Нагрузка. Состовляющие физической нагрузки

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 05:36, курсовая работа

Описание работы

В настоящей курсовой работе мне хотелось бы осветить некоторые проблемы физической и физиологической нагрузки у спринтеров. Эта тема в литературе представлена рядом публикаций, которые зачастую совершенно по-разному подходят к рассмотрению одних и тех же вопросов. Зачастую это затрудняет обзор и трактование тех или иных понятий, но в ряде случаев, наоборот, позволяет более широко взглянуть на некоторые предметы. Основной целью данной работы является исследование нагрузки, испытываемой легкоатлетами при беге на короткие дистанции.

Работа содержит 1 файл

ФИЗ-РА2.docx

— 52.87 Кб (Скачать)

     Таким образом, прежде чем будут иметь место реальные процессы, т. е.

выполнение физической нагрузки и те реальные сдвиги, которые являются

следствием ее, им всегда будут предшествовать их идеальные  аналоги в виде

прогнозируемых, физической или функциональной, нагрузок.

    

      1.3 Проявления спортивной нагрузки в легкой атлетике.

 

     Спортивную нагрузку целесообразно рассматривать в двух конкретных ее

проявлениях — тренировочной и соревновательной, которые имеют место в

спортивной деятельности и являются разновидностями спортивной нагрузки. На уровне физического воспитания преобладающий характер носит тренировочная нагрузка. Что касается массового спорта, а тем более спорта высших достижений (большого спорта), то там всегда налицо два ее вида: тренировочная и соревновательная.

     Тренировочная нагрузка в большей степени поддается регулированию, т. к. для ее дозирования имеются объективные предпосылки. Отличительной особенностью соревновательной нагрузки будет сопутствующее ей всегда психоэмоциональное напряжение. Соревновательная нагрузка чаще будет неадекватна нашим функциональным возможностям, т. к. готовы мы или нет к данным соревнованиям, а должны .выступать и выполнять предстоящую работу с максимальной интенсивностью., или с максимальным объемом, а поэтому нагрузка на соревнованиях всегда выше, чем, тренировочная, ибо цель высшего порядка приводит и к более, высоким нагрузкам, как физическим так и функциональным.

    

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМА НАГРУЗКИ И МЕТОДЫ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

    

     2.1 Основные аспекты теоретического анализа.

 

     Проблема нагрузки — это сложная проблема потому, что при исследовании ее мы изучаем непосредственно самого человека, т. е. те интимнейшие процессы, которые протекают в организме при выполнении различных нагрузок.

     Методология исследования чтобы рассматривать проблему нагрузки как

диалектическое единство двух ее составляющих или, как чаще принято говорить, единство внешней и внутренней сторон ее.

     Единство это противоречивое. Для удобства теоретического анализа можно изолированно исследовать физическую нагрузку и нагрузку функциональную. В этом случае можно проанализировать ее составляющие, их взаимосвязь и прочие моменты. Собственно, это то, что было проделано в.данной работе. Во всех же остальных случаях исследовать одну сторону спортивной нагрузки без другой практически нецелесообразно. Особенно это касается функциональной нагрузки (внутренней стороны). Дело в том, что между внешней и внутренней сторонами спортивной нагрузки существует жесткая причинно-следственная связь. Внешняя сторона — физическая нагрузка — выступает всегда как причина по отношению к нагрузке функциональной. Поэтому изучать следствие, не исследуя саму причину мягко говоря, — неверно, не говоря уже о том, что такое исследование  совершенно лишено здравого смысла, так как не приводит к практически значимым выводам.

     Так, например, при определенных физиологических, биохимических и прочих исследованиях спортсменов были выявлены достоверные сдвиги в тех или иных системах организма. Обнаружилось определенное, даже довольно интересное взаимосочетание (или взаимосодействие) процессов расходования и восстановления "рабочих потенциалов". Однако ценность данных исследований ничтожно мала, так как отсутствует достоверная информация о той физической нагрузке, которая была выполнена спортсменом и вследствие чего были получены определенные сдвиги в организме. Что касается самой причины или внешней стороны спортивной нагрузки (а именно нагрузки физической), то если ее исследовать как изолированное явление, в  этом случае мы сможем получить определенную информацию о величине физической нагрузки и даже о том, к какому результату это привело. Однако, какие изменения происходили в органах и системах при ее выполнении, остается неизвестным, то есть не ясно, как и за счет чего организм спортсмена справился с физической нагрузкой.

Таким образом, на вопрос, можно  ли исследовать каждую из сторон спортивной нагрузки в отдельности, можно ответить только отрицательно. А именно: ни физическую нагрузку спортсмена невозможно изучать в отдельности от тех сдвигов, которые происходят под ее влиянием в организме, ни тем более функциональную нагрузку. Изучение эффективности планируемой физической нагрузки невозможно без исследования тех сдвигов, которые под ее влиянием должны происходить в организме спорт смена. Собственно, планируя физическую нагрузку, мы по сути своей планируем определенный вид сдвигов в организме и, следовательно, определенные адаптационные реакции организма и, уже как

результат этого, — определенные, всецело обусловленные данными  физическими воздействиями (физической нагрузкой) положительные изменения в органах и системах организма, в уровне (энергетическом, функциональном и проч.) его функционирования.

     Как позитив, при использовании данной методологии исследования спортивной нагрузки в каждом конкретном виде спорта, на уровне спорта высших достижений, может (и должна) явиться объективная необходимость создания определенной системы физических воздействий на организм спортсмена и адекватных ей сдвигов в организме спортсмена, при равных исходных данных.

     Какой бы компонент нагрузки не исследовали, необходимо всегда помнить о взаимосвязи этих, компонентов как в структуре самой физической или функциональной нагрузки, так и в их взаимодействии между собой.

Все многочисленные научные  исследования без рассмотрения изучаемых

компонентов в их взаимосвязи  и взаимозависимости в этой сложной  системе будут бессмысленны и отодвинут решение данной проблемы еще на многие годы.

     Может быть поэтому, несмотря на то, что данная проблема изучается более чем полвека, она до настоящего времени не решена. Сложность решения этой проблемы связана и с тем, что мы изучаем самое сложное творение природы —человека. Причем, в данном случае — человека в спорте высших достижений, то есть находящегося в течение многих лет под постоянным целенаправленным воздействием определенных избирательновоздействующих и значительных по величине физических нагрузок. А поэтому, изучая спортивную нагрузку, нужно всегда помнить о двойственности ее структуры т. е. физической и функциональной нагрузках. Двойственный характер спортивной нагрузки не случаен, эта двойственность — двойственность самого человека, где социальное проявление человека всегда тесно связано с биологической его природой.

    

2.2 Оценка величины  нагрузки и основные подходы  к рассмотрению этой проблемы. Структура и компоненты физической нагрузки.

 

    Анализ специальной литературы позволил выявить отсутствие единой трактовки при раскрытии содержательной стороны нагрузки. Так А. И. Кузнецов (1967) под нагрузкой предлагает понимать отношение объема проделанной работы к тренировочному времени. Пауль Кунат (1972), давая определение нагрузки, пишет, что это физическое и нервное напряжение, связанное с вы­полнением двигательных действий определенной мощности, частоты, длительности и плотности (интенсивности). И. Ю. Бондарчук (1988) считает, что под нагрузкой следует понимать, прежде всего, количественную меру воздействия физических упражнений. Причем, "нагрузка сопряжена и с расходованием рабочих потенциалов организма (энергетического, психологического) и с утомлением".

     Что касается оценки величины нагрузки, то и здесь нет единства в понимании этого вопроса. Многие авторы склонны оценивать величину нагрузки, основываясь на изменениях различных физиологических показателей: частота сердечных сокращений, потребление кислорода, уровень энерготрат, показатели утомления, качество выполнения физических упражнений и многие другие показатели (Г. И. Кукушкин, 1953; Н. П. Ерменко, 1956; В. 3. Нагорный, 1969; В. П. Филин, 1964; М. Я. Горкин, 1966; Н. Д. Синани, 1967; Ю. К. Лукашук, 1967; А. Д. Бутков, 1967; А. В. Родионов, И. Б. Викторов и др., 1975; Карл Хаинц Хеддерготт, 1976; А. Г. Баталов в соавт., 1993 и мн. др.), но никто из них не пытается выделить основные компоненты физической нагрузки и тем более охарактеризовать их.

     Этот вопрос является исключительно важным, так как лишь зная основные компоненты или составляющие физической нагрузки, можно определить ее характер и величину. Исследуя содержание физической нагрузки, нами было выявлено, что основными компонентами, определяющими ее, являются: двигательное действие, отдых и способ их взаимосочетания. Именно эти компоненты (и никакие другие) в полной

мере раскрывают содержательную сторону физической нагрузки спортсмена.

При выполнении любого физического  упражнения всегда налицо определенный двигательный акт (или сложное двигательное действие), который и будет обуславливать характер и определенную величину физического воз­действия.

     Следовательно, физическое воздействие есть результат двигательных актов (двигательных действий), который связан с активным выполнением любого физического упражнения в заданном режиме и с определенной величиной усилий. Давая краткую характеристику двигательным действиям, нужно помнить, что в теории спортивной подготовки в любом виде спорта принято двигательные действия, а следовательно и физические воздействия, подразделять на специфические, неспецифические и смешанные. Специфические двигательные действия — это такие действия, которые связаны с активным выполнением каких-либо специально-подготовительных и специальных физических упражнений, являющихся для данного спортсмена средством специальной физической подготовки. При выполнении специфических двигательных действий организм спортсмена всегда испытывает специфическое физическое воздействие.

     Неспецифические двигательные действия — это такие действия, которые связаны с активным выполнением какого-либо общеподготовительного упражнения, являющегося для данного спортсмена средством общей физической подготовки. А потому при выполнении неспецифических двигательных действий спортсмен испытывает неспецифическое физическое воздействие. Помимо этого, в спортивной практике спортсмен выполняет двигательные действия, в основе которых лежат как специфические, так и неспецифические физические упражнения, т. е. смешанные двигательные действия. В результате выполнения этих смешанных действий спортсмен испытывает комбиниро­ванное физическое воздействие. Основываясь на вышеизложенном, все двигательные действия, а следовательно и физические воздействия, можно разделить на специфические, неспецифические и смешанные. Такое подразделение двигательных действий обусловлено тем. что для спортсмена совсем не безразлично, какое двигательное действие он будет выполнять, а именно специфическое, неспецифическое или смешанное, потому как, выпол­няя различные двигательные действия, спортсмен всегда будет испытывать и различные физические воздействия, которые и будут частично обуславливать характер и величину физической" нагрузки. Здесь говорится "частично", потому что двигательные действия являются лишь одним из трех компонентов структуры физической нагрузки, а для определения характера и величины физической нагрузки необходимо учитывать все ее составляющие.Поскольку в практике спортивной деятельности, наряду с понятием "физическая

нагрузка", широко распространены такие понятия, как "физическая работа" и "физическое воздействие", то уточним содержание, а для этого разведем их.

Обратимся прежде всего к более широким понятиям работы и нагрузки в их связи с человеческой деятельностью и с природой самого человека. В настоящей работе используется два понятия: деятельность и жизнедеятельность. В данном контексте они не тождественны и каждое из них несет свое конкретное содержание, отражающее реальный феномен. Деятельность человека является социальной формой движения материи. Деятельность заключается в сознательном, целенаправленном предметном преобразовании общественным человеком окружающей его действительности: природы, общества и самого человека. Тем самым, в деятельности проявляется социальная сущность человека, вытекающая

из социальной стороны  его биосоциальной природы (Г. П. Неминущий, 1995).

     Жизнедеятельность является проявлением по отношению к человеку биологической формы движения материи. Жизнедеятельность заключается в инициативно-сознательном обмене веществ между организмом и природой. Тем самым, в жизнедеятельности проявляется биологическая сторона биосоциальной природы человека. Эти две стороны природы человека составляют диалектическое единство. Социальное и биологическое тесно переплетено и взаимосвязано в человеке и выступает как противоречивое единство. Отсюда, действие, в зависимости от того, относится ли оно к какому-либо виду целенаправленной преобразующей деятельности или же к жизнедеятельности человека, носит социальный или биологический характер. Независимо от того, принадлежит ли действие к деятельности человека или его жизнедеятельности, его конкретное содержание выражается в работе. Само понятие "работа" первоначально возникло в трудовой деятельности как характеристика действия по достижению цели. Впоследствии понятие "работа" стало (сначала с некоторой осторожностью, с оговорками, а затем все чаще и чаще) употребляться для характеристики целенаправленного действия в технико-конструкторской и научно-  теоретической деятельности, а также двигательной и художественно- эстетической деятельности.

     Для жизнедеятельности человека также правомерно употребление понятия "работа" для характеристики действия (степени функционирования) органов и систем организма. Следовательно, работа — есть конкретное выражение содержания действия в человеческой деятельности или жизнедеятельности его организма. Поэтому работу нужно рассматривать всегда по отношению и к социальной и к биологической сторонам природы человека.

Информация о работе Нагрузка. Состовляющие физической нагрузки