Виды и методы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Тренировочная и соревновательная деятельность является основой для их совершенствования.
Но без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья. Для этого существуют педагогический и врачебный контроль.
Но прежде чем что-то контролировать, нужно определить, что именно и какие показатели оценить, каковы их исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна научная диагностика.
Очевидно, контроль будет более эффективным только в том случае, если ему предшествует объективная диагностика.

Содержание

Введение 3
1. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом 4
2. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность 7
3. Основные методы самоконтроля, объект и субъект 12
4. Дневник самоконтроля, критерий оценки самоконтроля 16
5. Методы стандартизации антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма, физической подготовленности 17
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

7058.doc

— 116.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Способ достижения гармонии человеком один - систематическое  выполнение физических упражнений.

При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечно-сосудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

В основе достижения профессиональными  спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные  процессы, происходящие в организме. Тренировочная и соревновательная деятельность является основой для  их совершенствования.

Но без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья. Для этого существуют педагогический и врачебный контроль.

Но прежде чем что-то контролировать, нужно определить, что именно и какие показатели оценить, каковы их исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна научная диагностика.

Очевидно, контроль будет  более эффективным только в том  случае, если ему предшествует объективная  диагностика.

 

 

 

1. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

 

Диагностика включает в  себя теорию и методы определения  состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения  и построения диагноза.

Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.  
Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.

Программа диагностики  включает функционально-диагностическое  обследование и тестирование ведущих  для данного вида спорта физиологических систем и функций:

- центральной нервной системы

- вегетативной нервной  системы

- сердечно-сосудистой и дыхательной систем

- нервно-мышечного аппарата

- внутренней среды

- физического развития

- соматической и биологической  зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте)

- психофизиологического состояния

Для решения всех этих задач были разработаны специальные  программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок.  
Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя включает:

- врачебный осмотр, составление  медицинского и спортивного анализа; 

- электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);

- ультразвуковое исследование  сердца (при необходимости - внутренних  органов: печени, почек и т.д.);

- биохимический анализ  крови (при необходимости определение  гормонального статуса);

- антропометрические  исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.

При исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:

- ступенчато возрастающего  субмаксимальной мощности с ограниченным  временем работы и " до отказа";

- предельного характера  с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);

- с переменной скоростью  (мощностью) повторного или интервального  характера; 

- моделирование соревновательной  деятельности.

При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет  сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:

- физическое развитие,

- функциональные возможности  основных физиологических систем  организма, 

- иммунный статус,

- психологический статус,

Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:

- спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с  видом спорта,

- продолжительность занятий,

- успешность в достижении  спортивных результатов.

Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:

- режимом тренировок,

- объемом и интенсивностью  тренировочных нагрузок,

- соотношением средств  и методов развития физических  качеств, психофизической напряженностью,

- календарем и регламентом  соревнований.

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью  спортсменов, опирающегося на объективную  диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

 

  1. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность

 

Врачебный контроль, как  условие допуска, его содержание и периодичность.

Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.

Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию  средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.

Врачебный контроль в процессе занятий  физической культурой направлен  на решение трех основных задач:

1. выявление противопоказаний к  физической тренировке;

2. определение уровня физического  состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы;

3. контроль за состоянием организма  в процессе занятий (не менее  двух раз в год).

В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения  определены следующие основные формы  работы:

1. Врачебные обследования всех  лиц, занимающихся физической  культурой и спортом (первичные,  дополнительные, повторные).

2. Диспансеризация занимающихся  физической культурой, спортом  и туризмом.

3. Врачебно-педагогическое наблюдение  в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

4. Осуществление оздоровительных,  лечебных и профилактических  мероприятий в процессе занятий  физкультурой и спортом. 

5. Врачебная консультация по  вопросам физкультуры и спорта.

6. Проведение анализа проделанной  работы по врачебному контролю за занимающимися физкультурой и спортом.

7. Санитарный надзор за местами  и условиями проведения соревнований, занятий по физической культуре  и спорту.

8. Медико-санитарное обеспечение  учебно-тренировочных сборов, соревнований  и массовых видов физической культуры.

9. Профилактика спортивного травматизма  и патологических состояний, возникающих  при нерациональных занятиях  физической культурой и спортом. 

10. Организация и проведение  мероприятий по восстановлению  физической работоспособности после соревнований, после сдачи нормативов, учебно-тренировочных физических нагрузок, реабилитация физкультурников и спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.

11. Санитарно-просветительная  работа среди физкультурников  и спортсменов. 

12. Пропаганда оздоровительного  влияния физической культуры  и спорта среди населения. 

13. Повышение квалификации  медицинских работников по вопросам  врачебного контроля.

14. Использование в  работе современных методов диагностики  и применение аппаратуры, компьютерное программирование, функциональные и биохимические методы исследования, психологическое тестирование и т. п.

Система организации  врачебного контроля.

Врачебный контроль обеспечивается специалистами лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений.

Допуск к организованным занятиям физической культурой и  спортом осуществляется на основании  медицинского освидетельствования  с применением методов врачебного контроля.

Разрешение на участие  в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль.

Руководители коллективов  физической культуры и спортивных клубов, директора и ректоры учебных  заведений, преподаватели, тренеры и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным проведением медицинского освидетельствования.

Врачебное обследование и диспансеризация занимающихся физкультурой и спортом осуществляются в следующем порядке:

- дети детских дошкольных учреждений обследуются у врачей, обслуживающих данные коллективы;

- учащиеся общеобразовательных  школ, профессионально-технических  и средних специальных учебных  заведений - на базе лечебно-профилактических  учреждений;

- студенты высших учебных заведений - на базе студенческих поликлиник, лечебно-профилактических учреждений.

Все они должны проходить  медицинское обследование не реже одного раза в течение учебного года. Лица, отнесенные по состоянию здоровья к  подготовительной и специальной медицинским группам - два раза в год. Результаты медицинских обследований представляются не позднее 1 сентября текущего года в учебные заведения.

Члены физкультурных  коллективов проходят обследования не реже одного раза в год у врачей, обслуживающих данные коллективы, или по месту жительства. в спортивной секции, а также о характере и режиме тренировок.

Содержание обследования.

Основная цель врачебных  обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического  развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.

При нормальном состоянии  человека все его органы и системы  функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности.

При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние  здоровья и уровень физического  развития, врач выявляет тем самым  уровень физической подготовленности.

Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья, физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывать влияние занятий физическими упражнениями.

Дополнительные обследования после заболеваний и травм помогает проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или перетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов, уровня работоспособности и т.д.

Информация о работе Виды и методы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом