Использование физической реабилитации при детском церебральном параличе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Детский церебральный паралич (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе» (Бадалян Л.О. и соавт., 1988). Особенностью ДЦП является нарушение моторного развития ребенка, а также комплекс других сопутствующих нарушений, среди которых значимое место отводится нарушению речи и акта глотания. Все это обусловлено, прежде всего, неврологической симптоматикой - аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений, снижением высших психических функций, являющихся следствием диффузного поражения ЦНС.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Обзор литературы. …………………………………………………….. 5
- Этиопатогенетические особенности ДЦП. …………………………………… 5
- Клиническая картина заболевания. ……………………………………………18
- Способы лечения ДЦП. ……………………………………………………...…21
- Использование лечебной физкультуры и массажа в лечении
больных ДЦП……………………………………………………………………24
- Иппотерапия, как метод реабилитации больных ДЦП. ………………………29
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы ………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 65.83 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО  Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет имени Н.Г. Чернышевского

Факультет физической культуры

Кафедра Медико-биологических основ физической культуры и спорта 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Использование физической реабилитации

при детском  церебральном параличе. 
 
 
 

Выполнила: студентка 3-го курса 

Руководитель: к.м.н., доцент

кафедры МБО ФК 
 
 
 
 

Чита 2011

Оглавление. 
 

Введение …………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Обзор литературы. …………………………………………………….. 5

-   Этиопатогенетические  особенности ДЦП. …………………………………… 5

-   Клиническая картина заболевания. ……………………………………………18

-   Способы лечения ДЦП. ……………………………………………………...…21

-   Использование лечебной физкультуры и массажа в лечении

     больных  ДЦП……………………………………………………………………24

-   Иппотерапия, как метод реабилитации больных ДЦП. ………………………29

Заключение ………………………………………………………………………..35

Список использованной литературы ………………………………………….37

 

 Введение

     Актуальность. Детский церебральный паралич (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе» (Бадалян Л.О. и соавт., 1988). Особенностью ДЦП является нарушение моторного развития ребенка, а также комплекс других сопутствующих нарушений, среди которых значимое место отводится нарушению речи и акта глотания. Все это обусловлено, прежде всего, неврологической симптоматикой - аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений, снижением высших психических функций, являющихся  следствием диффузного поражения ЦНС.

     Непрерывный рост количества детей с неврологической  патологией и значительные социальные последствия определяют детский  церебральный паралич, как серьезную  медико-социальную проблему.

     В структуре детской инвалидности в России поражения нервной системы  у детей составляют 60%. Из них ДЦП - 24%. По данным разных авторов заболеваемость ДЦП составляет от 1,9 до 3,1 случая на 1000 детей, что соответствует частоте встречаемости ДЦП в большинстве стран мира от 0,76 до 5,8 на 1000. В последние годы отмечается тенденция к росту заболеваемости ДЦП. Так, в 1964 было 0,4 больных на 1000 детского населения, в 1973 их стало 1,7-2,4 на 1000, а в 1989 году - 5,6-8,9 на 1000.

     В Москве частота распространения  ДЦП составляет 1,88 на 1000 детского населения.

     Широкая вариабельность клинической картины  ДЦП обусловлена различиями в  распространенности и тяжести поражения  нервной системы, особенностями  созревания мозга в патологических условиях. Многоуровневое строение нервной  системы позволяет заключить, что  при ДЦП имеют место не локальные  нарушения ЦНС, а мультисистемные  поражения двигательных функций, проявляющиеся  патологическим типом распределения  мышечного тонуса не только в конечностях, но и в артикуляционной мускулатуре, расстройствами функциональной системы антигравитации, выраженной дискоординацией движений, развитием синкинезий, которые формируются на основе нередуцированных патологических рефлексов - лабиринтного тонического, асимметричного шейного тонического и других.

     Сложность строения пораженных отделов нервной  системы, нарушение взаимодействия различных структур, ведет к многообразию клинических симптомов заболевания, но, вместе с тем, к широкому кругу предлагаемых мероприятий восстановительного лечения - лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические методы, фармакотерапия, нейрохирургические вмешательства и многие другие методы.

     Возможность формирования новых артикуляционных  движений, улучшение акта глотания, двигательных навыков представляется наиболее перспективной в детском  возрасте, поскольку функциональные системы в этот период наиболее пластичны  и обладают большими резервными возможностями. 

Цель:

Провести  анализ и теоретически обосновать эффективность  различных методов физической реабилитации при Детском Церебральном Параличе. 

Задачи:

  1) Анализ научно-методической литературы на проблеме исследования.

  2) Изучить особенности этиологии,  патогенеза, клинической картины  ДЦП.

  3) Провести анализ и оценить  различия эффективности методик  физической реабилитации при  ДЦП.

