Купание в реке, озере и море — один из лучших способов закаливания детского организма летом, так как при этом сочетается воздействие воздуха, солнечного света, воды и движений. Под влиянием купаний улучшаются сон, аппетит, обмен веществ. Поскольку холодная вода оказывает на организм сильное действие, целесообразно начинать такие процедуры после небольшого курса обливаний или душа.  

Купать  в озере, реке можно только детей, умеющих хорошо ходить (не раньше 2—3 лет), что связано с их безопасностью. В условиях средней полосы России лучше всего начинать купание при установившейся безветренной погоде и температуре воды в водоеме не ниже 22—23°, воздуха — 25—26°. Наилучшее время для купания от 10 до 12 часов утра. Купание натощак вредно, не следует делать этого и раньше чем через 1—1,5 часа после еды. Если дети прошли предварительную подготовку (обтирания, обливания), можно входить в воду и при более низкой температуре.  

Начинать  можно с 2—3 кратковременных погружений в воду. Затем длительность купаний  увеличивается до 2—-3 минут, а по мере привыкания — до 5—6 минут (в зависимости от температуры воды, воздуха и возраста детей). Ребенку разрешается купаться не чаще одного раза в день. Важно следить за тем, чтобы дети входили в воду неразгоряченными, но и не с охлажденным телом. Во время купания надо заставлять ребенка больше двигаться в воде и наблюдать за его состоянием. При малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) надо прекратить купание. После выхода ребенка из воды его следует растереть досуха, быстро одеть и отвести в тень.  

Прогулки  на свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. п., чтобы малыш двигался, бегал.  

Положительное влияние оздоровительных мероприятий, прежде всего, сказывается на физическом и нервно-психическом развитии ребенка. Об этом можно судить по тому, как он растет, развивается. Так, например, вес достаточно проверять один раз в неделю до и после процедуры закаливания, а контрольные, более тщательные, измерения следует делать через каждые 6 месяцев у врача, который оценит все показатели развития ребенка. Родителям, имеющим детей с избыточным весом, напомним, что стремление их поскорее добиться потери излишних килограммов при помощи чрезмерно активного двигательного режима, а также увеличения продолжительности закаливающих процедур, может привести к нервному срыву, переохлаждению малыша, простудным заболеваниям и т. п. При острых заболеваниях, плохом самочувствии ребенка закаливающие процедуры следует прекратить и обратиться к врачу, только он может оценить правильность проводимых вами приемов закаливания и вовремя дать нужный совет.  

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит  от правильности их выполнения, когда  имеет значение любая на первый взгляд мелочь. Обязательное требование для  взрослых, помогающих детям во время  закаливания: руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко острижены, кожа на ладонях мягкая и теплая. Жесткую кожу смазывают вазелином, холодные руки согревают, кольца, перстни обязательно снимают.  

Для детей  постарше, хотя еще дошкольников, также  широко используются всевозможные водные процедуры. Они удобны еще и тем, что позволяют дозировать температурный режим более точно, чем при воздушных и солнечных ваннах.  

Закаливающее  влияние оказывают все гигиенические  водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня.  

Начинать  закаливание водой надо с наименее резких воздействий — местных  обтираний или обливаний, постепенно переходя к общим. В качестве местных закаливающих водных процедур можно использовать умывание после ночного и дневного сна, мытье рук перед едой, после прогулки и пользования туалетом, мытье ног перед сном, обтирание, игру с водой. Все эти процедуры обычно проводятся в одно и то же время, соответственно режиму.  

Общие водные закаливающие процедуры оказывают  более резкое раздражающее влияние, чем местные, что объясняется  прежде всего большей площадью холодово-го воздействия, поскольку вода соприкасается одновременно со всем телом, за исключением головы. Кроме того, при общих процедурах водой обливают и закрытые обычно части тела — грудь, живот, расположенные над органами интенсивной теплопродукции (печенью, сердцем, почками) и потому имеющие более высокую температуру. Специальными исследованиями установлено, что в условиях теплового комфорта температура кожи на груди у детей дошкольного возраста равна 34—34,5°. Поэтому начальная температура воды должна быть 33—34°. Постепенно она снижается в течение 2—3 недель при ежедневном применении до 26° зимой и до 24° летом.  

Воздух, солнечные лучи и воду необходимо широко использовать в повседневной жизни дошкольника круглый год. С этой точки зрения следует подходить  к личной гигиене, режиму дня, набору одежды для детей, к помещению, в котором они живут.  

Информация о работе Закаливающие процедуры для школьников