Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:11, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Экспериментальное обоснование влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младшего школьника.
2. Разработать тесты для определения осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать критерии оценок для оценивания осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально доказать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Исследование проблемы формирования культуры
движений в процессе занятий физической культурой …………..………...5
1.1. Понятие «культура», «физическая культура». …………………..………...5
1.2. Основы формирования культуры движений младших школьников…….13
1.2.1. Осанка, поза, походка. ……………………………..…………………....17
1.2.2. Жесты и мимика. …………………………………………..…………......24
1.2.3. Координированность…..…………………………………………………26
1.2.4. Двигательная пластика. …………………………………………….……28
1.3. Гимнастика в формировании культуры движений детей
младшего школьного возраста. …………………..…………………………….35
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования ………………….……..42
2.1. Методы исследования …………………………………………………….42
2.2. Организация исследования………………………………………………...45
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………..……46
3.1. Теоретическое обоснование экспериментальной программы ……...46
3.2. Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования культуры движений младших школьников. ……………51
ВЫВОДЫ ...……………………………………………………………………..55
ЛИТЕРАТУРА ……………..…………………………………………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 611.00 Кб (Скачать)

     Эффективность влияния на занимающихся с помощью  гимнастических упражнений зависит не только от умелого подбора их педагогом, но и от его словесных воздействий, от характера музыкального сопровождения занятий и внешних условий, в которых они проводятся.

     Длительные  занятия гимнастикой, как и любым  другим видом деятельности, накладывает  на занимающихся специфический отпечаток. Гимнасты отличаются от других категорий спортсменов разносторонней физической подготовленностью. Особенно хорошо у них развиты способность управлять своими движениями, гибкость, мышечная сила, прыгучесть, ориентировка в пространстве, целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, самообладание, дисциплина, привычка тщательно продумывать технику исполнения упражнения. Они более организованы, внешне собраны и подтянуты, отличаются корректностью в общении с окружающими. Все это помогает им в учебе, трудовой деятельности, несении воинской службы.

     Конечно, каждый вид спорта имеет свои преимущества в воздействии на занимающихся. Спортигровики превосходят гимнастов в способности распределять и переключать внимание, в оперативном и тактическом мышлении. Пловцы, бегуны и лыжники превосходят гимнастов в выносливости. 

     Но  ни один вид спорта не формирует  так красоту тела и культуру движений как гимнастика.

     Такова  гимнастика как предмет познания и ее место в системе физического воспитания человека.

     О большом влиянии гимнастических упражнений на гармоническое развитие личности говорят её методические особенности.

     1. Использование большого количества  различных движений с помощью  которых возможно разносторонне  воздействовать на развитие функций организма. Занятия гимнастикой исключают специализацию в каком-то узком круге движений, связанную с овладением небольшим числом двигательных навыков и умений и ограничивающую сферу воздействия физических упражнений на организм занимающихся.

     2. Возможность относительно локально  воздействовать на различные  звенья двигательного аппарата  и системы, организма. С помощью  гимнастических упражнений можно  избирательно развивать силу  отдельных мышц и мышечных  групп', увеличивать подвижность в различных суставах, совершенствовать функции дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и другие систем организма, благотворно влиять на обменные процессы, тренировать вестибулярный аппарат и т. д.

     3. Возможность весьма точно регулировать  нагрузки и строго регламентировать педагогический процесс. Применяя различные методические приемы, можно варьировать нагрузку в широком диапазоне—от минимальной до максимальной. Дозирование нагрузки осуществляется путем изменения темпа и амплитуды движений, применения отягощении, изменения условий выполнения упражнения, увеличения или уменьшения количества повторений, изменения последовательности выполнения упражнений и др. Возможность точно регулировать нагрузку создает самые благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к занимающимся. Индивидуальный подход, плановость и системность в наращивании нагрузок облегчается еще и тем, что занятиям гимнастикой свойствен строгий порядок, дисциплина и четкая организация учебно-тренировочного процесса.

     4. Возможность применения одних  и тех же гимнастических упражнений  в различных целях. Это достигается  разнообразными методическими приемами (различное методическое оформление упражнений). Например, прыжки могут применяться для укрепления мышц и связок ног, развития прыгучести, совершенствования координации движений, развития функции равновесия, тренировки выносливости (многоскоки), для обучения прикладным и спортивным навыкам, воспитания смелости н решительности и др.

     5. Возможность эффективно влиять на эстетическое воспитание занимающихся. Требования гимнастики в совершенстве владеть формой движений, стремиться к их изяществу, пластичности и выразительности, быть красиво сложенным, уметь сочетать движения с музыкой оказывают существенное влияние на формирование эстетического вкуса у занимающихся. 

     Средства  основной гимнастики весьма разнообразны. К ним относятся многочисленные общеразвивающие, вольные и прикладные упражнения, прыжки, несложные акробатические упражнения и упражнения на гимнастических снарядах, подвижные игры, танцевальные упражнения. С помощью этих упражнений развивают основные двигательные качества, формируют жизненно важные двигательные навыки и правильную осанку, совершенствуют координацию движений. Основной гимнастике принадлежит ведущая роль в физическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста (она положена в основу государственных программ физического воспитания дошкольников и школьников). 

     Многообразие  физических упражнений и методов  их применения, составляющих содержание гимнастики, позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма в соответствии с двигательными возможностями человека. Поэтому гимнастика является одним из наиболее действенных средств гармонического физического развития занимающихся (Меньшиков Н.К., 1998);  Николаев Ю.М., 1999;  Смолевский В.М., 1991)

     Благодаря специфике средств и методов  гимнастика оказывает существенное педагогическое воздействие на занимающихся. Гимнастика способствует формированию представления об изяществе движений, о красоте человеческого тела.

