Гипокинезия,гиподинамия и их влияние на организм человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:31, реферат

Описание работы

Вследствие недостаточной активности возникает дефицит кислорода. Отрицательные последствие гиподинамии и гипокинезии проявляется так же сопротивляемости организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованого сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы.

Содержание

План 3
Введение 4
Глава 1. Физическая культура и спорт 6
1.1.Физическая культура и спорт. 6
1.2. Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека 8
1.3. Дозирование нагрузок в отдельных формах физического воспитания в течение дня, недели, года 11
1.3.1. Дозирование нагрузок на уроках физической культуры 11
1.4. Влияние недостаточной двигательной активности на организм человека 12
Глава 2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека. 15
2.1. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека 15
2.1.1. Понятия гипокинезия и гиподинамия 15
2.2. Гиподинамия 17
2.2.1. Последствия гиподинамии 17
2.2.2. Заболевания костно-мышечного аппарата 18
2.3. Гипокинезия 20
2.3.1. Феноменологическая картина гипокинезии 20
2.3.2. Гипокинезия на клеточном уровне 22
2.4. Потребление кислорода как биохимический критерий гиподинамии 25
Глава 3. Роль физической активности в сохранении здоровья 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Реферат по физре.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

      У юных спортсменов эти расстройства развиваются медленнее, но и у  них в результате гиподинамии  нарушается координация движений, появляются вегетативные дисфункции. Особенно пагубна  гиподинамия для детей. При недостаточной  двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения осанки и опорно-двигательной функции.

      Последние полмиллиона лет человек эволюционирует филетически, т. е. без изменений  в своей генетической программе. Между тем условия, в которых жили наши далекие предки, и условия, в которых живем мы, отличаются, прежде всего, требованиями к объему выполняемых движений. То, что было необходимо древним людям, стало ненужным современному человеку. Мы затрачиваем несравненно меньше физических сил, чтобы обеспечить собственное существование. Но закрепленная тысячелетиями в геноме человека норма двигательной активности не стала для него анахронизмом, ибо не просто при неизменном геноме освободиться от обусловленных им программ жизнедеятельности.

      Действительно, нормальное функционирование сердечнососудистой, дыхательной, гормональной и других систем организма тысячелетиями  развертывалось в условиях активной двигательной деятельности, и вдруг  на последнем 100-50-летнем отрезке эволюции условия жизни предлагают организму совершенно необычную при недостатке движений форму реализации сложившихся способов жизнедеятельности его органов и систем. Природа человека не прощает этого: появляются болезни гипокинезии. Их развитие связано с глубокими функциональными и структурными изменениями на уровне воспроизводства клеточных структур в цепи ДНК – РНК – белок.

2.3.2. Гипокинезия на  клеточном уровне

 

      Какими  механизмами порождаются видимые  невооруженным глазом расстройства физиологических функций при гипокинезии? Ответ на этот вопрос получен при исследовании внутриклеточных механизмов роста и развития организма.

      Многочисленные  экспериментальные факты свидетельствуют  о том, что гипокинезия для  теплокровных животных и человека является стрессорным агентом. Аварийная стресорная фаза экспериментальной гипокинезии продолжается с первых по пятые сутки. Для нее характерно резкое повышение продукции катехоламинов и глюкокортикоидов, преобладание катаболических процессов. Вес животных падает. Наиболее интенсивному разрушительному влиянию на этой стадии подвергается тимус вследствие миграции лимфоцитов, составляющих около 90% его клеточных популяций. Повышенная чувствительность лимфоцитов к стресс-гормонам может рассматриваться как главная причина их миграции и падения массы тимуса.

      В последующие 10 суток разрушительному  воздействию подвергаются селезенка  и печень. Практически неизменными  остаются полушария большого мозга. С 30-х по 60-е сутки гипокинезии  вес животных стабилизируется, но, как  показали исследования, останавливается нормальный физиологический рост.

      Содержание  нуклеиновых кислот в клетках  коррелирует с процессами роста  животных и его остановкой при  гипокинезии.

      Менее всего подвержен влиянию гипокинезии  головной мозг. В первые 10 дней гипокинезии в нем отмечается увеличение ДНК при сохранении исходного уровня РНК. Концентрация и общее содержание РНК в сердце снижается, что приводит к нарушению биосинтеза белка в миокарде. Отношение РНК/ДНК падает, следовательно, уменьшается и скорость транскрипции (считывания программы биосинтеза) с генетических матриц ДНК. В первые 20 суток гипокинезии падает и абсолютное содержание ДНК, начинаются деструктивные процессы в сердце.

      С 20-х по 30-е сутки содержание ДНК  в сердце растет. Этот рост связан с  ее увеличением в эндотелии и фибробластах сердца (60 % ДНК сердца находится в фибробластах и эндотелиальных клетках, 40% - в мышечных клетках – кардиомиоцитах). Известно, что количество мышечных клеток сердца с 20-х суток постнатального онтогенеза не увеличивается.

