Влияние педагогической деятельности учителя-тренера на формирование мотивации учащихся к урокам физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 20:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – совершенствование педагогической деятельности учителя по формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

Объект исследования – процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов под влиянием педагогической деятельности учителя.

Предмет исследования – уровень мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….…..6

1.1 Понятие о деятельности учителя физической культуры и его функции. ........6

1.2 Характеристика различных стилей деятельности учителей

физической культуры..........................................................................................10

1.3 Мотивация школьников к занятиям физической культурой и спортом через формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой........................................................................18

1.4 Влияние психолого-педагогического изучения школьника учителем физической культуры на условия формирования мотивации........................ 25

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................32
2.1 Методы исследования...................................................................................32

2.2 Организация исследования...........................................................................33

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...............................................................................................................37

3.1 Мотивы к занятиям физической культурой учащихся в процессе педагогической деятельности.............................................................................37

3.2 Условия формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента.....................................................44

Выводы......................................................................................................................50

Список литературы……………………………………………………………..53

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 536.00 Кб (Скачать)

     Старшеклассники в большинстве своем отрицательно или настороженно относятся к учителям-авторитарщикам, особенно к тем, которые только приказывают, угрожают, наказывают. Однако в ряде случаев учащиеся относятся положительно к учителю авторитарного стиля руководства, особенно когда высоко ценят его деловые качества, знания, эрудицию, умение интересно преподавать свой предмет. Действительно, в классах, где преподают такие учителя, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость (исключая крайне авторитарный стиль, при котором успеваемость падает из-за негативного отношения учащихся к учителю).

     Однако  за внешним благополучием при  авторитарном стиле руководства  могут скрываться значительные изъяны в работе учителя по формированию личности школьника посредством физического воспитания. У учащихся могут возникать неадекватные заниженные самооценки, задерживается развитие коллективистских отношений между учащимися, развивается культ силы и власти, формируется и неадекватный уровень притязаний (учащиеся ставят перед собой цели, не соответствующие их возможностям). [35].

     Между учащимися и учителем физической культуры, ориентирующимся при принятии решений в основном на собственное мнение и не учитывающим мнение класса, команды, может возникнуть барьер нетерпимости. Он выражается в нежелании учителя сблизить свою позицию по некоторым вопросам (например, при избрании капитана команды, старосты спортивной секции и т.п.) с позицией коллектива школьников. [14, 33]. Возникает взаимная неуступчивость, ненужная запальчивость, переходящая в упрямство, вызывающая взаимные обиды.

     Конечно, не следует понимать сказанное выше таким образом, что авторитарный стиль руководства должен быть совершенно исключен из практики учителя. Он может  использоваться, но важно, чтобы он соответствовал ситуации, а не носил стихийный и неосознанный характер. Например, когда руководимая учителем группа безынициативна, привыкла к пассивному выполнению распоряжений, на первых порах целесообразно использовать авторитарный стиль руководства, чтобы придать деятельности группы организованный характер. Иногда учителю требуется проявить «силу воли», чтобы побороть нежелательные тенденции в жизни школьного коллектива, как это делал в свое время А. С. Макаренко. Однако при этом важно, чтобы волевые и автократические приемы руководства были направлены не на обезличивание и подавление индивидуальности учащихся, а, наоборот, на пробуждение активной жизненной позиции личности, победу коллективистских тенденций над стихийностью и анархизмом.

     Демократический стиль руководства. Позицию учителя в этом стилем руководства можно охарактеризовать как «первый среди равных». Своим поведением он показывает, что eго власть является необходимостью для рационального выполнения стоящих перед школьным коллективом задач, и не больше. Он пытается руководить так, чтобы каждый школьник принимал максимальное участие в достижении общей цели. Для этого он распределяет ответственность между школьниками, поощряет и развивает отношения между ними, создает атмосферу делового сотрудничества и товарищества. [15, 36, 37]. Решение принимает коллективно, с учетом мнения актива. Опирается в деятельности на помощь школьников, учитывая их склонности и способности. Умело использует учащихся, пользующихся среди сверстников авторитетом, для укрепления сплоченности и дисциплины в коллективе.

     Учитель демократического стиля руководства  видит смысл своей деятельности не только в контроле и координации действий школьного коллектива, но и в воспитании и привитии учащимся организаторских умений и навыков, поэтому ставит перед ними мотивированные задачи, поощряет индивидуальные усилия каждого, делает их достоянием гласности. Это способствует развитию у учеников инициативы и творческой самостоятельности.

     Учитель демократического стиля более доступен учащимся; они чувствуют себя с ним свободнее и охотно с ним общаются. Поэтому учитель с таким стилем руководства лучше знает внутреннюю жизнь учеников, их переживания, страхи, стремления, надежды. [6, 17, 39]. Вербальное общение учителя с учениками основывается на просьбах, советах, доверительной интонации. Установлено, что лишь 5 % способов общения у такого учителя носят характер команд или отрывистых приказов.

     Учителя демократического стиля руководства  более адекватно, чем учителя авторитарного стиля, оценивают положительные и отрицательные черты характера учащихся.

     Либеральный (попустительский) стиль  руководства. Этот стиль характеризуется стремлением учителя как можно меньше вмешиваться в дела актива, предоставлением учащимся большей свободы действий, притом не оправданной во многих ситуациях. Учителя с этим стилем руководства не пользуются популярностью у учащихся из-за их неумения организовывать и направлять деятельность учащихся, из-за их недостаточной требовательности и принципиальности. [6, 17, 25]. Для них характерно переоценивание положительных качеств учащихся и недооценивание отрицательных. 

    1. Мотивация школьников к занятиям физической культурой  и спортом через  формирование потребности  в систематических  самостоятельных  занятиях физической культурой
 

     Мотивация учебно-физкультурной деятельности вытекает из различных потребностей, которые А. Ц. Пуни (1984) разделил на три группы: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и потребность в спортивной деятельности.

     Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человек и животных. У разных индивидов эта потребность  выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Большая потребность в двигательной активности имеется у лиц с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. [6, 34, 40]. Такие лица более активны на занятиях по физкультуре и во время тренировок. Поэтому у них наблюдается лучшая успеваемость по овладению двигательными навыками и развитию двигательных качеств, а педагоги отмечают большую их работоспособность. Однако большая активность одного ученика по сравнению с другими еще не означает, что он сознательнее подходит к своим обязанностям, что он более ответствен, просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности. [1, 31]. Для учащихся с низкой двигательной активностью требуется дополнительная внешняя стимуляция: постоянное внимание со стороны учителя и товарищей, подбадривание, включение в совместную работу с высокоактивными учениками.

     С возрастом потребность в двигательной активности изменяется. Если у детей 5-7 лет среднесуточный объём основных локомоции составляет, по данным ряда авторов, 7-8 км у мальчиков 6,5-7,5 км у девочек, то у младших школьников, соответственно, 12 и 8,5 км – в 7 лет, 18,5 и 14,5 км – в 9 лет. Затем суточная активность начинает снижаться и в 13-15 лет составляет 12-16 км, а в 10-м классе – 10-12 км в сутки. [18, 33]. С возрастом объем суточных локомоции даже возрастает, несмотря на то, что обследованные (30-60 лет) по-прежнему занимались умственным трудом.

     Конечно, эти данные весьма приблизительны, так как двигательная активность человека определяется многими климатическими и социальными факторами. Однако, несмотря на это, можно констатировать, что самая большая потребность в двигательной активности – у младших школьников и что у мужчин эта потребность выражена больше, чем у женщин. Абсолютное большинство школьников заявляют, что их интересует физическая культура. Даже в старших классах число таких учащихся достигает 80-90%. Большинство старшеклассников систематически смотрят телепередачи на спортивные темы, многие регулярно посещают спортивные соревнования. Однако интерес этот пассивный, так как большинство этих школьников сами физкультурой не занимаются. Таким образом, «знаемый» мотив, сформировавшийся под влиянием родителей и средств массовой информации, не стал убеждением, не превратился в действенный мотив. [18, 23].

     Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, являются: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.

     По  данным И. Г. Келишева (1978), в начальных  классах интерес к занятиям физкультурой у школьников, как правило, недифференцированный: им нравится все. Чем старше они становятся, тем чаще начинает проявляться интерес к какому-то одному разделу учебной программы (в средних классах – к подвижным играм, в старших классах – к легкой атлетике, лыжному спорту, спортивным играм). Постепенно интересы школьников начинают вступать в противоречие с учебной программой, согласно которой они должны заниматься и тем, что им не всегда нравится. Это является одной из причин охлаждения многих школьников средних и особенно старших классов к занятиям физкультурой в школе. [18]. По данным Е. Г. Еделевой (1989), только 50% юношей и 40% девушек старших классов положительно относятся к урокам физкультуры. Причинами отрицательного отношения к этим урокам являются: неинтересное их содержание и проведение, недостаточная физическая подготовка, потеря уверенности в себе. У большинства учащихся старших классов цели посещения уроков физкультуры не имеют ничего общего с задачами физического воспитания. Часть из них приходит, чтобы пообщаться с товарищами, часть – чтобы не иметь неприятностей из-за пропусков уроков или низких отметок по этому предмету, часть – просто подвигаться. И только около 40% школьников занимаются на уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. [1, 23]. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки – как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т. п. Недостаточный интерес девочек к физкультуре обусловлен, в частности, тем, что направленность и требования этих занятий в большей степени соответствуют ценностным ориентациям мальчиков. Этот вывод подтверждают в какой-то степени и данные Е. Г. Сайкиной (1998), изучавшей мотивы посещения уроков физкультуры девушками старших классов. Доминирующим (у 87% школьниц) является формирование красивой фигуры и походки. Мотив «красиво двигаться и танцевать» имеется у 76% школьниц, повысить уровень двигательных способностей – у 61 %, научиться играть в волейбол, баскетбол и прочие игры, а также укрепить здоровье – у 31% школьниц.

     У части учащихся мотив долженствования  в отношении посещения уроков физкультуры отсутствует, они стараются пропускать их, а многие идут в спортивные секции, сами выбирая вид занятий.

     Психологическими (субъективными) причинами пропусков  занятий по физкультуре являются:

  • отсутствие интереса к урокам физкультуры в связи с тем, что на них не удовлетворяются потребности и склонности учащихся;
  • натянутые или откровенно неприязненные отношения с учителем физической культуры;
  • стеснительность учащихся, обусловленная слабым физическим развитием и непосильностью даваемых заданий (что может вызывать насмешки товарищей). [18, 34].

     Занятия физической культурой на школьных уроках в лучшем случае позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путей самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.

     Учитель физкультуры должен развивать у  учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления  о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитыми.

     Большая роль в развитии потребности к  самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Опрос 5000 родителей в различных  регионах страны, проведенный А. М. Гендиным и М. И. Сергеевым, показал, что при высоком уровне понимания родителями роли физической  культуры в жизни детей 38 % последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а при низком уровне понимания родителями роли физической культуры таких детей оказалось только 16 %. [14, 24].

     Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей  учителя физической культуры является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована потребность в самостоятельных и систематических занятиях физической культурой или, иными словами, если у них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности. [31, 40].

     Привычка  – это действия или поступки, выполнение которых стало для человека потребностью (С. Л. Рубинштейн).

Информация о работе Влияние педагогической деятельности учителя-тренера на формирование мотивации учащихся к урокам физической культуры