Экспериментальное исследование создания методических условий при обучении детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель эксперимента: обучение детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросу обучения детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.
2. разработать комплекс упражнений для обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол.
3. экспериментально проверить уровень овладения детьми-дошкольниками элементами игры в баскетбол.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….. 2-3
Глава 1.Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол
1.1 Проблема обучения игре детей дошкольного возраста в баскетбол………………………………………………………………………………………………………..4-8
1.2 Особенности обучения физкультурным упражнениям детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………………………8-10
1.3 Методы и формы обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол………………………………………………………………………………………………….…10-11
Глава 2.Организация и методы исследования
2.1 Использование игрового метода как условие обучения игре в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….12-13
2.2 Взаимодействие педагогов и родителей как условие обучения игре в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….13-14
Глава 3.Экспериментальное исследование создания методических условий при обучении детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….15-20
Заключение………………………………………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 54.46 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………………………………….. 2-3

Глава 1.Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол

1.1 Проблема  обучения игре детей дошкольного  возраста в баскетбол………………………………………………………………………………………………………..4-8

1.2 Особенности  обучения физкультурным упражнениям  детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………………………8-10

1.3 Методы и формы обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол………………………………………………………………………………………………….…10-11

Глава  2.Организация  и методы исследования

2.1 Использование  игрового метода как условие обучения игре в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….12-13

2.2 Взаимодействие  педагогов и родителей как  условие обучения игре в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….13-14

Глава 3.Экспериментальное  исследование создания методических условий при обучении детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….15-20

Заключение………………………………………………………………………………………………….21

Литература…………………………………………………………………………………………………..22-23

Приложение…………………………………………………………………………………………………24-26 
 
 
 
 

Введение

Баскетбол - универсальное средство физического  воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях  общего и профессионального образования.

Велика роль баскетбола в решении задач физического  воспитания в широком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное  образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых  в здоровом стиле жизни.

Применение  спортивных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей.

На уроках физической культуры обучение элементам  игры в основном осуществляется через  проведение подвижных игр с элементами баскетбола. Поэтому следует уделять  большее внимание методике обучения элементам игры в баскетбол. Это и является актуальностью моей работы.

Объект: учебный процесс на занятиях по физической культуре детей дошкольного возраста.

Предмет: методы и приемы обучения детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.

Цель эксперимента: обучение детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросу обучения детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.

2. разработать  комплекс упражнений для обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол.

3. экспериментально  проверить уровень овладения  детьми-дошкольниками элементами  игры в баскетбол.

Гипотеза: качество овладения элементами игры в баскетбол у детей будет высоким, если воспитатель:

1. использует  различные приемы при обучении  игре в баскетбол;

2. организует работу по взаимодействию с родителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Теоретические  основы обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол

1.1 Проблема обучения игре детей дошкольного возраста в баскетбол

С давних времен образование и воспитание рассматривались в рамках теории физического воспитания как точки соприкосновения между педагогикой и игрой. Педагогика связывает игру с процессом воспитания, образования, обучения, развития личности.

Игры, включенные в образовательный процесс, оправданы  не только с педагогической точки  зрения, но и биологической, они образуют прочный фундамент физического  воспитания.

В состав основных средств физического воспитания входят подвижные игры, включающие баскетбол. Начинают обучать игре в  баскетбол уже с детского сада, от простого к сложному. Обучение детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Своеобразие дошкольного возраста в том, что организм первоначально обладает относительно низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям внешней среды и вместе с тем быстро увеличивает свои адаптационные и функциональные возможности.

В процессе физического воспитания дошкольников необходимо предотвратить возможные деформации позвоночника и других звеньев опорно-двигательного аппарата, обеспечив формирование правильной осанки.

Индивидуальные  и общие особенности физического развития детей дошкольного возраста (опережающий прирост веса тела по сравнению с силой мышечных групп нижних конечностей, неравномерность развития силы сгибателей и разгибателей) обязывают постоянно уделять внимание обеспечению гармоничного укрепления мускулатуры, в том числе предусматривать параллельное воздействие на симметричные группы мышц тела, «подтягивая» отстающие в развитии мышцы. Регулярная двигательная деятельность особенно активно стимулирует обмен веществ, улучшает обменные процессы и тем самым содействует структурно-функциональному совершенствованию организма.

Суть физического  воспитания состоит в том, чтобы  с помощью средств физического  воспитания придать естественному  процессу становление форм и функций  растущего организма оптимальный  характер, обеспечить, возможно, гармоничное  в этот период физическое развитие, содействовать нормальному функционированию организма, укрепить здоровье. Важное место в системе физического  воспитания детей дошкольного возраста занимает действие с мячом. Упражнения в бросании, катание мячей способствует развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются: быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку.

В действиях  с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. При  передвижении по площадке ребенок упражняется  в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании  с ходьбой, с прыжками, в беге с  остановкой, в беге с приставным шагом (вперед, спиной вперед, в стороны) и т.п. школьник выполняет эти  движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию умения детей самостоятельно применять  движения в зависимости от условия  игры: ребенок должен самостоятельно подобрать соответствующий способ движения, найти удобное место  для его осуществления.