      С 30-х по 60-е сутки прироста содержания ДНК в сердце не происходит.

      Снижается плоидность кардиомиоцитов. В нормальных условиях жизнедеятельности число  кардиомиоцитов, имеющих более двух ядер, увеличивается. Следовательно, активность генетического аппарата клетки находится в тесной связи с интенсивностью ее функционирования, а гипокинезия выступает как фактор торможения биосинтеза. Особенно демонстративны эти изменения в скелетных мышцах: если при нормальном содержании животных количество РНК за 2 месяца увеличивается на 60 %, то при двухмесячной гипокинезии становится ниже нормы.

      Концентрация  нуклеиновых кислот в печени при  гипокинезии остается на уровне нормы, но снижается их абсолютное (т. е. на массу всего органа) содержание. В печеночной ткани наблюдаются дистрофические изменения, падает количество полиплоидных и делящихся клеток, т. е. клеток с увеличивающимся количеством ДНК, угнетается синтез матричной и рибосомальной РНК. Снижение общего количества ДНК – результат гибели части клеток печени.

      В тимусе и селезенке начиная с первых дней гипокинезии и до 20-х суток падает и концентрация, и общее содержание нуклеиновых кислот.

      Содержание  и скорость биосинтеза белковых структур клетки тесно связаны с изменениями  количества ДНК и РНК. В первые 20 дней гипокинезии отмечается преобладание катаболических процессов в клетках и тканях экспериментальных животных. Вследствие деструктивных изменений в клетках тимуса и печени, скелетных мышц, концентрация катепсина Д, фермента распадающихся тканевых белков, уже к третьим суткам гипокинезии превышает уровень контроля в два раза.

      С 20-х по 30-е сутки гипокинезии  наблюдается стабилизация белкового  состава внутренних органов. В клетках  печени и кардиомиоцитах количество белка начинает расти, но в последующие  дни – от 30-го до 60-го — уровень его остается стабильным.

      Возвращение в условия нормальной жизнедеятельности  после гипокинезии приводит к  активизации биосинтеза нуклеиновых  кислот и белка. В тимусе уже к  десятым суткам восстановительного периода их содержание достигает уровня контрольных животных. В скорости восстановительных процессов проявляется одна из закономерностей биологического развития: низкодифференцированные структуры восстанавливаются быстрее, чем высокодифференцированные. К концу 30-го дня восстановительного периода подопытные животные практически не отличались от контрольных. Этот факт убедительно свидетельствует о том, что гипокинезия не вызывает необратимых изменений в генетическом аппарате клетки.

2.4. Потребление кислорода  как биохимический  критерий гиподинамии

      Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что приводит к отрицательным  изменениям в деятельности различных  систем организма. Особенно большие  изменения в условиях дефицита движений происходят в сердечно-сосудистой и дыхательной системах.

      Определив уровень потребления кислорода, можно оценить функциональные возможности  кардиореспираторной системы современных  школьников.

      Гиподинамия отрицательно влияет как на взрослых, так и на детей и подростков. Систематическое обследование детей школьного возраста позволило у трети из них обнаружить патологию сердечно-сосудистой системы. Это указывает на необходимость принятия срочных мер, направленных на усиление двигательной активности растущего организма.

      Сегодня, изучив предельные возможности систем дыхания и кровообращения у человека, можно определить максимальное потребление  кислорода (МПК). По мнению Всемирной  организации здравоохранения, МПК  — один из наиболее информативных  показателей функционального состояния кардиореспираторной системы. А так как системы кровообращения и дыхания – ведущие в процессах аэробного энергообеспечения, то по их показателям судят также о физической работоспособности организма в целом.

      Обычно  МПК определяют в лабораторных условиях. Каждый испытуемый в течение 6-8 мин на велоэргометре выполняет предельную трехступенчатую работу нарастающей мощности. На последней минуте, когда частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 180-200 уд/мин, выдыхаемый воздух забирают в так называемые мешки Дугласа, анализируют его и после определения минутного объема дыхания рассчитывают максимальное потребление кислорода. Полученную величину делят на массу тела (кг) – это и есть показатель максимального потребления кислорода (МПК/кг), который объективно отражает работоспособность человека.

      На  основании экспериментального материала, опубликованного в специальной  литературе, можно оценить работоспособность  школьников обоего пола, исходя из относительных  величин МПК (см. Приложение 2, табл.2).

      Изучив  функциональные возможности кардиорееппраторной  системы, мы получили доказательства, что у современных школьников постепенно снижаются относительные  величины МПК, а, следовательно, ухудшается физическая работоспособности. Оказалось, что функциональные возможности кардиореспираторной системы современных школьников ниже, чем их сверстников и 1950-1970-х годах. Особенно заметны сдвиги у девочек, у которых отмечено снижение с возрастом исследуемого показателя. В возрасте 9-10 лет физическая работоспособность школьниц оценивалась как удовлетворительная (37,8 мл/кг), а в 15-16 лет – неудовлетворительная (29,9 мл/кг). Ухудшение функциональных возможностей систем кровообращения и дыхания сопровождалось постепенным увеличением с возрастом жировой ткани (в организме девочек в возрасте 9-10 лет содержание жира составляло свыше 24% от всей массы тела, в 13-14 – свыше 25%, а в 15-16 лет – около 29%).

      Снижение  функциональных возможностей кардиореспираторной  системы современных школьников в основном связано с гиподинамией. Обнаружено, что с возрастом двигательная активность (ДА) имеет тенденцию к снижению, особенно четко выраженную у девушек. Отмечено, что среди детей всех возрастов есть подвижные дети, с высоким уровнем ДА, выполняющие в день 18 тыс. шагов, и малоподвижные, с низким уровнем двигательной активности, совершающие менее 11 тыс. шагов.

      В результате определения МПК/кг у  детей с разным уровнем ДА выявлено четкое изменение этого показателя в зависимости от физической активности детей. Школьники, выполняющие от 12 до 18 тыс. шагов в день, имели достоверно большие величины МПК/кг, чем их малоподвижные ровесники. Эта разница в активности свидетельствует о том, что выполнение в день менее 12 тыс. шагов приводит к развитию гиподинамии. Об этом говорят результаты обследования школьников обычной и школы полного дня, которая отличалась не только организацией учебного процесса, но и двигательным режимом дня. В школе полного дня между уроками практиковалась так называемая «динамическая пауза» и во второй половине дня – спортивный час. Во всех возрастных группах обеих школ с 9 до 16 лет отмечены достоверные различия в относительных показателях МПК/кг.

      Методом непрямой калориметрии мы оцепили энергетическую стоимость 11 тыс. шагов. Оказалось, что  мальчики 7-9 лет на 1 тыс. шагов тратили 21 ккал, а 14-16 лет – 42 ккал; девочки 7 лет-9 19 ккал, а 14-16 лет – 35 ккал. Повышение с возрастом энергозатрат связано не только с тем, что у школьников старших классов шаг становится шире и размашистее, по и г тем, что большая энергостоимость связана с неодинаковым процентным содержанием скелетных мышц в организме детей и подростков. У ребенка в возрасте 10 лет из всей массы тела на скелетные мышцы приходится 20%, а у 14-летних – 26%.

      Исходя  из приведенных данных, нетрудно рассчитать, сколько энергии тратят школьники различного возраста и пола на 11 тыс. шагов. Если учесть, что мальчики в возрасте 10-16 лет расходуют в сутки 2200-2900 ккал, а девочки 2000-2700 ккал и что 25-30% этих энергозатрат должно приходиться на двигательную активность, то становится очевидным дефицит движении, который создается при выполнении 10-11 тыс. шагов, приводящий к значительному снижению аэробных возможностей организма. Следовательно, ДА и максимальное потребление кислорода находятся в прямой зависимости: чем выше число локомоций (ходьба), тем лучше функциональное состояние кардиореспираторпой системы.

Глава 3. Роль физической активности в сохранении здоровья

 

      Движение  было необходимым условием для выживания  организмов на протяжении длительной эволюции, приведшей к становлению человека. Добывание пищи, поиски условий комфорта, уход от опасности требовал большой мышечной активности. Она достигалась не только усиленной работой нервных центров, но и гуморальной регуляцией. Любое напряжение сопровождалось выделением большого количества адреналина, норадреналина и других гормонов, которые обеспечивали напряженную работу сердца, легких, печени и других органов, позволявших снабжать мышцы глюкозой, кислородом и другими необходимыми веществами, а также освобождать организм от шлаков.

      Сейчас, когда у людей сидячих профессий  и учащихся мышечная работа уменьшилась, нервные напряжения остались и даже усилились. При нервных нагрузках  по-прежнему выделяются в кровь гормоны, но они не разрушаются так быстро, как при усиленной мышечной работе. Избыток гормонов действует на нервную систему человека, лишает его сна, поддерживает его беспокойное состояние. Человек в своих мыслях все время возвращается к тревожным ситуациям, как бы проигрывает их в своем сознании, а это уже подходящая почва для неврозов и даже для телесных заболеваний: гипертонии, язвы желудка и пр. Спокойная мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение, так как при этом разрушаются гормоны, они перестают влиять на нервные центры, а усталость способствует быстрому наступлению сна. Вот почему физическая активность во многих случаях позволяет нам улучшить свое настроение, вернуть утраченное спокойствие.

Информация о работе Гипокинезия,гиподинамия и их влияние на организм человека