Исторические аспекты определения здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:02, реферат

Описание работы

Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие ЗОЖ порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о ЗОЖ в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво в последние 10-15 лет. Но это вовсе не означает, что ЗОЖ - явление сугубо современное. История убедительно свидетельствует о том, что истоки ЗОЖ лежат во временах седого и чрезвычайно далекого прошлого.

Содержание

Введение 3
Поддержание здорового образа жизни на Руси 4
Взгляды на здоровье в 18-20 веке. Внедрение основ здорового образа жизни в педагогический процесс. 5
Понятие о здоровом образе жизни в современном мире. 10
Вывод 12
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

валеология индивидуалка.docx

— 37.58 Кб (Скачать)

 

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД

ЗАПОРІЗЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра: фізичної реабілітації

 

 

Індивідуальна робота

з валеології

«Исторические аспекты определения здорового образа жизни»

 

 

 

 

 

Виконав:

студент 3 курсу гр. 1218                                                       Марченко В.Р.

 

Перевірила:

Кандидат  мед. наук, доцент                                              Губенко Т.В.                                                                   

 

 

 

 

ЗАПОРІЖЖЯ 2011

Оглавление

Введение 3

Поддержание здорового образа жизни на Руси 4

Взгляды на здоровье в 18-20 веке. Внедрение основ здорового образа жизни в педагогический процесс. 5

Понятие о здоровом образе жизни в современном мире. 10

Вывод 12

Список используемой литературы 14

 

Введение

Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие ЗОЖ  порождено событиями последних  десятилетий. Действительно, о ЗОЖ  в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво в последние 10-15 лет. Но это  вовсе не означает, что ЗОЖ - явление  сугубо современное. История убедительно  свидетельствует о том, что истоки ЗОЖ лежат во временах седого и  чрезвычайно далекого прошлого.

Общеизвестно, что биологическая  жизнь на Земле существует более 3 млрд лет, что в основе существования  биологических (растительных и животных) организмов был и остается их приспособительный  образ жизни к окружающей действительности. В течение последних 3 млн лет  на Земле начался процесс формирования человеческого сообщества. Человеческая цивилизация -- качественно новая  эпоха развития жизни на Земле. И  суть всех этих качественных перемен  состоит в том, что с первых шагов своей жизни человечество вело созидательно-преобразующий образ  жизни (ОЖ).

Человечество так же приспосабливалось  и продолжает приспосабливаться  к тем или иным факторам и капризам окружающей действительности. Но эти  приспособительные действия никогда  не были основным, главным смыслом  жизни человека. С первых шагов  своей жизни человечество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться в  трудовой деятельности, в созидании  и сотворении материальных и культурных ценностей. В этом был и остается основной смысл человеческой цивилизации, человеческого бытия.

Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами  древности, когда первобытный человек  стал создавать орудия труда, когда  он начинал осознавать, что его  жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать  добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, его способностями  далеко и метко бросать камни, копья, дротики и т.д.; когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных  и опасных зверей (5). Жизнь убедительно  свидетельствует о том, что человек  становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в  процессе созидательной трудовой деятельности.

Практически во все времена, во всех государственных образованиях эти проблемы в той или иной мере решались. В спартанской, афинской и римской (рабовладельческих) системах обучения и воспитания всем этим вопросам (в особенности военного и физического воспитания) уделялось повышенное внимание (4). Примечательно, что великий древнегреческий врач и прогрессивный мыслитель Гиппократ (5-4 вв. до н.э.) в своих трудах неоднократно подчеркивал огромную значимость ЗОЖ в укреплении здоровья эллинов.

В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения  получили свое дальнейшее развитие. В  высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ленина, А.С.Макаренко  и многих других мыслителей и педагогов  эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая  совершенная система обучения подрастающего  поколения и самая совершенная  система профилактики заболеваний  среди населения нашей страны.

Поддержание здорового образа жизни на Руси

Поддержание телесного  и психического здоровья — одна из древнейших традиций нашего общества. Бережное отношение к здоровью издавна транслировалось детям в виде устных правил, религиозных норм.

Многие древнерусские  летописные источники свидетельствуют  об определенных медицинских и гигиенических  представлениях, сложившихся на Руси к тому времени, — использование  лекарственных трав, минералов, минеральных  источников, грязей для лечения болезней и общего оздоровления. С IX века на Руси стали строить первые больницы при  монастырях. Уже в древнерусских  летописях встречаются письменные свидетельства, относящиеся, по современным  представлениям, к регламентации  здорового образа жизни: распределение  времени приема пищи, ранний подъем утром, послеобеденный сон, ранний отход  ко сну вечером. С педагогической точки зрения, в этом отношении  особо интересен древнерусский  сборник «Пчела», составленный монахом  Антонием. Рассказы сборника позволяют  прийти к заключению, что уже в XII веке на Руси существовали и развивались  здоровые традиции физического воспитания молодежи. Составители сборника одобрительно отзываются о древнерусском обычае борьбы юношей на игрищах, обращают внимание на приемы, которые развивают и  укрепляют тело.

 

 

Взгляды на здоровье в 18-20 веке. Внедрение основ здорового образа жизни в педагогический процесс.

В XVIII в. забота о  здоровье подрастающего поколения  связана, прежде всего, с деятельностью  М.В. Ломоносова, который первым обратил  внимание на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового  образа жизни. В своей педагогической деятельности он опирался на принцип  природосообразности, рассматривал человека в совокупности его телесных и  душевных проявлений, подчеркивал, что  «дети на приятные и нежные вещи обращаются и склонны к радости, милосердию...». М.В. Ломоносов впервые заговорил о необходимости широких государственных мер для охраны здоровья матери и ребенка, показывая, сколь велика роль наследственности в появлении здорового поколения русских людей. Он резко возражает против закрепившейся в веках традиции женитьбы в возрасте 11-12 лет, доказывая, что это приводит к рождению ослабленных детей; требует борьбы с поветриями (эпидемиями), критикует некоторые русские религиозные обычаи, опасные для «здравия человеческого», указывает на необходимость распространения научных медицинских знаний.

Большое значение физическому  воспитанию придавал и русский педагог XVIII в. Л.И. Бецкой — основоположник и руководитель закрытых детских учреждений в России. Под его непосредственным руководством были открыты Московский и Петербургский воспитательные дома, Смольный институт благородных Девиц и учебные заведения кадетов. Л.И. Бецкой пытался внедрить в практику воспитательных домов пользование открытым воздухом как важнейшим оздоровительным фактором. Он указывал также, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, которое может привести только к притуплению детских способностей.

Н.И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1788) ставил вопрос о гармоническом сочетании умственного и физического образования и их объеме в зависимости от возраста ребенка.

В 1800 году в России появилось первое учебное гигиеническое  пособие «Первое понятие о  том, как живет наше тело, что для  него полезно, что вредно» И. Венцеля, ориентирующее читателей на изучение собственного организма, состоящее  из практических советов и правил сохранения здоровья детей, посещающих школу.

Несмотря на деятельность М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.И. Бецкого и других прогрессивно мыслящих педагогов и общественных деятелей, русская официальная педагогика первой половины XIX века оставалась схоластичной, далекой от интересов развития ребенка. Прогрессивные взгляды на воспитание детей, распространившиеся к тому времени в Западной Европе, проникали в Россию крайне медленно. В этом отношении большой интерес представляет «Руководство к педагогике, или науке воспитания» инспектора императорских классов в Санкт-Петербурге А. Ободовского, прошедшее цензуру и изданное в 1835 году.

К середине XIX века общественное увлечение новыми идеями в педагогике, необходимостью воспитания нового человека заметно выросло  и привлекло пристальное внимание к педагогическим проблемам А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова.

Основой педагогических взглядов В.Г. Белинского являлась идея о гармоничном развитии человека. Кроме умственного и нравственного  он придавал значение и физическому  воспитанию, считая необходимым охранять здоровье детей, развивать их физические силы путем установления правильного  образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Им подчеркивалась также необходимость соблюдения правил гигиены и усвоения естественно-научных  знаний о человеке.

Дальнейшее развитие эти идеи находят в трудах Н.А. Добролюбова. В статье «Органическое  развитие человека в связи с его  умственной и нравственной деятельностью» он утверждает, что человек, «не умея еще возвыситься до идеи о всеобщем единстве и гармонии, ...и в себе, как в природе, предполагает существование  различных, неприязненных друг другу  начал», подразумевая противопоставление душевного и телесного.

Н.А. Добролюбов считал, что человека надо рассматривать  как единое целое, так как разложив его на части (что можно сделать  в рассуждениях), мы не видим сути. Это, по его образному выражению, все равно, что, разложив на части  скрипку, искать, «где в ней сидит  звук». Примечательно, что гармонию в человеке он и считает проявлением  здоровья: «... вникнувши в этот взгляд, немудрено понять, в каком смысле здоровье может быть принимаемо за верховную цель развития человека. Ясно, что для правильного проявления душевной деятельности мы должны иметь  правильно развитые, здоровые органы».

Гармоничное развитие человека как цель общественного  развития, как цель образования, которое  можно рассматривать в качестве «полного здоровья» человека, имеет  своими истоками идеи гуманистов эпохи  Возрождения. Они во многом определяли развитие педагогической мысли в XVIII-XIX вв. не только в России, но и во всей Западной Европе. Принцип природосообразности, выдвинутый Я.А. Коменским, получил свое развитие в работах  
Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега именно в отношении поиска средств для полноценного, гармоничного развития человека. А. Дистервег, например, считал, что «при воспитании молодежи часто достаточно только отстранять все противоестественное, потому что тогда здоровая натура человека сама собой вызовет его благоприятное развитие». Педагогическая мудрость, по его мнению, состоит в том, чтобы «исследовать природу человека, природу ребенка и ход развития детской природы вплоть до сформировавшейся природы взрослого человека».

Прогрессивные идеи западноевропейской педагогики, распространившиеся к 60-70-м гг. XIX в. в России, определили дальнейший интерес отечественной педагогической науки к исследованию природы ребенка.

Первым таким  отечественным исследованием явился труд К.Д. Ушинского «Человек как  предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1867-1868). В ней утверждается, что педагогу недостаточно знать  принципы и конкретные правила воспитания, а необходимо «изучать сколь возможно тщательней физическую и душевную природу  человека вообще, изучать своих воспитанников  и окружающие их обстоятельства», так  как любая педагогическая мера в  конкретных обстоятельствах может  иметь как полезные, так и вредные  последствия.

Одним их первых исследователей, последовавшим за К.Д. Ушинским, был  П.Ф. Лесгафт. Будучи по образованию  врачом, в дальнейшем — доктором медицины, как Н.И. Пирогов и В.М. Бехтерев, он в своей научной деятельности значительное внимание уделял педагогическим проблемам. В работе «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1885) П.Ф. Лесгафт анализирует роль внутриутробного развития, способов семейного воспитания на становление различных типов личностей детей.

Позиция П.Ф. Лесгафта в отношении физического воспитания в таком понимании трактовалась как осознанный процесс воздействия физических упражнений на человека с целью формирования двигательных умений, навыков и специальных знаний. Конечной целью воспитания П.Ф. Лесгафт видел становление «нормальной» («идеальной») личности, которая может не только мыслить, что получается в результате только умственного развития; не только действовать, что может произойти в результате только физического совершенствования; но человека, самостоятельного в своих действиях; человека, который может творчески мыслить, сообразовывая свои действия с внутренними истинами, и быть при этом деятельным, активным.

Физическое воспитание, по Лесгафту, должно быть направлено на умение «дифференцировать» двигательную деятельность на отдельные действия, что способствует овладению рациональными  движениями с «наибольшим эффектом при наименьших затратах сил и  времени».

Рассматривая взгляды  П.Ф. Лесгафта на роль физического образования в целостном гармоничном развитии человека, представляется целесообразным, нарушив хронологию исторического анализа экспериментальной педагогики и смежных с ней наук, проанализировать целостно точку зрения на эту проблему представителей гигиенического направления физического воспитания вплоть до начала XX в.

Основоположником  гигиенического направления физического  образования был известный детский  врач и педагог, редактор журнала  «Вестник образования» Е.А. Покровский (80-90-е гг. XIX в.). Им впервые была создана  целостная концепция гигиенически-направленного  физического воспитания. Подходы  Е.А. Покровского к исследованию проблем физического воспитания получили дальнейшее развитие в трудах И.Я. Герда, Е.М. Дементьева, А.В. Зака, Н.С. Филитиса, Г.Ю. Явейна и других.

Представители гигиенического направления видели цель физического  воспитания в достижении высокого оздоровительного эффекта, содействии всестороннему  развитию физических способностей ребенка. Акцент соответственно делался на проблеме подбора физических упражнений, которые  в большей степени влияли на деятельность внутренних органов и вовлекали  в работу одновременно многие мышечные группы, то есть тренировали системы  жизнеобеспечения. В отличие от П.Ф. Лесгафта, представители гигиенического направления в игре видели основное средство физического воспитания. По их мнению, именно в игре учащиеся наилучшим  способом овладевали азбукой движения. Несмотря на разницу в подходах к  цели и формам физического воспитания, все прогрессивные педагоги и  врачи настаивали на введении уроков физкультуры отдельными занятиями  от 3-4 раз в неделю (Е.А. Покровский) до 6 раз  
(П.Ф. Лесгафт).

Информация о работе Исторические аспекты определения здорового образа жизни