Гребля на байдарках и каноэ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:46, реферат

Описание работы

Помимо обыкновенных тренировочных занятий, вероятно немалое время отводилось на состязательно-игровой способ обучения, давно являющийся средством усвоения человеком знаний и умений. Игра, зачастую в форме спортивных состязаний, используется в качестве особого средства обучения и воспитания, имеющего специфическое содержание и целевую направленность в зависимости от психолого-возрастных особенностей человека. Давнюю историю имеют военные, спортивные и другие виды игр.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......... 3
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРЕБЛИ…….…………………………..………… 5
ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ…………………………………….. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 28

Работа содержит 1 файл

реферат ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ.rtf

— 336.53 Кб (Скачать)
        

       Колледж сферы услуг и туризма 
 
 

       РЕФЕРАТ

        по физической культуре

       на тему:

         «Гребля на байдарках и каноэ» 
 
 
 
 

                                                           Студентки 2-го курса

                                                                 Группы № 1-2

                                                                 Романовой Екатерины

         
 
 

       г. Москва

       2010

        

       
       План:        
    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….........
3
    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРЕБЛИ…….…………………………..…………                                             
5
    ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ……………………………………..
10
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..
26
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

      Известный норвежский этнограф и исследователь Тур Хейердал писал: "Человек плавал по рекам с шестом и веслами... раньше, чем стал ездить на колесах по дорогам." Хотелось бы дополнить высказывание известного путешественника собственным предположением, что с точки зрения психологии и физиологии, передвижение человека по воде с помощью подручных средств (предтеча гребного спорта) является по древности шестым видом спорта после бега, метания, борьбы, прыжков, гимнастики. Седьмым видом, как нам представляется, после передвижения по воде с помощью посторонней опоры -- является плавание. Хотя некоторым это утверждение, вероятнее всего, покажется спорным.

      Поначалу люди охотились и рыбачили со связок тростника, потом стали плавать на рухнувших в воду деревьях. Первые лодки представляли собой деревянные суда, выдолбленные или выжженные из стволов деревьев, - челноки, пироги из кусков коры, ялики из шкур зверей, тростника и папируса.

      Если колесо, по мнению археологов и историков культуры, было изобретено на Древнем Востоке в четвертом тысячелетии до н.э. , то есть шесть тысяч лет тому назад, то лодка, была изобретена еще раньше.

      Совсем недавно, в Швеции, в ходе раскопок в местечке Хусебю на западном побережье страны археологами были обнаружены затвердевшие кусочки смолы, которой люди неолита, или нового каменного века, заделывали щели и дыры в своих лодках, выдолбленных из бревен. Это остатки самых древних в мире лодок.

      Сами лодки давно сгнили, а вот затвердевшая смола сохранилась. На кусочках смолы остались хорошо сохранившиеся отпечатки пальцев человека и каменных ножей. Возраст находки, по оценкам руководителя раскопок Бенгта Нурдквиста, составляет 9.700 лет. В Ираке при раскопках могилы древнего шумерского царя обнаружили серебряную лодку - каноэ, изготовленную 6 тысячелетий назад.

      В России на берегу озера Ладога, недалеко от Санкт-Петербурга, при земляных работах по переустройству Мариинской системы в начале 90-х годов, был найден выдолбленный из дуба челн, возраст которого, по оценкам археологов, превышает 5 тысяч лет.

      В Воронежской области на берегу Дона был найден челн, сделанный древними славянами 4 тысячи лет назад.

      Не вызывает сомнений, что параллельно с развитием гребного судоходства осуществлялась массовая подготовка гребцов для этого самого популярного в древности вида близкой и дальней транспортировки грузов, товаров и людей.

      Помимо обыкновенных тренировочных занятий, вероятно немалое время отводилось на состязательно-игровой способ обучения, давно являющийся средством усвоения человеком знаний и умений. Игра, зачастую в форме спортивных состязаний, используется в качестве особого средства обучения и воспитания, имеющего специфическое содержание и целевую направленность в зависимости от психолого-возрастных особенностей человека. Давнюю историю имеют военные, спортивные и другие виды игр.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРЕБЛИ 

     История развития гребли на байдарках и каноэ богата большими и малыми событиями. Начинается эта история за многие тысячелетия до нашей эры - с той поры, когда человек осмелился выйти на воду, используя как средство передвижения по ней дерево, связку сучьев или тростника. На первых порах роль весел и руля выполняли руки или ноги, позже - сучья. 
      Достоверно известно: связки деревьев, бамбука, тростника и т. п. в этом плане много старше дерева-монолита. Научившись обрабатывать стволы деревьев острым камнем и огнем, человек положил начало развитию деревянных судов (весельных, парусных, колесных и, наконец, винтовых). Многие самые простые средства передвижения прошлого и ныне находят широкое применение в разных частях света: пироги, челны с балансиром (одним или двумя), китайские сампуны; всевозможные лодки (с килем, кожаные и т. п.) у коренного населения Африки, стран Латинской Америки и Южной Азии, а также на севере нашей страны и Канады. В Бразилии племена индейцев, живущие на берегах рек, используют для охоты, рыбной ловли и, как и издревле, в качестве средств передвижения на воде пироги, выдолбленные из цельных стволов дерева; на острове Пасхи, в Перу - лодки из камыша. С незапамятных времен в лодках устанавливали и паруса (из кожи или сплетенные из тростника). 
       Первые суда из папируса, построенные более 6 тыс. лет назад, были найдены в Египте. Там же на надгробной доске, выполненной примерно за 2,4 тыс. лет до н. э., “расшифровано” изображение двух лодок: одна передвигалась при помощи весел, укрепленных на бортах, другая - с помощью сидевших гребцов с веслами в руках. 
       Когда человек научился делать лодки из стволов деревьев, тогда же, очевидно, возникли и прототипы весел для каноэ и байдарок. Если на мелководье человеку удавалось обходиться шестом, то на глубокой воде и при волнах он мог управлять лодкой лишь в положении “сидя” грести коротким веслом с одного борта (как на каноэ). В то же время на узких лодках можно было работать веслами с обоих бортов (тогда и появилось двухлопастное байдарочное весло). 
Английский археолог сэр Чарльз Вуллей при раскопках могилы шумерского царя обнаружил (примерно 60 лет назад) серебряную лодку-каноэ. Согласно описанию это каноэ около 6 тыс., лет назад было подарено правителю для поездки на реке “в царство мертвых”. 
      В Праге хранится челн, которому примерно 2 - 3 тыс. лет. Послевоенные раскопки в Воронежской и Вологодской областях показали, что славянские племена более чем за 2 тыс. лет до н. э. применяли многоместные челны. На берегу Дона на дне оврага около деревни Щучье Воронежской области нашли выдолбленный из дуба челн, в котором могли разместиться 8 - 10 чел. Его “возраст” - 4 тыс. лет. 
      В арктических районах, бедных деревьями, и сейчас используют лодки из кожи животных. Так, эскимосы изготовляют лодки из тюленьих шкур (натягивают шкуру на раму из костей или из выброшенных на берег деревянных брусков). Байдарки для 1 - 3 чел., зашитые сверху поясным передником гребца, использовали главным образом для охоты.

