Исследование уровня здоровья детей с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: оценить уровень соматического здоровья у детей с нарушением речи, 15-16 лет, проживающих в условиях школы-интерната .
Задачи исследования:
1. Изучить особенности психического развития детей с нарушением речи 15-16 лет и особенности развития соматического здоровья подростков.
2. Определить уровень соматического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко у детей с нарушением речи 15-16 лет, проживающих в условиях школы интерната.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….......6
I.1.Характеристика детей с нарушениями речи ...6
I.2. Понятие речевого нарушения ………………………………………...…… ..... 7
I.3. Классификация речевых нарушений…………………………………………...9
I.4.Медико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи………………………………………………………………………………..…11
I.5. Особенности соматического здоровья у подростков……………………..….12
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………...….16
II.1.Организация исследования…………………………………………….………16
II.2.Характеристика методов исследования..............................................................16
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…..........20
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………......……..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..……23

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 235.20 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….......6 I.1.Характеристика детей с нарушениями

речи ...6

I.2. Понятие речевого нарушения ………………………………………...…… ..... 7   I.3. Классификация речевых нарушений…………………………………………...9

I.4.Медико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи………………………………………………………………………………..…11

I.5. Особенности соматического  здоровья у подростков……………………..….12

 

 

Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………...….16

II.1.Организация исследования…………………………………………….………16

II.2.Характеристика методов исследования..............................................................16

Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…..........20

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………......……..22

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..……23 

ВВЕДЕНИЕ

Речь — важнейшая психическая  функция, присущая только человеку. Речь, как специфический психический  процесс развивается в тесном единстве с моторикой и требует  для своего становления выполнения ряда необходимых условий – таких, как: анатомической сохранности и достаточной зрелости тех мозговых систем, которые участвуют в речевой функции; сохранности кинестетического, слухового и зрительного восприятия; достаточного уровня интеллектуального развития, который обеспечивал бы потребность в речевом общении; нормального строения периферического речевого аппарата; адекватного эмоционального и речевого окружения.

 Факторами, отрицательно  влияющими на состояние организма  школьника, являются несоответствие  методик и технологий обучения  возрастным и функциональным  возможностям ребенка, стрессорная  тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного  процесса, нарушения санитарно –  гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется  деятельностью, систематичностью  и непрерывностью их воздействия  на организм ребенка. В условиях ограниченности адаптационных резервов, свойственной растущему организму, любое увеличение нагрузки, умственной или физической, можно рассматривать как стрессорное воздействие, носящее длительный и устойчивый характер. Это приводит к снижению адаптационных резервов, возникновению ситуации рассогласования механизмов регуляции вегетативных функций; жизнедеятельность осуществляется в режиме неустойчивой адаптации, который проявляется у детей в виде ухудшения работоспособности, повышенной утомляемости и снижения устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Степень жизнедеятельности человека, или уровень его соматического (физического) здоровья определяется в наибольшей степени развитием качества общей выносливости. Его физиологической основой являются аэробные возможности человека, отражающие способности организма доставлять и использовать кислород для энергопродукции при физической работе (например, длительное статическое напряжение на уроках в процессе учебной деятельности). Низкий уровень функционального резерва кардеореспираторной системы существенно снижает физическую и психическую работоспособность учащихся, вследствие чего возникают различные нарушения здоровья и снижение жизненного тонуса, появляется неустойчивость к стрессам, снижается устойчивость организма к вредно действующим факторам, из-за чего появляется склонность к заболеваниям. Все это, бесспорно, оказывает влияние на успешность учебной деятельности учащихся. Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска в учебно-воспитательном процессе:

  • нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
  • недостаточная двигательная активность;
  • нарушение организации питания;
  • отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;
  • неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе и другие.

          Возникновение речевой патологии (включая случаи сочетания таких нарушений с двигательными расстройствами) обусловлено тем, что, с одной стороны, ее сформированность вызвано наличием разной степени тяжести органических поражений отдельных корковых и подкорковых структур мозга, принимающих участие в обеспечении речевых функций, с другой - вторичным недоразвитием или замедленным "созреванием" премоторно-лобных и теменно-височных корковых структур, нарушениями темпа и характера образования зрительно-слуховых и слухо-зрительно-моторных нервных связей.

     У детей с нарушением речи помимо речевой патологии наблюдается сочетание их с двигательными расстройствами, что приводит к общему снижению уровня здоровья. Проблема снижения уровня соматического здоровья у детей с нарушением речи является на сегодняшний день актуальной проблемой.

          Цель: оценить уровень соматического здоровья у детей с нарушением речи, 15-16 лет, проживающих в условиях школы-интерната .                 

Задачи  исследования:

1. Изучить   особенности  психического  развития  детей с нарушением речи 15-16 лет и особенности развития соматического здоровья подростков.

2. Определить  уровень соматического здоровья  по методике Г.Л. Апанасенко  у детей с нарушением речи 15-16 лет, проживающих в условиях школы интерната.

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

I.1Характеристика детей с нарушениями речи

Речь — важнейшая психическая  функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.

На основе речи и ее смысловой  единицы — слова формируются  и развиваются такие психические  процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».[2] 

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие  нормального слуха и зрения и  достаточный уровень активного  речевого общения взрослых с ребенком.[4]

 В тех случаях, когда у  ребенка сохранен слух, не нарушен  интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями.

 Изучением, предупреждением  и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos — слово и paideia — воспитание). Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. Педагогические основы логопедической науки были разработаны в ИКП РАО в работах проф. Р.Е.Левиной и ее сотрудников и период с 1965 по 1980 гг. Становление логопедии в нашей стране связано также с именами М.Е.Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и другими. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также созданием эффективных методик их преодоления. [3],[4]

 Как указывают Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова [4] подавляющее число  детей с речевыми нарушениями  обучаются в общеобразовательной  школе и с каждым годом количество  таких детей растет. Дети с  речевой патологией, как правило,  имеют трудности в обучении. Знание  педагогом основ логопедии необходимо  для нахождения адекватных форм  обучения и воспитания таких  детей. 

 

 

I.2. Понятие речевого  нарушения

 

         Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.[3]

         К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.[3]

          Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).[4], [2]

Социально-психологические  факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.[4]

Причины возникновения —  биологические и социальные: общая  физическая ослабленность ребенка  вследствие соматических заболеваний; задержка психического развития (минимальные  мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического  восприятия.

 

I.3. Классификация речевых нарушений

Дети с нарушениями  речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций — внимания, памяти, воображения, вербально-логического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка. Качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка связана с формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора.[3]

 Современные классификации  речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах:

• в аспекте локализации  поражения и психофизической  организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов. Такой подход близок к нейропсихологическому направлению в изучении речевых нарушений и применяется наиболее широко в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков;

• в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений. В настоящее время этот подход отражен в клинико-педагогической классификации:

Нарушения устной речи

 

Расстройства  фонационного оформления речи:

афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса,

брадилалия — патологически  замедленный темп речи,

тахилалия — патологически  убыстренный темп речи,

заикание — нарушение  темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

дислалия — нарушение  произносительной стороны речи при  нормальном слухе и сохранной  иннервации речевого аппарата,

ринолалия — нарушение  тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,

дизартрия — нарушение  произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:

алалия — отсутствие или  недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,

афазия — полная или  частичная утрата речи, обусловленная  локальными поражениями головного  мозга.

 

I.4. Медико-психолого-педагогическая  характеристика детей с нарушением  речи

 

Дети с речевыми нарушениями  обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. [4]

       Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Информация о работе Исследование уровня здоровья детей с нарушением речи