Инновационные технологии в школе на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:05, реферат

Описание работы

Физкультурно-образовательная деятельность существенным образом изменилась в связи с модернизацией образования, повышением качества, развитием гуманистической направленности целей, содержания, условий образования и воспитания личности. Всё это способствует переходу к инновационному типу учебно-воспитательного процесса и призвано содействовать разрешению накопившихся проблем и противоречий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Спортизация физкультурного образования………………………………. 4
Приминение фитнеса в физической культуре……………………………. 11
Третий урок физкультуры в школе……………………………………………… 17
Вывод……………………………………………………………………………………………….. 20
Содержание………………………………………………………………………………………. 17

Работа содержит 1 файл

Реферат)))))))))))))))))).doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Российский  Государственный Университет им. А.И. Герцена

кафедра теории и методики физической культуры

 
 
 

Реферат на тему: Инновационные  технологии в школе на уроках физической культуры

 
 
 
 
 
 
 

                                                                                Выполнила магистрантка     2 курса

                                                                               Факультета физической культуры

                                                                                      Карпунина А.Д.

 
 
 
 

С-пб

2011

Содержание:

 
 

      Введение………………………………………………………………………………………….            3

  1. Спортизация физкультурного образования……………………………….            4
  2. Приминение фитнеса в физической культуре…………………………….          11
  3. Третий урок физкультуры в школе………………………………………………         17

    Вывод………………………………………………………………………………………………..         20

     Содержание……………………………………………………………………………………….          17

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Приоритетными направлениями развития России на современном этапе являются вопросы образования и здоровья подрастающего поколения. Это связано с демографическим спадом и ухудшением здоровья населения, в том числе, детей и подростков, что делает реальной угрозу 
сохранения и воспроизводства человеческого ресурса как важнейшего фактора национальной безопасности государства, его интеллектуального и экономического потенциала. 
Физкультурно-образовательная деятельность существенным образом изменилась в связи с модернизацией образования, повышением качества, развитием гуманистической направленности целей, содержания, условий образования и воспитания личности. Всё это способствует переходу к инновационному типу учебно-воспитательного процесса и призвано содействовать разрешению накопившихся проблем и противоречий. 
Особую тревогу вызывает противоречие между появлением образовательных учреждений различных типов, программ и технологий, и, соответственно, возрастанием умственных нагрузок на детей, начиная с самого раннего возраста, их успехами в интеллектуальной деятельности, с одной стороны и ухудшением состояния здоровья, падением уровня двигательной активно 
сти, утратой ценностных ориентации на здоровый образ жизни, с другой сто 
роны. 
           Вместе с тем, в течение многих лет наблюдается неудовлетворённость 
традиционными занятиями физической культурой значительной части детей и подростков , что сказывается на снижении уровня их физической подготовленности и потере интереса к занятиям. 
      Указанное актуализирует поиск эффективных путей оздоровления и гармоничного развития детей и подростков, в частности, переход от сложившихся схем содержания и организации занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях к инновационным, что становится важной научной задачей.

 

     1.Спортизация  физкультурного образования.

     Анализ специальной литературы свидетельствует, что одним из перспективных инновационных направлений совершенствования физического воспитания является его спортизация на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. По мнению В.К. Бальсевича (1993), концепция тренировки - пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека.

     В настоящее время спортивно ориентированное физическое воспитание выделяется среди приоритетных инновационных проектов модернизации системы физического воспитания в общеобразовательной школе, что определяется необходимостью повышения двигательной активности учащейся молодежи, обеспечения должного уровня их физической культуры, физического развития и подготовленности, улучшения показателей здоровья.

В связи с  чем, наиболее существенным из противоречий в школьном образовании является несоответствие прокламируемых целей физического воспитания и физической подготовки и реальных возможностей их осуществления для каждого отдельного ученика. Так, школьное физическое воспитания провозглашает своей главной целью разностороннее развитие физических способностей учащихся, и на этой основе укрепление их здоровья. Но традиционный школьный урок в силу своих организационных и дидактических особенностей не в состоянии обеспечить учащимся нужного тренировочного эффекта и в лучшем случае может помочь в обучении отдельным видам движений. В то же время существующая в школе система внеклассного физического воспитания (спортивные секции, кружки и т.п.) настолько слаба в методическом, материально-техническом и организационном отношении, что не в состоянии самостоятельно решить эту задачу .

Инновационная сущность организации процесса спортивно  ориентированного физического воспитания и состоит в том, чтобы создать  условия для преодоления противоречия несоответствия классной формы организации обучения современным требованиям к качеству и эффективности. Спортизированная концепция, основанная на использовании средств и методов спортивной подготовки в школьником физическом воспитании по механизму конверсии приемлемых элементов спортивной культуры, предложенная В.К. Бальсевичем, включает следующие организационно-методические положения: тренировочная направленность уроков физической культуры; осуществление физкультурного образования обучающихся в форме обязательных учебно-тренировочных занятий, проводимых за пределами академического расписания; объединение учащихся по интересу к виду спорта, общеразвивающей и оздоровительной физической активности в учебно-тренировочные группы без жесткой привязанности к календарному возрасту; предоставление ученикам свободы выбора вида занятий, возможности перехода из группы в группу; организацию занятий не менее трех раз в неделю; возможность кооперации нескольких общеобразовательных школ,  ДЮСШ, с целью объединения потенциала материально-технической спортивной базы и педагогического коллектива.

Многолетний эксперимент  по апробации спортивно ориентированной  формы физического воспитания в  школе № 32 г.Сургута, в которой  учащиеся, начиная с пятого класса, занимались в учебно-тренировочных  группах по выбору одного из десяти культивируемых в школе видов спорта, показал высокую эффективность данной технологии. Уровень тестирования физической подготовленности учащихся школы оказался значительно выше, чем у их сверстников из таких стран, как Великобритания, Испания, Словакия, Венгрия, Турция.

Полное внедрение  спортизированного физического  воспитания возможно при очень хорошей  спортивной базе школы, наличию заинтересованного  административного и квалифицированного педагогического состава.

Между тем в  ряде исследований встречается дискуссия по поводу целесообразности спортизации физического воспитания школьников. Наиболее существенное возражение вызывает идея о том, что в основу методики и организации учебных занятий должна быть положена концепция тренировки . Тренировочная направленность и сейчас остается приоритетной в системе физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Так, анализ учебных программ показывает, что основой учебного предмета школьной физической культуры было и остается содержание физической подготовки, которая сопрягается с преимущественным развитием природного (психосоматического) в ученике. Для большинства учителей физическая подготовка остается главной задачей физического воспитания, что снижает статус предмета «Физическая культура» в глазах учащихся, родителей, учителей-предметников .

Ранняя физкультурная  специализация учащихся, заложенная в спортивно ориентированном  физическом воспитании, на наш взгляд, также не совсем целесообразна, т.к. не способствует освоению учащимися  в полном объеме основных разделов учебного материала по дисциплине «Физическая культура»

В связи с  вышеизложенным возникает проблема поиска эффективных форм организации  физического воспитания в общеобразовательной  школе.

На наш взгляд, наиболее оптимальный путь ее решения - это поэтапное, начиная с начальных классов, приобщение учащихся к спортивно-оздоровительной активности с углубленной специализацией их в среднем и старшем звене. При этом обязательным условием является выполнение базового образовательного стандарта по физической культуре, включающего не только двигательный, но и образовательный компонент.

 

     Концептуальная модель организации физического воспитания школьников, которая направлена на поэтапное уменьшение базового и увеличение вариативного компонента спортивно-оздоровительной направленности, что достигается поэтапным сокращением урочных и увеличением внеурочно-групповых занятий по интересам детей. Данная модель позволяет реализовать здоровьесберегающие технологии на различных возрастных группах учащихся, удовлетворить потребности детей в двигательной активности. Могут быть различные подходы к организации учебно-тренировочного процесса (в зависимости от количества учебных часов по физической культуре, количества учителей и тренеров, спортивной базы школы, кооперации общеобразовательной школы и ДЮКФП и др).

Так, на протяжении уже нескольких лет на базе общеобразовательных  школ Хабаровского края созданы экспериментальные  площадки по апробации инновационной  технологии физического воспитания школьников. Следует отметить, что в центре внимания были учащиеся северных сельских школ, как наименее социально обеспеченных в плане досуговой деятельности и организации спортивно-оздоровительной работы по сравнению с городскими школьниками.

Исследования  показали возможность реализации технологии и на базе одной школы (при сплоченном коллективе физкультурников и заинтересованном административном аппарате). Что становится взаимовыгодным как школе (повышается качество образовательного процесса, предоставляется возможность в полной мере использовать специализацию учителя физкультуры по виду спорта или оздоровительной активности), так и тренерам ДЮКФП (не надо заниматься поиском детей в спортивные группы, нет текучести контингента, предоставляется возможность отбора перспективных детей и доведения их до спортивных результатов).

Здесь следует  выделить опыт МОУ СОШ № 2 п.Ванино, где при двух учителях физкультуры  и слабой материально-технической  базы школы, но при взаимодействии со спортивным клубом поселка, стала возможна организация в школе спортивно-оздоровительных классов, в которых третий урок физкультуры в начальной школе проводят тренеры на базе спортивного клуба по интересам детей. Это дает возможность выявить способности детей и сформировать в среднем звене специализированные классы, которые занимаются в рамках общеобразовательной школы по специальному расписанию (2 тренировки в день) и оставить спортивно-оздоровительные классы (3 урока физкультуры в неделю). Такой личностно ориентированный подход к физическому воспитанию школьников позволил не только существенно повысить интерес учащихся к урокам физкультуры, улучшить их состояние здоровья, а в специализированных группах добиться и определенных спортивных результатов, но и повысить престиж школы в глазах родителей и общественности.

Так, в 2005-2006 учебном  году общий средний показатель пропущенных  занятий по болезни на одного учащегося  в спортивно-оздоровительных классах  составил 27,4 часа, в классах, занимающихся по традиционной программе в урочное  время - 70,14 часов. В параллели 7-х классов, где 7А - специализированный экспериментальный класс, а 7Б, В - контрольные, занимающиеся по традиционной программе, средний показатель пропущенных учебных занятий по болезни на одного учащегося в специализированном классе почти в 2 раза меньше, чем в контрольных .

За три года внедрения технологии в школе  пропуски учебных занятий по болезни  сократились на 5032 часа, средний  показатель пропущенных занятий  по болезни на одного учащегося (относительно 2002-2003 уч.года) уменьшился на 12,3 % .

    В школе подготовлено 46 разрядников по видам спорта: плавание, футбол, лыжные гонки, хоккей, бокс, волейбол, баскетбол, тяжелая атлетика, настольный теннис, шахматы. Из них 11 учащихся имеют III взрослый разряд, 19 - II-взрослый, 14 - I взрослый, 2 учащихся - кандидаты в мастера спорта (по тяжелой атлетике и боксу). Учащиеся выступают на районных, краевых и российских соревнованиях.

Необходимо, однако, подчеркнуть, что основная направленность реализуемой концепции все же не спортивная, а именно оздоровительная, так как основная функция школы - это формирование здорового образа жизни. За специальную физическую подготовку и спортивные результаты отвечают ДЮСШ, ДЮКФП. Спортивно-оздоровительная направленность используется нами как основа для привлечения учащихся к урокам физической культуры, формирования у них потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Интересно отметить, что в ряде школ учащиеся, родители и администрация были заинтересованы в организации учебного процесса по инновационной технологии, но сами учителя физической культуры не проявляли должного интереса, в связи с чем, естественно, такая организация не была введена в учебный процесс. Нежелание подобных реорганизаций в школьном физическом воспитании аргументируется учителями физической культуры тем, что учащиеся не будут ходить на уроки физкультуры, вынесенные во внеурочное время; возникнут неудобства для учителей в связи с разрывным рабочим днем (занятия до и после обеда) и более продолжительным рабочим временем во второй половине дня.

     В то же время учащиеся специализированных классов п.Ванино, включенных в спортивно-оздоровительную деятельность с начальной школы, сохраняют заинтересованность в избранном виде спорта: никто не прекратил занятия и ,естественно, не возникают проблемы с их посещаемостью.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что спортизированная концепция является одной из основополагающих в физическом воспитании школьников. При различных организационных  формах ее внедрения, безусловно наибольшую эффективность возможно получить при поэтапном привлечении учащихся к спортивно-оздоровительной деятельности с начальных классов. При этом необходимо найти оптимальное соотношение между базовым и вариативным, образовательным и двигательным компонентами. Для успешной реализации инновационных технологий нужен также «новый» учитель физической культуры: компетентный в своей области и с гуманистическим мировоззрением.

Информация о работе Инновационные технологии в школе на уроках физической культуры