       На лодках-каяках с плоским дном гребли, как правило, женщины. Многоместные, с однолопастными веслами, такие лодки служили прежде всего транспортными средствами или использовались в охоте на китов. Оба типа лодок были распространены в районах от Восточной Сибири до Гренландии. 
В лесных районах Американского континента материалом для лодок служила кора елей, сосен или берез, а у ирокезов - кора ильмового дерева. Сшивая куски кожи или коры, можно было делать лодки многоместными. Первые сведения о лодках на севере Америки получены от французского путешественника Жака Картье, видевшего эти лодки в 1523. Длиной от 6,5 до 7,5 м, они перевозили до 500 кг грузов, или одновременно до 10 чел. Эти каноэ на веслах обеспечивали ловлю рыбы и охоту на крупных морских животных. В “Описании трудного и опасного морского путешествия капитана И. Мюнкена в 1619 - 1620 гг.” автор тоже рассказывает о лодках северных народностей. 
     В июне 1684 путешественник барон Ла Хонтен сообщал, что каноэ, которые он видел, имели длину от 3 до 9 м и перевозили от двух до 14 чел. В то же время они были настолько легкими, что их свободно переносили вдвоем. Длина лопасти весла составляла 54 см, ширина - 16 см, толщина - 0,6 см. 
В 1838 врач Э. Блашке, служивший на Аляске, объехал на трехлючной байдарке 22 алеутских селения на острове Уналашка. 
      К началу "1" в. из индейских каноэ и эскимосских каяков научились делать большие лодки для длительных перевозок и путешествий по водам Северной Америки и Канады. В то же время маленькие байдарки (каяки) эскимосов, чукчей или коряков, а также каноэ стали использовать в Англии (а несколько позже - в Германии и др. странах) для туристских походов и соревнований. Эти лодки получили название “гренландеры”, или “гренландцы”.

      Основные признаки, определяющие название “каяк” или “каноэ”, - одно- или двухлопастное весло, а также положение гребца: “сидя, лицом вперед” (в байдарке) или “стоя на колене” (в каноэ). Английское слово “саnое” происходит от испанского “саnоа” (“челнок”), в свою очередь заимствованного из языка карибских индейцев. 
      Большим пропагандистом этих лодок и основоположником нового вида спорта, заслужившего в конце концов признание во всем мире, стал живший в Лондоне шотландский юрист Джон Мак Грегор. В 1865 он, имея прототипом эскимосский каяк, спроектировал и построил для себя лодку, которую назвал “Роб-Рой”. Она была длиной 4,57 м и шириной 0,76 м. Обшивка - клинкерная, из дуба; палуба - из кедра. Параметры второй лодки Мак Грегора - 4,26 и 0,66 м. Владелец много путешествовал на ней по озерам и рекам Центральной Европы, о чем рассказал в книге “1000 миль на каноэ “Роб-Рой”. В последующие годы он описал и свои путешествия по Норвегии, Швеции, Дании, Северной Германии и Балтийскому морю, а также по реке Иордан, Красному морю и Суэцкому каналу. Эти путешествия получили международную известность и вызвали большой интерес. В 1866 Мак Грегор стал основателем первого в мире гребного клуба - Английского Королевского клуба любителей гребли на байдарках и каноэ. 
С 1874 клуб издает свой журнал - “Каноист”. В музее клуба хранится одна из лодок Мак Грегора. Практически именно эти лодки стали прототипами серии каяков, построенных во второй половине 19 в. в Великобритании, Скандинавии и Америки. И все они назывались “Роб-Рой-каноэ”". 
     Члены Королевского клуба каноэ много путешествовали как дипломаты, врачи, юристы, деловые люди или студенты, и многие из них брали с собой личные лодки. В ряде стран, где они побывали, в 60-е гг. возник интерес к новому виду гребли, а позже - к гребле как к новому виду спорта. В 1867 Наполеон III пригласил Мак Грегора посетить Париж и организовать (для популяризации гребли на каяках среди французской молодежи) регату на Сене, приурочив ее к Всемирной выставке. Гребля на академических судах в это время достигла в Центральной Европе уже значительного развития. Накопленный опыт спортивного судостроения способствовал и росту производства байдарок. 
В странах Скандинавии гребной спорт развивался не столь интенсивно, а постройка байдарок шла экспериментальным путем (в числе прочих соорудили даже лодку из специально обработанной бумаги; два молодых шведа прошли на этой лодке по Балтике до Берлина, а потом и до Франции). 
      Примерно в 1875 Английский королевский клуб построил четырехместную клинкерную байдарку типа “Роб-Рой” - предшественницу сегодняшних четверок. Англичанин Уорингтон Боден Пауэль предпринял на каноэ “Роб-Рой” длительное путешествие по Швеции, во время которого использовал при попутном ветре парус. Созданная им в 1876 лодка “Наутилус-8” для хождения под парусом стала прародительницей парусных спортивных байдарок. 
      Организованный в 1871 Нью-Йоркский каноэ-клуб вначале использовал привезенные из Англии каноэ “Роб-Рой”, но затем перешел на совершенствованные типы канадских каноэ и начал специализироваться в гребле однолопастным веслом на них, а также использовать их как парусные. 
      Примерно с 1880 все больше канадских каноэ стали проникать в Европу, где они нашли широкое применение (в Англии и Франции, а позднее в Чехословакии и Германии) не только для путешествий, но и просто для прогулок по рекам и озерам. 
Французский каноэ-клуб, организованный в начале XX в., стал одним из центров развития туризма на байдарках и каноэ, чему в немалой степени способствовало появление складной байдарки. 
      Самое древнее упоминание о складных кожаных лодках - в сообщении греческого историка Геродота (5-е столетие до н. э.). Первое в наше время известие о складной лодке зафиксировано в Веймарне (Германия) в 1651.

    Развитию водного туризма способствовало появление разных проектов складных лодок. К числу известных образцов таких лодок относятся трехместная “Огиоо” и портативные английские лодки судоверфи “Бартон”. В 1897 немецкий студент Альфред Хеурлих соорудил первую складную лодку (“Дельфин”) и, усовершенствовав ее, в 1905 прошел на веслах по реке Изар до Мюнхена, где продал чертежи своего “детища” портному Иогану Клеперу из Розенхейма. Новый владелец тоже много времени потратил на дальнейшую рационализацию лодки. 
      Только с 1907 последний образец складной лодки начал почти 60-летнее триумфальное шествие по водоемам Европы как разборная байдарка для путешествий. Длина этой лодки - 4,3 м, ширина - 0,5 м. Складная рама и непромокаемая обшивка укладывались в 3 рюкзака, что делало лодку вполне транспортабельной. 
Рост числа хороших лодок способствовал организации и проведению соревнований на них. Первое письменное сообщение о соревнованиях относится к 1300 (в Венеции для гондольеров). Есть и сообщения о первой регате на Темзе (1775), о первых состязаниях в Америке (1811).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ 

      Как средство передвижения по воде байдарки и каноэ верой и правдой служили человечеству с незапамятных времен. Байдарки как эскимосские лодки - каяки, а каноэ - индейские пироги. Но лишь в начале 20 века люди использовали своеобразную форму этих лодок с одним веслом для развития нового вида гребного спорта. Так, в Европе возникли лодки нового типа - появились байдарки с веслом, имеющим две лопасти, и каноэ с веслом, имеющим одну лопасть. 
Но как вид спорта "безуключенная гребля" зародилась в самом конце 18 века, когда во многих странах Европы появилось множество гребных баз по берегам рек и озер. Эти клубы, служившие местом загородного отдыха на воде, сначала начали организовывать продолжительные туристские многодневные походы на лодках, а потом и соревнования в гонках на скорость.

     Соревнования на байдарках и каноэ имеют более позднюю историю. В 1867 Английский королевский каноэ-клуб организовал первую байдарочную регату, а в 1874 установил призы для победителей ежегодных гребных регат на “Кубок вызова” и соревнований на парусных каноэ. Вместе с призом Нью-йоркского каноэ-клуба эти призы - самые “старые” спортивные награды в мире. 
      В 1870 некий Герберт Клинтц со спутниками из Кельна совершил круиз на “Роб-Роях” и в 1876 организовал в Бадэмсе соревнование на этих лодках. Во время соревнований на академических лодках в Лютахе на реке Маас (1877) Г. Клинтц вместе с доктором Петеном в присутствии короля Бельгии Леопольда принял участие в специальном заезде на гоночных байдарках “Перисуар” (каяк-одиночка типа "Шарпи"). 
      К 1885 соревнования на байдарках во многих частях Европы, где к тому времени были открыты гребные клубы, приняли форму официальных регат. Кроме названных клубов Англии и Америки были организованы гребные клубы в Германии - в Бреслау (1876), Бонне и Ганновере (1885), Берлине и Любеке (1886). Правда, вскоре они прекратили существование. Функционировали клубы гребцов в Швеции (с 1900), Франции (с 1904), яхт-клуб в Праге (с 1908) и др. 
      В России первый гребной клуб организовали жители прибрежной полосы Невы в Петербурге, занимавшиеся с 1858 в кружке любителей гребли “Моряк на все руки”. В 1860 этот кружок получил официальный устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, в котором развивали греблю на академических и народных судах и на байдарках. 
      Специфика развития байдарочной гребли в России (а затем и в СССР) заключалась в параллельности с развитием так называемой народной гребли (на шлюпках и полугичках, постройка которых начинается с 60-х гг. в Петербурге). Речной яхт-клуб почти ежегодно проводил соревнования на Неве и в ее дельте на Средней Невке. В первых таких соревнованиях - 31 июля 1860 - участвовали прототипы байдарок - “водные лыжи”, на которых гребли, сидя на возвышении, длинным байдарочным веслом. Деревянные байдарки клинкерной постройки впервые участвовали в этих соревнованиях в 1871 (среди мужчин). С 1885 в заездах стали стартовать и женщины. Список победителей заездов на байдарках (18 июля 1871; дистанция - около 400 саженей, с двумя поворотами) открыл член яхт-клуба Марков-второй (7.59). 
      Требования иметь свою лодку, обязательная рекомендация для вступления в клуб и отсутствие у простого люда времени для занятий резко сужали контингент гребцов. Соревнования между командами городов почти не проводились. В 1874 состоялись два похода на байдарках по Финскому заливу. 
      В 1908 по инициативе Петербургского и Московского клубов организовали Всероссийский союз гребных обществ, объединив в нем большинство гребных клубов страны. 
      Надолго задержали дальнейшее развитие отечественного гребного спорта первая мировая и гражданская войны. Но как только войны закончились, жизнь на гребных трассах стала возрождаться. 
На Европейском континенте возобновилась деятельность гребных клубов. В большинстве стран спортивными делами руководили выборные национальные союзы или ассоциации. 
      Организованная в 1887 Британская ассоциация активно работала до 1915, после чего в ее деятельности наступил... 18-летний перерыв. Лишь в 1933 ассоциация возобновила работу, а в 1936 была преобразована в Британский каноэ-союз. 
Еще в 1880 была организована Американская ассоциация каноэ, которая активно способствовала развитию гребли. В 1881 она издала журнал “Американский каноист”. 
      В Канаде национальная ассоциация начала действовать в 1900, в Швеции - в 1904, в Германии - в 1914. В Чехословакии в 1913 организовали Союз каноистов и водных туристов. Национальные объединения гребцов были созданы в Швейцарии (1925), в Австрии и Дании (1926), в Польше (1928), в Финляндии, Франции и Люксембурге (1932), в Нидерландах (1933), в Бельгии и Норвегии (1934), в Италии (1936), в Румынии (1937), в Японии (1938) и др. странах. До 1923 связи между этими объединениями были эпизодическими, и до регулярных международных регат дело не доходило. В июле 1923 гребцы ряда стран получили приглашение на Шведские игры в Гетеборге. Представители приглашенных ассоциаций решили провести международную конференцию, чтобы обсудить пути дальнейшего развития гребли на байдарках и каноэ. Представители Дании, Германии, Австрии и Швеции образовали рабочий комитет под председательством президента Шведской ассоциации Фритьофа Сантессона. 
     19 - 20 января 1924 по приглашению Датской ассоциации комитет собрался в Копенгагене на первое заседание. Не смог приехать представитель США. По предложению Шведской ассоциации было принято решение назвать новую международную организацию Международным представительством для каноистов (сокращенно - ИРК). В качестве основных целей своей деятельности ИРК определило установление связей между ассоциациями разных стран, организацию международных соревнований, пропаганду вида спорта и международного водного туризма, Как образец лодки международного класса члены комитета утвердили шведскую гоночную байдарку (К-1) длиной не более 5,2 м и шириной не менее 0,51 м. Предложенные размеры каноэ предстояло утвердить после консультации с Американской ассоциацией каноэ (АКА). Официальными гоночными дистанциями стали (по реш.ИРК) трассы длиной свыше 1500 м, а также 10000 м. 
      В 1932 на место умершего президента ИРК Ф. Рейнике избрали председателя Немецкой ассоциации д-ра Макса Эккерта. 
     Основным направлением деятельности ИРК и национальных ассоциаций на ближайшие 5 лет стало стремление включить греблю на байдарках и каноэ в программу предстоявших Олимпийских игр. Учитывая, что показательные заезды, проведенные на VIII Играх (1924), члены МОК встретили благожелательно, ИРК (в лице ее нового президента) вело переговоры с членами МОК и докладывало конгрессу МОК о состоянии и развитии гребли на байдарках и каноэ на континентах. 
В процессе подготовки выхода байдарочников и каноистов на олимпийскую арену необходимо было решить ряд вопросов, в частности определить программу соревнований и контингент стран- участниц (из числа членов ИРК). 
     Если в Европе классы лодок частично были уже определены, то в АСА этот вопрос оставался открытым. В Америке использовали главным образом канадские каноэ, напоминавшие европейские гоночные байдарки, но без палубы сверху. Назывались они “Пинат” и имели примерно такую же скорость, как байдарки. Грести на них можно было как одно, так и двухлопастными веслами. 
После переговоров с представителями Американской и Канадской ассоциаций было решено рекомендовать всем странам принять европейские К-1 и К-2 как байдарки с двухлопастным веслом, а канадские каноэ использовать для гребли только однолопастным. 
     По предложению М. Эккерта участники венского конгресса ИРК решили, что очередные международные соревнования (в 1933 в Праге) пройдут как первое первенство Европы в шести классах лодок - К-1 у женщин и мужчин, С-1, 0-2, Ф-1 и Ф-2. Дистанцию для женщин, исходя из условий водоема (р. Влтава), утвердили равной 600 м, а для мужчин - 1000 и 10000 -м. Первому официальному первенству Европы предшествовал ряд регат под флагом ИРК. Первая из них прошла в Гамбурге в июле 1924. ”вед М. Карлссон стал первым чемпионом ИРК в гонках на байдарке- одиночке (1500 м - 7.59,6). Через несколько дней, выступая на международных соревнованиях в Травемюнде (Германия), он занял 1-е место и на дистанции 10000 м. В этой регате впервые участвовали каноисты Чехословакии. Однако, не имея опыта, они проиграли хозяевам, которые уже ходили на каноэ в условиях соревнований. 
    Следующий старт - в мае 1925 в Праге, с участием шведов, немцев, австрийцев и чехов - был приурочен к очередному Олимпийскому конгрессу. Как и показательные соревнования на Олимпиаде в Париже, он вызвал интерес у конгрессменов. Ряд регат проводился ежегодно в разных странах, в том числе и в Америке, где в 1930 прошли соревнования на разборных лодках (Ф-1 и Ф-2) вокруг острова Манхаттан. 
     Во всех соревнованиях до I ОИ шло опробование разных типов и классов лодок. Уже к 1924 в Германии появляются байдарки- двойки, тройки и четверки. В мае того же года на соревнованиях в Кельне были показаны К-4 для женщин (длина - 8,2 м) и К-6 для мужчин (11,2 м); по аналогии с академической восьмеркой появилась К-8 с поднятым на корме сиденьем для рулевого. Длина этой лодки составила 15,5 м, ширина - 0,7 м. Полутора километровую дистанцию лодка проходила за 2.57. Все эти лодки имели (как и академические суда) закругленную конструкцию. В 60-е гг. эти восьмерки еще использовали на национальных соревнованиях в Румынии. 
     В Швеции и позже в Германии строили суда по прототипу эскимосских. За К-1 последовали К-2 и К-4, параметры которых были близки к современным. 
Лодки разных конструкций, построенные в разных странах, на соревнованиях как бы сравнивались. В 1922 в Германии (в Халле) прошла первая международная встреча. Годом позже гребцы нескольких стран участвовали в Шведских играх в Гетеборге. Немецкие спортсмены, проиграв хозяевам воды, ссылались на “тяжеловесность” судов (по сравнению с лодками шведов). Дальнейшие соревнования проводились уже под эгидой ИРК. 
Экспериментальные исследования и “боевая” проверка качества и скорости хода лодок в международных стартах облегчили отбор лодок международного класса для первого первенства Европы, для ОИ 1936 и чемпионата мира в Ваксхольме (Швеция). 
      Первенство Европы 1933 позволило сравнить не только лодки, но и силы национальных сборных. Опередив соперников из 14 стран, победу праздновали гребцы Германии), и были удостоены 4 золотых наград в гонках байдарочников) и чехословацкие спортсмены, преуспевшие в заездах на каноэ. Чемпионом континента стал австриец Грегор Храдецки. 
В том же году ИРК вошло в число членов МОК. Однако вопрос о включении гребли на байдарках и каноэ в программу ОИ решился только год спустя (на конгрессе МОК в Афинах). 
     Соотношение сил, аналогичное сложившемуся на первенстве Европы 1933, сохранилось и на "1 ОИ. В неофициальном командном зачете шестерку сильнейших из 19 стран-участниц составили Австрия, Германия, Чехословакия, Нидерланды, Канада и Швеция. Наилучших результатов в гребле на байдарках добились австрийцы, немцы и шведы. Двукратным чемпионом Игр стал Г. Храдецки. На каноэ самыми искусными оказались спортсмены Чехословакии и Канады, где этот вид спорта приобрел столь большую популярность, что стал национальным. "Хорошую техническую подготовку показали не только гонщики, но и участники парада: 26 спортсменов продемонстрировали “эскимосский” (одновременный) переворот на воде. Официальные заезды дополнила показательная гонка мужских байдарок-четверок. 
Первая олимпийская регата байдарочников и каноистов (8 - 10 августа 1936 в Грюнау) повысила авторитет этого вида спорта в мире, что способствовало увеличению числа стран, развивающих греблю на байдарках и каноэ. 
      Состоявшийся в дни Олимпиады-36 конгресс ИРК принял решение провести следующую регату - в Ваксхольме - как 1 чемпионат мира. В программу стартов вошли гонки женщин на К-1 и К-2, а также мужчин на К-2 на 10000 м. Сложившегося соотношения сил эти соревнования с участием гребцов 14 стран не изменили. 
Следующий олимпийский старт запланировали в Японии, первенство Европы - в Латвии (к тому времени ставшей членом ИРК), а чемпионат мира 1942 - на Августовских озерах Польши. Однако все эти планы нарушили столкновение Японии с Китаем и начатая фашистским правительством Германии вторая мировая война. 
За почти 20-летний период деятельности ИРК выросло в солидную международную организацию, состоявшую к этому времени уже из 24 национальных ассоциаций. Кроме гонок ИРК проводило соревнования по слалому и спуску на К и С на “дикой” воде горных рек с сильным течением и соревнования парусных каноэ, много внимания уделяло развитию международного водного туризма. 
Значительно расширилось число гребных клубов и выросло число членов в них: в конце 40-х гг. (по данным, доложенным на конгрессе ИРК в Ваксхольме) в Бельгии в 49 клубах насчитывалось ~ 800 гребцов, в Польше в 170 - 7000, в Дании в 41 - 1500, в Финляндии в 26 - 1800, в Швейцарии в 16 - 700, - Норвегии в Англии в 5 - 1000. В Швеции армия поклонников гребли на байдарках и каноэ составляла 6000 чел., а в Чехословакии - 2800 (в том числе 500 юниоров). Укрепилась связь ИРК с Американской и Канадской ассоциациями (представителя США включили даже в члены бюро ИРК). 
      Советские гребцы до 1950 не имели выхода на международную арену и контакта с коллегами из других стран, поэтому всецело опирались лишь на собственные силы. 
     С первых дней Советской власти Коммунистическая партия придавала большое значение внедрению физкультуры в жизнь народа. В годы гражданской войны руководство спортом было возложено на организации Всевобуча. После V съезда РКСМ в спорт пришло много комсомольцев. С 1923 все гребные базы были переданы профсоюзам. 1918 - 1930 можно считать периодом становления советского гребного спорта, превращения народной и байдарочной гребли в массовые виды спорта, чему немало способствовало создание ДСО. Гребные базы профсоюзов металлистов, дерево отделочников и печатников в Ленинграде, железнодорожников в Днепропетровске, судостроителей в Николаеве и др. широко открыли двери для молодежи. 
     В 1924 - 1928 начинается усиленное строительство и восстановление гребных баз в прибрежных городах, в результате чего только в Ленинграде число гребных клубов за эти годы возросло до 19. В начале 30-х гг. в Ленинграде, Горьком, Николаеве, Саратове, Киеве, Иркутске и др. городах наладили строительство судов для народной гребли - шлюпок и полугичек, а также байдарок типа “Торпеда” (клинкерной постройки). Трудящаяся молодежь получила возможность в свободное время обучаться гребле в специально оборудованных клубах. 
     Соревнования по гребле на байдарках, как и раньше, проходили одновременно с гонками на народных лодках, что позволило после нескольких лет внутригородских и междугородных соревнований включить греблю в программу 1 Всесоюзной спартакиады (1928). 
     В общем зачете соревнования, прошедшие в Ленинграде, принесли победу хозяевам воды; за ними финишировали гребцы Центрально- то промышленного района, Украины, Северного Кавказа и Москвы. 
     Всесоюзная спартакиада стала мощным стимулом для дальнейшего роста рядов приверженцев гребного спорта. Рост массовости привел и к заметным качественным сдвигам: намного больше стало в стране квалифицированных гребцов, выше - результаты команд, меньшим - разрыв между лидерами (москвичами и ленинградцами), середниками и аутсайдерами. 
     Так, если первое первенство профсоюзов (1932) выиграли гребцы Ленинграда, то уже через 2 года (на 2-м чемпионате СССР) лидерские позиции перешли к гребцам Свердловска. На первенстве СССР 1936 ленинградцам удался реванш (они опередили горьковчан, днепропетровцев, сталинградцев и киевлян). 2-е и особенно 3-е первенства ВЦСПС были настолько массовыми, что все участвовавшие в них общества в 1939 пришлось разделять (по силам) на две подгруппы. Среди 17 команд победили ленинградские “Пищевик” и “Строитель”. 
     В этот период любители гребли проводили много походов по внутренним водоемам. Широкую известность получил поход колхозников Туркмении на таймунах из Красноводска в Москву в 1939. Приобщение многих людей к гребле на разных судах сыграло положительную роль при форсировании водных преград в годы Великой Отечественной войны. 
     Как только отгремели залпы второй мировой войны, встали вопросы о возрождении гребли, о скорейшем восстановлении инвентаря и лодочных баз, о возобновлении соревнований и о разработке новой организационной структуры советского гребного спорта, а главное - о привлечении новых кадров к занятиям греблей на байдарках и каноэ. 
     Вице-президент ИРК швед И. Ашир пригласил представителей национальных ассоциаций прибыть 7 - 10 июля 1946 на организационный конгресс в Стокгольм. К общему удивлению, приняли это приглашение представители 12 европейских стран - Бельгии, Великобритании, Дании, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, а также присоединившие к ним свой голос США. 
     Конгрессмены решили переименовать ИРК в Международную федерацию каноэ (ИКФ), а официальным языком федерации считать английский. 
     Представленные на конгрессе 12 стран были приняты в члены новой федерации, с тем, что остальные будут приниматься согласно параграфу 6 устава ИКФ. Новым президентом федерации делегаты избрали И. Ашира. Штаб-квартиру ИКФ утвердили в Стокгольме. В ходе обсуждения программы ОИ в Великобритании на заседании бюро в октябре 1947 в Стокгольме не было единодушия. Одновременно с олимпийской программой разработали программу очередного чемпионата мира, которая (в соответствии с ранее утвержденным порядком) должна была состоять из заездов, не включенных в олимпийскую регату. Кроме того, обсуждали вопросы арбитража на соревнованиях и правила регат (до 1948 включительно). 
     Первые после войны ОИ (в Лондоне) подтвердили преимущество скандинавов в байдарке и чехословацких гребцов в каноэ. Впервые 2 золотые медали получил ставший после этого “королем байдарочников” швед Г. Фредрикссон, а американцы завоевали “золото” и “серебро” на каноэ-двойке. На проходившем в эти дни конгрессе ИКФ были организованы гоночный и др. специальные комитеты. 
“Межолимпийский” чемпионат мира в Стокгольме ситуацию в целом не изменил, а в олимпийском "ельсинки-52 к странам-победительницам “присоединилась” Финляндия, уверенно потеснив шведов и чехословацких гребцов. 
     К олимпийским стартам в столице Финляндии допустили немецких гребцов, которые в 1946 - 1949 восстановили региональные комитеты и избрали национальный комитет (ФРГ). Одновременно была организована и секция каноэ Немецкой спортивной комиссии ГДР. 
     Через год после того как их просьбу о приеме в ряды международного содружества отклонили на заседании бюро ИКФ в 1951 с учетом того, что оба немецких государства были приняты в число членов МОК, гребцов ГДР и ФРГ допустили к раздельному участию в XV ОИ. 
     Команда советских гребцов, дебютировавшая на Играх 1952, не смогла добиться успехов, хотя в споре женских байдарок Н. Савина завоевала бронзовую медаль, а экипаж каноэ-двойки занял 4-е место в гонке на 10000 м. На этих ОИ в первый раз были размечены белыми, красными и синими буями гоночные дорожки. 
На 17 чемпионате мира в Маконе (Франция) впервые во весь голос заявили о себе гребцы Венгрии, накопившие к этому времени сравнительно большую соревновательную практику. Хотя официально командой они впервые выступили на ОИ в Берлине, еще в 1888 в Цюрихе Я. Шерени участвовал в соревнованиях и был членом 
Цюрихского гребного клуба, а в 1894 Е. Тибор на таких же соревнованиях победил. Большого успеха добились гребцы ФРГ, сумевшие занять 2-е место в общекомандном зачете. Как всегда, хорошо выступив на каноэ, третьими стали чехословацкие спортсмены. Советские гребцы в этих соревнованиях не участвовали. На заседании конгресса ИКФ немецкий язык снова признали официальным в федерации. С этого года стал регулярно выходить - под редакцией ". Гелена (Великобритания), а позже - ". Веспера (ФРГ) - печатный Бюллетень ИКФ. 
     Большой неожиданностью для всех участников Олимпиады в Мельбурне-56 стало 1-е место наших гребцов в неофициальном командном зачете. Скачок с 10-го места в 1952 на 1-е (2 золотые медали, 8 серебряные и 2 бронзовые вместо 1 бронзовой четырьмя годами ранее) - результат настойчивой плодотворной работы тренерского состава (И. И. Рогачева, Г. М. Краснопевцева, Н. В. Савина), а также Всесоюзной секции гребли на байдарках и каноэ под председательством В. Н. Лукатина. 
Последующие призовые места заняли сборные Венгрии и объединенной германской команды, особенно хорошо выступившей в заездах байдарок. На 4-е место впервые вышли спортсмены Румынии (3 золотые медали из четырех в гребле на каноэ). Продолжил победное олимпийское шествие Г. Фредрикссон, снова выигравший обе гонки на байдарке-одиночке (на 1000 и 10 000 м). 
     После 1956 по предложению ряда национальных ассоциаций был установлен (и выдерживался больше 10 лет) твердый календарь: в послеолимпийский год - смотр сил континента, на следующий - мировое первенство и т. д. 
     После XVI ОИ советская команда убедительно доказала свою силу, став первой в чемпионате Европы на гребном канале в Генте. 4 золотые медали завоевал белорусский гребец В. Наумов на байдарке-одиночке. Впервые чемпионами Европы стали А. Силаев и П. Харин в каноэ-двойке, М. Каалесте и А. Демитков в байдарке- двойке и др. 
      В 1958 сборная СССР блестяще дебютировала на чемпионате мира в Праге. В то время соревнования на первенство мира проводились, как и ОИ, раз в 4 года и потому тоже были очень престижны (тем более что на них разыгрываются официальные призы за общекомандные успехи по всей программе и отдельно за победу в гребле на байдарках и в состязаниях на каноэ). 
В крайне напряженном споре советские гребцы выиграли 2 очка у сборной Венгрии в общем зачете и стали лучшими среди каноистов. Слабее выступили мужчины на байдарках. Повторный выигрыш в женских К-1 и К-2 показал и надежность резерва на этом “участке” второе место (после Е. Дементьевой) заняла москвичка А. Середина. 
     Хорошо зарекомендовала себя польская двойка - С. Капланяк и В. Зелинский (выиграла “золото” на 500 м). 
В заезде байдарок-одиночек на 10000 м произошел редкий случай. Победители на дистанции 1000 м - Ф. Бриль (ФРГ) и Ф. Хатлацки (Венгрия) - в таком же порядке заканчивали (на следующий день) и стайерскую дистанцию. На последней прямой неожиданно хлынул проливной дождь такой силы, что оба прошли створ: финиша не между буями, как положено, а ... справа - вне дистанции. Непогода заглушила крики зрителей, “советовавших” лидерам вернуться и пройти створ. За нарушение правил обоих дисквалифицировали, а чемпионом мира стал ... пришедший на финиш третьим Т. Стремберг (Финляндия). 
Три из четырех заездов на каноэ оказались победными для советских спортсменов: 2 золотых медалей в гонках каноэ-одиночек был удостоен Г. Бухарин, а чемпион Европы А. Силаев в паре с С. Ощепковым превзошли всех в искусстве управления С-2 на 10- ,километровой дистанции. 
      В 1959 и 1961 попеременно выигрывали все крупнейшие регаты венгерские и советские гребцы. Без перерывов, побеждая среди женщин и в гонках на каноэ, в Дуйсбурге (1959) сборная СССР уступила пальму первенства общекомандного первенства, поскольку слабо выступили наши байдарочники-мужчины (3-е место - после ФРГ. Отрыв от первых - венгров - 66 очков). 
В Познани (1961) наши мужчины на байдарках, хотя и остались третьими, но уступили лидеру намного меньше - только 36 очков. Появление в сборной Венгрии таких талантов, как И. Шелеси, Л. Киш, Л. Ковач, Д. Месарош, Л. Фабиан, Я. Парти, и др. - заслуга прежде всего старшего тренера национальной сборной И. Гранека. На ОИ в Риме (1960) спор СССР - Венгрия продолжился. Разница опять составила всего 2 очка в пользу советских гребцов. Остальные страны отстали на 12 очков и больше. 3-е место разделили команда Дании (в ее рядах именно тогда дебютировал знаменитый впоследствии Эрик Хансен) и ОГК (эта команда, созданная по решению МОК в середине 50-х гг., должна была выступать на ОИ как сборная ФРГ и ГДР. В 1960 впервые в состав эстафетного квартета вошли 2 спортсмена из ГДР). Сильные гребцы появились в сборной Румынии. На Олимпиаде-60 последнее “золотое” слово сказал легендарный Фредрикссон (в составе байдарки-двойки на 1000 м). Всего в 1948 - 1960 успехи “короля байдарочников” отмечены 6 золотыми олимпийскими наградами (в т. ч. 5 - в байдарке- одиночке), серебряной и бронзовой. На озере Альбано близ Рима установили новую систему разметки гоночных дорожек, и до сих пор называемую “альбано”. 
     Очередной чемпионат мира должен был состояться в 1962 в ФРГ. Однако отказ организаторов гарантировать равные условия для всех к-д (и прежде всего для гребцов ГДР), соблюдение общепринятой церемонии подъема флагов при награждении победителей заездов и исполнение национальных гимнов стран, которые представляют победители, вынудили спортсменов социалистических стран отказаться от участия в этой регате. В результате чемпионат мира отменили. Его медали были разыграны в процессе соревнований, состоявшихся 23 - 25 августа в г. Яйце (Югославия) как “Ч11 чемпионат Европы и экстраординарный чемпионат мира”. Победители заездов - европейские гребцы одновременно получили звания чемпионов континента и мира 1963. Удвоенная престижность соревнований вызвала ужесточение конкуренции в каждом заезде. Лишь 6,05 с (!) уступила советская женская байдарка-двойка спортсменкам ФРГ; 0,02 с (И) выиграл Э. Хансен у А. Вернеску и всего 0,01 с (!!!) проиграли ставшей чемпионом в эстафете сборной Румынии гребцы СССР. 5-е место наших мужчин на байдарках и 2-е - каноистов предрешили общую победу румынской “эскадры”. Слабо выступили на сей раз венгерские гребцы - 5-е место (3-е и 4-е заняли - соответственно - быстро прогрессировавшие гребцы ФРГ и ГДР). 
На XVII ОИ история повторилась. Несмотря на то что новая “звезда” сборной СССР - Л. Хведосюк, выпестованная тренером К. В. Савиным, уверенно поддержала в Токио победные традиции Дементьевой и Серединой (выиграла у румынских и американских спортсменок почти 3 с), мужчины-байдарочники опять “провалились” заняли только 5-е место. Общий итог - сборная СССР в целом уступила 2 очка гребцам ОГК. 
Полоса неудач нашей команды не закончилась и на очередном чемпионате Европы (на озере Снагов в Румынии), хотя девушки во главе с Хведосюк в сложных условиях ни в одной из пяти стартовавших лодок не опустились ниже 2-го места. 
А вот мужчины на байдарках выступили плохо: не принесли ни очка на одиночке и двойке в гонках на 1000 м и в спринте; только девятыми финишировали в двойке на 10 000 м - в общем, “растеряли” 44 очка. Набранных же хватило только для 4-го места. Каноисты стали первыми, но с отрывом лишь в 2 очка. В общем зачете первенствовала команда Румынии с перевесом в 10 очков. 
      Учитывая трехлетние проигрыши советской сборной в общекомандном зачете (главным образом из-за плохой подготовленности байдарочников), тренеры значительно увеличили нагрузки в процессе подготовки к новым ответственным стартам. Более чем на 15% возросли общий объем и. интенсивность тренировок. Особое внимание стали уделять селекции гребцов и совершенствованию методики подготовки главный тренер сборной СССР А. П. Силаев и тренер байдарочников И. И. Писарев. Результаты не замедлили улучшиться. 
    В 1966 (на чемпионате мира в Берлине) и в 1967 (на первенстве Европы в Дуйсбурге) сборная СССР в каждом виде гребли и, естественно, в общем зачете добилась наилучших показателей. 18 очков в 1966 и 51 - в 1967 удалось отыграть у команд, ставших вторыми. Оба раза первенствовали наши девушки. Золотым стал дебют А. Шапаренко - гребца экстракласса, победившего в 1966 в гонках на 1000 м на байдарках (одиночке и двойке). Впервые праздновала победу на дистанции 10 000 м и советская четверка (с загребным Н. Чужиковым). 
Отличные каноисты появились в ФРГ (Д. Леве) и в Венгрии (Т. Вихман). Гребцы ФРГ и ГДР, выступавшие уже отдельными командами, в общем зачете стали несколько слабее. 
     На ОИ в Мексике (1968) одним из основных условий, определявших подготовленность спортсменов, было умение работать с максимальным напряжением сил на высоте 2235 м над уровнем моря. Особые трудности в этой обстановке выпали на представителей видов спорта, требующих умения проявлять выносливость. 
Советская команда в этом отношении была подготовлена хорошо. Тренировки на озере Иссык-Куль и в горах Армении дали возможность не испытывать больших затруднений в условиях недостатка кислорода. Выиграли “золото” Хведосюк, Шапаренко, В. Морозов-1. Несколько хуже пошли дела на каноэ (два 3-х места “поставили” нашу “полу эскадру” на общее 2-е место: проиграно было 4 очка сборной Венгрии). Однако в целом советская команда перед последним видом программы (гонкой четверок на 10 000 м) выигрывала 2 очка, а сильный состав нашего квартета давал основание предполагать, что даже в наихудшем случае дальше 3-го места сборная СССР в этом заезде не опустится. Однако невнимательность при подготовке лодки к полуфинальному заезду привела к тому, что на середине дистанции лопнул рулевой трос, и... Прощайте все надежды даже на выход в финал (не говоря уже о большем)! Второй раз подряд олимпийская регата окончилась проигрышем (на этот раз сопернику традиционному - гребцам Венгрии). Слабее обычного выступили румынские байдарочники (только одна серебряная награда). 
     Многолетние успехи советских байдарочников и каноистов в крупнейших соревнованиях и международный авторитет наших представителей, подкрепленный активной работой делегатов ССГР и ИКФ, послужили веским основанием для проведения очередного, первенства Европы в Советском Союзе. Местом выяснения расстановки сил на континенте стала акватория Химкинского водохранилища. 
После ОИ-68 полностью обновился состав женской сборной СССР. Л. Середина перешла на тренерскую работу. Под ее руководством талантливая молодая поросль советской сборной выиграла все три дисциплины. После долгого перерыва (с 1957) нашим байдарочникам снова удалось занять лидирующее положение в гонках одиночек: на 500 м победил молодой А. Тищенко, на 10 000 м - В. Царёв. 
      Через 4 года после предыдущего успеха вернула себе “золото” четверка ГДР на дистанции 1000 м. У каноистов три заезда из четырех выиграли венгры. В общекомандной “табели о рангах” первая строка - за советскими спортсменами. 
Проведение чемпионата Европы в Москве способствовало значительному росту в СССР числа занимающихся греблей, что стало одной из причин беспроигрышного десятилетия нашей сборной в регатах на Большой воде многих стран. 
В связи с увеличением числа стран-участниц со всех континентов 
и чемпионатах мира ИКФ решила с 1970 проводить ежегодно только мировые первенства. Таким образом, первенство Европы 1969 стало последним континентальным смотром сил. 
За 2 года до очередных ОИ победно вернулась на водную дорожку после рождения 'сына Л. Пинаева (Хведосюк). В Дании (на озере Багсверд) и в Югославии (на озере Савское) советская команда уверенно опережала всех на чемпионатах мира 1970 и 1971. 
В предолимпийском году программа соревнований расширилась за счет еще двух номеров у каноистов - спринта (500 м) на одиночках и двойках. Престижность гребли с одним веслом заметно повысилась. К сожалению, в то время как у наших байдарочников дела пошли на подъем, советские гребцы на каноэ стали переживать спад: в 1971 проиграли венгерским коллегам 7 очков. 
С 1970 ИКФ допускает в каждый заезд на мировых чемпионатах не более одной лодки от страны. 
      В этот период технической комиссии ИКФ пришлось решать ряд вопросов по унификации спортивного судостроения и смазки судов. 
Были выработаны действующие и по сей день стандартные нормативы строительства байдарок и каноэ, запрещена какая бы то ни было смазка лодок. 
На ОИ в Мюнхен съехалось рекордное для того времени число команд - 29. Борьба за успех была настолько острой, что венгерские и румынские гребцы разделили в общем зачете 2 - 3-е места, выборные ГДР и ФРГ - 4 - 5-е, а еще 4 команды - 6 - 9-е. Даже~ 2 “последних” зачетных очка оказались поделенными (между сборными Франции и США, занявшими 14 - 15-е места). 
Своеобразный “олимпийский рекорд” установили гребцы СССР: 6 побед в 7 финалах! Самым большим неудачником стал в сборной Советского Союза каноист В. Юрченко, занявший почетное для любого классного спортсмена 5-е место на каноэ-одиночке. Да и он проиграл на дистанции 1000 м лишь в силу недостаточной психической подготовленности к борьбе с весьма сильными соперника- 
мимногократными чемпионами мира и континента Т. Вихманом, И. Пацайкиным и Д. Лёве. 
В протоколах финальных заездов на каноэ впервые появились фамилии мексиканцев. 
Дебютировали на олимпийской воде-72 водные слаломисты (они соревновались на оборудованной дистанции в Аугсбурге). 
      Блестящая победа в олимпийском Мюнхене подтвердила правильность направления работы советской школы гребли на байдарках и каноэ. Число занимающихся этим видом спорта превысило у нас 50 тыс. чел. Их подготовкой руководили 2500 тренеров (в т. ч. свыше 1100 штатных, работавших в 900 коллективах физкультуры). 27,5 тыс. занимавшихся и 275 высококвалифицированных тренеров 
в ДЮС” - таким был тогда наш резерв. С 1972 в стране ежегодно строили свыше 5000 байдарок и каноэ. Эти цифры позволяли рассчитывать на успехи и в ближайшие годы. 
     Четырехлетие после ОИ в Мюнхене характеризовалось стабильностью программы соревнований, расширением географии стран - членов ИКФ, усилением заинтересованности в успехе на чемпионатах мира не только в общем зачете (по всей программе), но и (прежде всего) в олимпийских номерах (в том числе в четырех дополнительных спринтерских: на байдарках и каноэ - одиночках и двойках). Увеличение числа олимпийских заездов до 11 без увеличения числа участников от каждой страны повысило зрелищность соревнований, а “заодно” и... нагрузки на спортсменов. 
     Все предолимпийские мировые чемпионаты (в Финляндии, Мексике и Югославии) выиграла советская “эскадра”. Основными ее конкурентами в каждой из главных регат были команды Венгрии 
и Румынии, а также постепенно набиравшая силу сборная ГДР (гребцы этой страны, считая основной для себя задачей участие в ОИ, и не выступали в заездах на 10000 м). 
     В Тампере подтвердили права на “золото” олимпийские чемпионы Мюнхена А. Шапаренко и И. Пацайкин; на дистанции 10000 м одержал победу В. Юрченко; впервые выиграла заезд на К-1 Н. Гопова. 1-е места завоевали Г. Чапо (Венгрия), а также его соотечественники, выступавшие на К-2 и К-4 (на 1000 и 10000 м). В итоге венгры оказались на позиции я 1 в этом виде гребли. Представители ГДР заняли в общем зачете 7-е место. 
Подготовку к главным стартам-74 в условиях высокогорья Мехико облегчал опыт ОИ 1968. Эти соревнования стали поворотным пунктом в истории женской гребли на байдарках: впервые (и как оказалось, всерьез и надолго) лидерство захватили представительницы ГДР во главе с А. Оде и Б. Кестер, победившие во всех трех заездах. Только за счет блестящего выступления каноистов (5 выигранных заездов из 6) советской команде удалось отстоять 1-е место (наши байдарочники в целом проиграли венгерским). Впервые завоевал “золото” на байдарке спортсмен Италии (О. Перри на 10000 м). 
В Белграде (1975) женская сборная СССР опять уступила спортсменкам ГДР. В остальном соотношение сил не изменилось.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Гребля на байдарках и каноэ