Соревновательные упражнения и их характеристика (привести примеры упражнений)

Дата добавления: 14 Марта 2012 в 01:34
Автор: v**********@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (277.22 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

РЕФЕРАТ ПО ТЕОРИИ СПОРТА №1.doc

  —  311.50 Кб


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Теория спорта»

12. Соревновательные упражнения и их характеристика (привести примеры упражнений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка 5 курса 251 группы, ф-та МВС

Савицкая Виктория Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения.

Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям[7].

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные[1,2,3,4,5,6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.

Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:

1) подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающие освоение основного физического упражнения благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений (например, переход толчком ног из упора лежа в упор стоя согнувшись ноги врозь является подводящим упражнением для освоения прыжка ноги врозь через козла в длину);

2) подготовительные упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить подготовительным упражнением для изучения лазанья по канату).

3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации — у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции — у бегунов, пловцов, игровые комбинации —у футболистов, волейболистов и т. п.);

4) имитационные .упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках — для конькобежца);

5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики — для прыгуна в воду).

Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания необходимого уровня тренированности в межсезонье — имитационные упражнения [8].

Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конкретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, элементов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям с соревновательным упражнением. Однако все средства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улучшать уже сильные стороны спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физические качества.

Физические упражнения в тренировке лыжника:

Специально-подготовительные упражнения способствуют развитию у лыжника специальных качеств или освоению движений, которые могут помочь овладеть различной техникой передвижения на лыжах.

Специальные упражнения должны подбираться так, чтобы они облегчали выполнение двигательного навыка различных способов передвижения на лыжах как по двигательной структуре, так и по характеру нервно-мышечных усилий.

Специально-подготовительные упражнения направлены на развитие мышц ног, рук и туловища. Выполняются они с использованием силы собственного тела, инерции, отягощений и внешнего сопротивления.

Упражнения для развития отдельных групп мышц, которые выполняют главную функцию при передвижении на лыжах, могут быть ациклического и циклического характера. Более рациональными будут упражнения, которые выполняются как на специальных тренажерах, так и на тех, которые установлены в борцовских и тяжелоатлетических залах. К этой группе относятся также различные специально-подготовительные упражнения с амортизаторами. К специально-подготовительным упражнениям относятся и имитационные упражнения без приспособлений, с приспособлениями и передвижения на лыжах по специальному скользящему покрытию. Имитационные упражнения решают две главные задачи: способствуют развитию отдельных групп мышц, несущих основную работу при передвижении на лыжах, и быстрейшему овладению или совершенствованию спортивной техники.

Имитационные упражнения без приспособлений следует начинать с подводящих упражнений: создание представления о правильном выпаде и его длине, правильная смена ног, перенос тяжести тела из крайне заднего в крайне переднее положение, выполнение движения в целом на месте, отталкивание ногой на месте, шаговая имитация, шаговая имитация с палками в подъем, прыжковая имитация. Когда эти подводящие упражнения освоены, движение полностью разучивается на равнине и в подъем в сочетании с кроссовым бегом.

Имитационные упражнения с приспособлениями (роликовые лыжи, роликовые коньки и лыжероллеры). Для применения этих средств в тренировке используются те же подводящие упражнения, как и при обучении имитационным упражнениям без приспособлений.

Роликовые лыжи бывают двух типов: в одном остановка колеса во время выполнения толчка лыжей производится посредством храповика, в другом — за счет прогиба лыжи и сцепления ее с грунтом. Передвигаться на роликовых лыжах можно на твердом грунте и асфальте любым лыжным ходом, а также выполнять спуски и подъемы на большой крутизне.

Роликовые коньки являются отличным имитационным средством скоростной выносливости и динамического равновесия.

 

Лыжероллеры имеют преимущество перед другими приспособлениями за счет их больших возможностей применения. Лыжероллеры обеспечивают специфическую для лыжника физическую нагрузку, хорошо развивают мышцы и дают возможность имитировать ходы, подъемы, спуски и даже повороты.

Искусственное скользящее покрытие создает условия для скольжения на обычных лыжах и находит все большее применение в тренировке всех видов лыжного спорта. Скользящим покрытием могут служить хвоя, солома, лузга, песок и опилки.

Самое доступное покрытие— опилочное. Как показали научные исследования (Л. Жилкин), передвижение на лыжах на снегу и на опилочной дорожке очень схожи.

Искусственный снег используется в некоторых странах и позволяет проводить летом не только тренировочные занятия, но и соревнования по лыжному спорту [8].

Специально-подготовительные упражнения применяются во втором и третьем этапах подготовительного периода тренировки при планировании тренировочного процесса по основной периодизации. По отдельным специально-подготовительным упражнениям могут проводиться соревнования в летний период.

Специально-подготовительные упражения в гимнастике:

Сгибание и разгибание рук в упоре

 

 

 

 

 

 

 

Подтягивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Матвеев, Л.П.  Теория и методика  физической  культуры [Текст]: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  2. Матвеев, Л.П. Теория спорта [Текст] / Л.П. Матвеев. – М.: Воениздат, 1997. – 304 с.
  3. Основы теории и методики физической  культуры [Текст]:  учеб. для  техн. физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
  4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения [Текст] / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.

5. Теория спорта [Текст]: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Вища школа, 1987. – 424 с.

6.   Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки [Текст] / В.Н. Платонов. – Киев: Вища школа, 1984. – 240 с.

     7.  Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведени/Ж.К. Холодов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

8.http://gled.myorel.ru/page/1/179.html



Описание работы
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения.
Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.
Содержание
содержание отсутствует