     Гимнастика  в нашей стране является одним  из наиболее массовых средств физического  воспитания. Ее значение особенно велико в деле физического совершенствования подрастающего поколения. 

 

      ГЛАВА 2.  МЕТОДЫ И  ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

     2.1. Методы исследования

     Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:

     1. Изучение и анализ  проблемы по литературным  источникам.

     Анализ  научной и специальной литературы осуществлялся с целью изучения состояния проблемы влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста и актуальности данной проблемы. В основе литературного анализа рассматривались: проблемы и перспективы активного применения разнообразных средств гимнастики для совершенствования культуры движений у школьников. 

     2. Педагогическое наблюдение.

       В нашем исследовании наблюдение  поводилось с целью направленного,   изучения культуры движений младших  школьников, как показателя общей  культуры; с целью выявления умений  школьников удерживать правильную осанку на протяжении всего занятия. Во время наблюдений обращалось внимание также на позы детей, их мимику и жесты и т.д.

     3. Диагностические  методы. 

     Тестирование. Были разработаны тесты, для определения влияния упражнений гимнастики на формирование культуры движений младших школьников. 

     Тест 1. «Осанка» - ходьба по скамейке, сохраняя осанку, предварительно зафиксированную у стены.

     Школьник  становиться  спиной к стене так  чтобы затылок, лопатки, ягодицы  и пятки касались стены, затем отходит и, стараясь удержать правильную осанку, проходит по гимнастической скамейке. Оценивается умение школьника удерживать правильную осанку (не напрягаясь) в процессе ходьбы по скамейке. Тест, акцентирующий внимание на формировании правильной осанки как основе пластичности, включает также использование дополнительного груза. Мешочек с песком кладется на голову и удерживается при ходьбе по двум обручам "восьмерке" и "зигзагу". Оцениваются слитность и плавность движения при удержании мешочка на голове.

     Тест 2. «Пластичность» - волна туловищем.

     Стоя  на пол шага от гимнастической стенки лицом к ней, руки вперед хватом сверху на стенке. Выполняется волна туловищем  из круглого полуприседа. Определяется степень слитности движения: последовательное касание коленей, бедер, груди и плавное возвращение в полуприсед. 

       Тест 3. «Координированность» - общеразвивающие упражнения – поточно.

     Выполнить три общеразвивающих упражнения – поточно. Оценивается четкое выполнение упражнений и правильный переход  от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений), соблюдение динамической осанки.

     4. Педагогический эксперимент  проводился с целью экспериментальной проверки эффективности активного применения средств гимнастики для формирования культуры движений младших школьников.

     Собственно  педагогический эксперимент включал  несколько этапов.

     В исследовании приняли участие 48 учеников третьего класса общеобразовательной  школы, которые были разделены на экспериментальную и контрольную  группы. Двадцать четыре школьника  составили контрольную группу и другие двадцать четыре, экспериментальную. Школьники обеих групп в начале эксперимента прошли тестирование, к каждому тесту разработаны критерии оценки (приложение 1).

     Отличием  экспериментальной группы было то, что в уроках физической культуры со школьниками данной группы активно применялись средства гимнастики. В контрольной группе  занятия проводились по обычной программе.

     В экспериментальной группе ученики  выполняли специальные упражнения: 1) для формирования правильной осанки и сохранения её в движении (походка) – серия упражнений на равновесие (разновидности ходьбы по гимнастической скамейке, в том числе и с грузом (мешочек с песком); 2) для развития пластичности, которые включали серию упражнений, представляющих различные варианты "волн" телом в сторону, вперед, назад, волнообразные движения руками в различных направлениях; 3) для развития координированности – общеразвивающие упражнения, выполняемые поточно.

     В процессе физкультурных занятий  в экспериментальной группе нами постепенно добавлялись разнообразные средства традиционных и нетрадиционных видов гимнастики.

     5. Математической статистики.

     Все экспериментальные данные подвергались статистической обработке, при этом определялись следующие характеристики:

  • Средняя арифметическая величина:   М = (S V) / n, где

          S  - знак суммирования;

          V  - полученные в исследовании значения, варианты;

          -  число вариантов.

 

      2.2. Организация исследования 

     Исследование  проводилось в несколько этапов.

     На  первом этапе, с октября 2004 года, по февраль 2005 года, исследовалась состояние  проблемы формирования культуры движений детей школьного возраста средствами гимнастики по литературным источникам, что подтвердило актуальность выбранной темы. Поставлены цель, задачи исследования, определены методы исследования.

     На  втором этапе исследования проводился педагогический эксперимент, на базе средней школы – лицея № 5 г. Ставрополя.

     На  третьем этапе  исследования осуществлялась математическая обработка данных полученных в ходе эксперимента,  были сформулированы выводы.

     На  четвертом этапе исследования осуществлялось оформление работы.

 

      ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 

     3.1. Теоретическое обоснование  экспериментальной  программы 

     Анализ  литературных источников позволил исследовать состояние   проблемы формирования культуры движений у школьников в процессе занятий физической культурой и обосновать необходимость настоящего исследования.

     1. На основании данных, имеющихся  в изученной нами психолого-педагогической  литературе, установлено, что у младшего школьника первоосновой мотивации занятий физической культурой является его естественная потребность в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. 

Информация о работе Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста