«Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта»

Дата добавления: 18 Ноября 2011 в 09:40
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (782.09 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Реферат. Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта 3.docx

  —  813.79 Кб
 

     Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение                                      

            высшего профессионального образования 

     ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ               

                                                 

      Кафедра «Физическое воспитание»                                                               
 
 
 

              Реферат на тему: 

«Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта»

                                                                            
 
 

                Выполнил:

                Студент гр. Э1-1 Маковская Ю.И.

                                      Проверил:

                Доцент,  к.п.н. Воронкина Л.В.                                               
                 
                 

 Москва - 2011

Оглавление:

  1. Введение3
  2. Физическая культура и спорт. Социальная значимость данных предметов 5
  3. Понятия «эстетика» и «эстетическое воспитание». Взаимосвязь физического и эстетического воспитаний.6
  4. Задачи эстетического воспитания, и их решение в процессе выполнения физических упражнений 7
  5. Понятия внешней и внутренней красоты человека8
  6. Влияние физической культуры на эстетические идеалы и представления людей в Древней Греции9
  7. Элементы эстетического воспитания в спорте и  физической культуре……………………..............................................................................................................10
    1. Методы эстетического воспитания в процессе физического воспитания……………………………………………………………..10
    2. Средства эстетического воспитания в процессе физического воспитания……………………………………………………………..10
  8. Взаимосвязь физической культуры и спорта с искусством…………….11
    1. Художественная гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание………………………………………………………………....11
  9. Заключение………………………………………………………………...14
  10. Список используемой литературы………………………………………15
  11.   Приложения……………………………………………………………....16
    1. «Пирамида человеческих потребностей» по Абрахаму Маслоу…...16
    2. Искусство Древней Греции. Скульптуры…………………………...17
    3. Художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание………………………………………………………………..19
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение
 

       Человек представляет собой сложную  систему, он многомерен. С научной точки зрения человек – это уникальный продукт длительного развития живой природы и одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде. Он обладает  необыкновенной способностью, мыслить, благодаря которой существует духовный мир человека его, его духовная жизнь. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь, будучи включенным в социальные отношения. Эти истины позволяют говорить о сущности человека как единстве природного и социального.

       Таким образом, являясь биосоциальным существом, каждый человек помимо потребности в еде, воде, сне, жилье, (т. е физиологических потребностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность живого организма), испытывает необходимость и в реализации индивидуальных интересов, способностей, и в постижении гармонии внутреннего мира, и в познании красоты окружающей действительности. Если мы обратимся к «Пирамиде человеческих потребностей» по Абрахаму Маслоу (см. в приложении), то увидим: эстетические потребности индивида  находятся практически на вершине иерархии. Кроме того, в процессе удовлетворения данной эстетической потребности человек обогащает свой внутренний мир, накапливает духовные ценности и самосовершенствуется. А значит, он постепенно становится личностью, которой присуща собственная неповторимая система убеждений, идеалов и принципов.

         Занятия физической культурой  и спортом создают наиболее  благоприятные  условия для эстетического воспитания, а также всестороннего, гармоничного развития личности. В процессе выполнения физических упражнений формируется красивая осанка, осуществляется совершенствование форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это способствует развитию эстетических чувств, вкусов и представлений у человека. Личность с высоким уровнем эстетического вкуса, в свою очередь, обладает возможностью правильно понимать и оценивать «прекрасное». Ее деятельность направлена на создание эстетических ценностей, которые могут быть выражены посредством физических  упражнений. Красота проявляется в технике человеческих движений.

        К сожалению, сегодня немногие, особенно представители молодого поколения, осознают глубокую значимость спорта и физической культуры в становлении человеческой личности и не уделяют должного внимания занятиям. Однако они серьезно заблуждаются, поскольку именно физическая культура способствует внешнему и внутреннему развитию индивида и продуцирует эстетические ценности в обществе (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.)

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Физическая  культура и спорт. Социальная значимость данных предметов

      Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная часть, направленная на развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического и духовного совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура, как было ранее уже отмечено, удовлетворяет социальные и духовные потребности личности в общении, игре, развлечении, самовыражении через социально активную полезную деятельность, в получении удовлетворения и наслаждения от красоты и изящества физических упражнений. Кроме того, являясь по своей сути человедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы. Итак, физическую культуру следует рассматривать, как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.

      Спорт - это составная часть  физической культуры, а также средство, метод физического воспитания и система организации различных физических упражнений и занятий. В нем, т. е спорте, человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище. Но самое главное - это действенное средство воспитания и самовоспитания человека.

      Социальная значимость спорта, как составной части физической культуры, заключается в том, что он представляет собой фактор, стимулирующий нравственное совершенствование человека и способствующий эстетическому воспитанию человека, удовлетворению духовных запросов личности. Если рассмотреть ценностные ориентации индивида в физкультурно-спортивной деятельности, то можно заметить: ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с понятием красота составляют главный ранг.

        Таким образом, можно сделать вывод, что задачам эстетического воспитания общества служат также физическая культура и спорт, направленные на формирование эстетики движений и красоты тела.

  1. Понятия «эстетика» и «эстетическое воспитание». Взаимосвязь физического и эстетического воспитаний

Рассмотрим  подробнее понятия «эстетика» и  «эстетическое воспитание» и  проследим их взаимосвязь с физической культурой и спортом.

        В возрастном развитии человека  очень важную роль играет физическое  воспитание. Это касается не только проблемы нормального физического развития растущего организма, его совершенствования, укрепления здоровья и иммунитета, но и формирования духовных качеств личности. Физическое воспитание существует неотъемлемо от эстетического воспитания, они глубоко взаимосвязаны друг с другом и оказывают одновременное влияние на процесс становления внутреннего мира индивида.

         Эстетика - это (от греч, αἰσθητικός — «чувствующий, чувственный», от αἴσθημα — «чувство, чувственное восприятие») философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.   

        Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Оно связано с восприятием и пониманием человеком «прекрасного» в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством.

Эстетическое  воспитание призвано формировать у людей предельно широкие эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой и спортом представляют исключительно широкие возможности для этого. Речь идет о развитии эстетической активности личности, прежде всего в практической деятельности, жизни.

         Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями. Кроме того, их связь также  заключается в единстве цели – формирование человека. 

  1. Задачи  эстетического воспитания, и их решение в процессе  выполнения физических упражнений

      В процессе выполнения физических упражнений решаются важнейшие задачи эстетического воспитания:

  • Формирование представлений о прекрасном в окружающем мире как необходимом условии развития и совершенствования личности;
  • Воспитание эстетики взаимоотношений с людьми разного возраста и социального положения как одного из условий формирования толерантности, уважения национальных и религиозных чувств;
  • Формирование эстетических представлений, эстетических взглядов и идеалов как сферы эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности;
  • Развитие способности к эстетической оценке, восприятие эстетических понятий, вкусов, оценок и суждений, т. е способности не только воспринимать, но и оценивать и понимать прекрасное. Эстетический вкус предполагает и развитие способности создавать прекрасное.
  • Формирование в неразрывной связи физического, нравственного интеллектуального, и эстетического воспитания как необходимого условия комплексного развития и совершенствования личности;
  • Восприятие эстетических идеалов, т. е правильного понимания и активного стремления к тому образу современной жизни и современного человека, который является характерным для нашего общества;
  • Развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности;
  • Воспитание эстетической оценки тела и движений человека;
  • Воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении товарищей и в окружающей обстановке;

    Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом самое важное - это не просто сформировать способности наслаждаться, понимать, видеть и чувствовать красоту в ее многообразных проявлениях, но и воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой предоставляют широкие возможности для этого. Человек, занимающийся спортом, способен создавать и воспроизводить разнообразные движения, олицетворяющие грациозность, пластику, изящество, искусство и красоту физических упражнений.

    

  1. Понятия внешней и внутренней красоты человека
Страницы:123следующая →
Описание работы
еловек представляет собой сложную систему, он многомерен. С научной точки зрения человек – это уникальный продукт длительного развития живой природы и одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде. Он обладает необыкновенной способностью, мыслить, благодаря которой существует духовный мир человека его, его духовная жизнь. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь, будучи включенным в социальные отношения. Эти истины позволяют говорить о сущности человека как единстве природного и социального.
Содержание
Введение3
Физическая культура и спорт. Социальная значимость данных предметов 5
Понятия «эстетика» и «эстетическое воспитание». Взаимосвязь физического и эстетического воспитаний.6
Задачи эстетического воспитания, и их решение в процессе выполнения физических упражнений 7
Понятия внешней и внутренней красоты человека8
Влияние физической культуры на эстетические идеалы и представления людей в Древней Греции9
Элементы эстетического воспитания в спорте и физической культуре……………………..............................................................................................................10
Методы эстетического воспитания в процессе физического воспитания……………………………………………………………..10
Средства эстетического воспитания в процессе физического воспитания……………………………………………………………..10
Взаимосвязь физической культуры и спорта с искусством…………….11
Художественная гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание………………………………………………………………....11
Заключение………………………………………………………………...14
Список используемой литературы………………………………………15
Приложения……………………………………………………………....16
«Пирамида человеческих потребностей» по Абрахаму Маслоу…...16
Искусство Древней Греции. Скульптуры…………………………...17
Художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание………………………………………………………………..19