     Исходя  из определённой выше актуальности темы исследования, поставленной цели, а  также, опираясь на полученные в ходе работы результаты, можно обозначить её научную новизну и практическую значимость. 

  Этиопатогенетические  особенности ДЦП.

     Под словосочетанием «детский церебральный паралич» (ДЦП) специалисты понимают группу нарушений двигательных функций  мозга, возникших в результате его  повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства не прогрессируют. Они возникают с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.

     Двигательные  нарушения обычно представлены слабостью  в определенной группе мышц. Из-за этого  нарушена походка, не скоординированы  движения рук, ног, мимической мускулатуры  или, например, запрокидывается шея. При диагнозе ДЦП возможно нарушение  интеллектуального развития и речи [1].

     Первое  клиническое описание детского церебрального  паралича было сделано В. Литтлем  в 1853 году. В течение почти 100 лет  ДЦП назывался болезнью Литтля. Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. Ему же принадлежит и первая классификация ДЦП. В 1893 году он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. А уже в 1958 году на заседании VIII пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин утвердили и дали следующее определение: «детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга».

     В последствии разные авторы по разному  определяли понятие «детский церебральный паралич».

     Иваницкая И.Н. (1993) считает, что термин «детский церебральный паралич» объединяет ряд синдромов, которые возникли в связи с повреждением мозга и проявляются, прежде всего, неспособностью сохранять позу и выполнять произвольные движения. 

     Вернер  Д. (1996) определяет «детский церебральный паралич» как заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела.

     Шипицына  Л.М. и Мамайчук И.И.(1991) под термином «детский церебральный паралич» понимают нарушения осанки и двигательных функций, приобретённых в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке и объясняющихся недостаточным развитием, либо повреждением головного мозга.

     Ермоленко Н.А., Скворцов И.А., Неретина А.Ф. (1994) считают, что термином «детские церебральные параличи» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения.

     Бадалян Л.О. (1997) отмечал, что поражение нервной системы при ДЦП представляет собой не «поломку» уже готового механизма, а задержку или искажение развития.

     Детский церебральный паралич, по мнению разных учёных, возникает под воздействием разных причин. Л.О. Бадалян выделяет две основные группы факторов. К  первой группе он относит инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у  матери, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и  плода, перенесённые во время беременности психические и физические травмы, асфиксию, внутриутробную травму. Ко второй группе учёный относит церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.

     Е.М. Мастюкова (1997) считает, что в основе нарушения двигательных функций при ДЦП – запаздывание в угасании безусловно рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создаёт благоприятную почву для развития произвольных движений. У детей с церебральным параличом действие этих рефлексов может стойко сохраняться на протяжении дошкольного возраста. Среди этих рефлексов, неблагоприятно влияющих на развитие моторики, наибольшее значение имеют лабиринтные тонический рефлекс, асимметричный тонический шейный рефлекс и симметричный тонический рефлекс[14].

     Помимо  позотонических рефлексов, в структуру  двигательного дефекта при ДЦП входят следующие нарушения:

1) Нарушения  мышечного тонуса.

     - спастичность – повышение мышечного  тонуса;

     - ригидность – напряжение тонуса  мышц-антагонистов и агонистов,  при котором нарушается плавность  и сглаженность мышечного взаимодействия;

     - гипотония – низкий мышечный  тонус;

     - дистония – меняющийся характер  мышечного тонуса.

2) Ограничение  или невозможность произвольных  движений.

3) Наличие  насильственных движений.

- гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных двигательных актов. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, во время волнения. Гиперкинезы могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей;

- тремор – дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка). Тремор проявляется при целенаправленных движениях и усиливается в конце этих движений.

4) Нарушение  равновесия и координации движений (атаксия)

5) Нарушение  ощущений движений

6) Недостаточное  развитие цепных установочных  выпрямительных (статокинетических)  рефлексов

7) Синкинезии  – непроизвольные содружественные  движения, сопровождающие выполнение  активных произвольных движений.

     Поскольку термин ДЦП не может включить в  себя всё многообразие патологических сдвигов, возникающих при этом заболевании, уже много лет ведутся поиски оптимальной классификации детских  церебральных параличей. Первая чётко  оформленная классификация ДЦП  принадлежит З.Фрейду. В основе её лежат клинические критерии.

     В нашей стране в  настоящее время используется классификация, разработанная К.А. Семёновой. В соответствии с современными представлениями  о патогенезе заболевания эта  классификация учитывает все  проявления поражения мозга, характерные  для каждой формы заболевания  – двигательные, речевые и психические, а также позволяет прогнозировать течение заболевания. Согласно этой классификации выделяют пять форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма[2].

Информация о работе Использование физической реабилитации при детском церебральном параличе