Упражнения  с мячом при соответствующей  организации их проведения и обучения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Развиваются  не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти. Они укрепляют  мышцы, удерживают позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Способствуют совершенствованию двигательной реакции  детей, точности воспроизведения движений во времени и пространстве.

Огромное  влияние на развитие детей дошкольного возраста оказывают движения, физические упражнения, игра в баскетбол. Недостаток движения, ограничение двигательной активности (так называемая гипокинезия) отрицательно сказывается на формировании организма. Деятельность различных систем организма находится в прямой зависимости от активности скелетных мышц, особенно в детском возрасте. Двигательная активность стимулирует обмен веществ и энергии, совершенствование всех функций и систем организма и повышает его работоспособность, что достигается при игре в баскетбол.

Велика роль двигательной активности в подготовке к труду. Осваивая новые движения, человек обучается управлять  работой мышц, сложными движениями, необходимыми в трудовой и спортивной деятельности.

Двигательная  активность способствует усвоению информации, которая поступает из внешней  среды, через сенсорные системы. Эта информация имеет значение не только для повышения физической и умственной работоспособности, но и для становления человека как  личности.

В спортивном зале должна держаться определенная температура и влажность. Величина кожной поверхности по отношению  к весу у ребенка больше, чем  взрослого. Ограниченная возможность  потоотделения и несовершенство сосудистых реакций затрудняет терморегуляцию у детей. Вот почему даже незначительное переохлаждение или перегрев, могут  привести к нарушению здоровья. Дети плохо переносят пребывание в  помещении с повышенной температурой и влажностью. Перегрев может вызвать  нарушение сердечной деятельности, потерю сознания. Поэтому, после пробежек в игре нужно постепенно переходить к отдыху.

На долю мышечной ткани у ребенка приходится около 30% веса тела. Развитие мышц происходит главным образом за счет утолщения мышечных волокон. Развитие мускулатуры идет неравномерно. Сначала развиваются мышцы шеи и туловища, а затем, мышцы конечностей.

Конечности  детей содержат недостаточное количество солей, поэтому у детей часто  бывают переломы, особенно часто встречается  перелом лучевой части руки несколько  выше запястья, который называется переломом луча в типичном месте. Для профилактики данного вида перелома у детей следует научить их «правильно падать», то есть при падении  не опираться на ладонь, так как  лучевая кость не выдерживает  нагрузку массы тела. Увеличивается  мышечная масса. Строение мышц детей  заметно отличается от строения мышц взрослых. Мышцы детей эластичны, при сокращении они сильнее укорачиваются, а при расслаблении - больше удлиняются. Нужно иметь в виду, что мышцы развиваются у детей неравномерно. Быстрее - крупные, медленнее - малые. Это одна из причин того, что в дошкольном возрасте дети неуверенно выполняют «точные» движения, например, кистью, плохо справляются с заданиями на точность физического действия.

У ребенка  данного возраста развиваются и  совершенствуются основные естественные движения, в частности, рабочие движения кисти и пальцев. Меняется и отношение  к движениям. Прежний интерес  к самому процессу движения сменяется  все большей заинтересованностью  в результатах действий. Радость  и удовлетворение доставляет не только сама двигательная деятельность, но и  достижение цели при определенном действии. Движения становятся все более точными, координированными.

Однако развитие механизмов центральной нервной  системы еще недостаточно, поэтому  недостаточна способность к длительной продуктивной работе, длительному мышечному  напряжению и дети быстро утомляются. Поэтому не следует однообразно  выполнять движения, нужно их разнообразить.

При формировании у детей дошкольного возраста привычки к систематическим подвижным играм, у них развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестетический контроль за выполнением движений.

Совершенствование координаций между зрительными  ощущениями и выполнением движений - очень важная задача физического  воспитания детей. Особенность восприятия дошкольников - целостность, нерасчлененность. Дети часто по самым случайным признакам пытаются угадать, а не выяснить особенности показываемого предмета, движения, действия. В этом возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и деталей движений.

Дети недостаточно точно воспринимают интервалы времени: короткие промежутки времени они обычно недооценивают. Много затруднений вызывает у них и ориентировка в самом пространстве зала, площадки. Они путают правую и левую стороны. Поэтому рекомендуется систематически тренировать детей в этих достаточно сложных для них процессах. Объем внимания дошкольников узок: они одновременно могут воспринимать одно - два движения или не связанные между собой элементы движений. Внимание их часто переключается на всевозможные второстепенные объекты и элементы движений. Рассеянность нередко оказывается следствием переутомления, отсутствия привычки внимательно смотреть и слушать.

В баскетболе создаются благоприятные условия  для воспитания положительных нравственно - волевых черт ребенка. Такие игры приучают детей преодолевать эгоистические  побуждения. Ради интересов команды  ребенку часто приходится отказываться от мяча, передавать его партнеру, который  имеет более благоприятные условия  для успешной игры. Общая цель, стремление всех игроков команды попасть  мячом в корзину способствует развитию взаимопонимания, умения считаться  с другими, помогать им.

Информация о работе Экспериментальное исследование создания методических условий при обучении детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол