Гимнастическая терминология

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:06, реферат

Описание работы

Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям, поскольку трудно обучать им, не зная точного названия. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.

Содержание

Характеристика гимнастической терминологии - 3 -
Способы образования терминов, правила сокращений - 4 -
Правила и формы записи упражнений - 6 -
Список литературы - 9 -

Работа содержит 1 файл

Fiz-ra.docx

— 301.68 Кб (Скачать)

 Реферат на тему:

Гимнастическая  терминология

 



 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Нижегородский  государственный университет им. Н.И. Лобачевского

 

 



 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: 
студент 223(I) группы

Пижевская К. В.

Проверила:  
преподаватель физической культуры

Малышева Т.А.

 

 

 

 

 

г.Нижний Новгород

2013г.

 

Оглавление

 

Характеристика  гимнастической терминологии - 3 -

Способы образования  терминов, правила сокращений - 4 -

Правила и  формы записи упражнений - 6 -

Список литературы - 9 -

 

 

 

 

Характеристика гимнастической терминологии

 

В физическом воспитании терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание гимнастических упражнений при издании литературы по гимнастике.

Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям, поскольку  трудно обучать им, не зная точного  названия. Краткие слова-термины  оказывают существенное влияние  на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке  на выполнение упражнений, делают учебный  процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия. "Как и в других "областях, гимнастическая терминология совершенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в практической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.

Гимнастическая  терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнении. (А. М. Шмелин).

Гимнастическая  терминология  - это система терминов для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, а также правила образования и применения терминов. ( Н. К. Меньшиков).   

Терминология как раздел лексики тесно связана с содержанием данной науки, ее теорией и практикой.

Наша отечественная гимнастическая терминология,  введенная в действие с 1938 г., была построена на основе словарного фонда русского литературного языка. Поэтому она значительно понятнее и доступнее для различных контингентов занимающихся.

В новой терминологии авторы установили такую систему построения терминов, которая позволила бы ограничиться лишь указанием на наиболее характерные  особенности каждого движения и  в то же время точно и кратко определить его.

Развитие советской гимнастики, новые успехи теории и практики требуют дальнейшего совершенствования гимнастической терминологии. Этому были посвящены Всесоюзная дискуссия 1957 г. всесоюзные конференции по гимнастике 1962, 1963 гг.

Большой вклад в развитие гимнастической терминологии, внесли преподаватели кафедр гимнастики институтов физической культуры, особенна Московского, Ленинградского и Киевского. В результате поиска и обсуждений последние изменения и дополнения в действующую терминологию были внесены президиумом Федерации гимнастики СССР в 1965. г.

 

Требования предъявляемые к терминологии

К терминам предъявляются  определенные требования:

1. Доступность. Терминология  должна строиться на основе  словарного состава родного языка  и заимствованных из других  языков слов, а также из интернациональных  слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступной, а, следовательно, жизненной и устойчивой. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.

2. Точность. Термин должен  давать ясное представление о  сущности определяемого действия (упражнения) или понятия. 

3. Краткость. Наиболее  целесообразны краткие термины,  удобные для произношения.

Способы образования терминов, правила сокращений

 

Выделяют три  группы правил гимнастической терминологии: правила образования, правила применения и правила сокращения терминов (опускание отдельных из них).

Способы и правила  образования терминов

Образование терминов происходит следующими способами:

а) переосмысление, б) использование  корней слов, в) присвоение имени, г) словосложение.

Кроме образования новых  используются термины, заимствованные из смежных областей деятельности и из прежних терминологических систем. Например, в гимнастике официально употребляются такие цирковые термины, как рондат, курбет, мост, твист.

Переосмысление, или придание нового значения уже существующим словам,— наиболее распространенный способ образования терминов. Например: шпагат, вход, выход, переход, круг.

Использование корней слов родного языка — способ, применявшийся при создании гимнастической терминологии. Корнями слов являются термины: мах, сед, вис, хват, кач, шаг, бег. На основе этих и других корней слов образуются производные термины, например: замах, присед, спад, подъем, раскачивание, перехват, шагом, углом и т. д.

Присвоение имени  первого исполнителя. Как правило, новые сложные элементы поначалу имеют сложное терминологическое описание. Использование имени известного спортсмена делает удобным частое употребление данного нового термина. Например, термин «диомидовский» означает: махом вперед поворот на одной руке на 360° в стойку.

Словосложение — способ, при котором из двух слов образуется сложное или составное слово — термин. Например: (сальто) сгибаясь-разгибаясь, разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки). Чаще всего гимнастические упражнения обозначаются е помощью двух и большего числа терминов, т. е. образуются путем составления из нескольких однословных терминов.

Термины, обозначающие статические положения, образуются, как правило, с учетом условий опоры (упор на предплечьях, стойка на руках, сед на пятках и т, п.) и взаимного расположения звеньев тела (упор углом, вис, согнувшись и т. п.).

Движения или положения  тела в полете, например: прыжок ноги врозь, соскок углом, переворот назад, подъем махом вперед, подъем разгибом.

Правила применения терминов

Гимнастическую терминологию применяют с учетом квалификации занимающихся. При проведении занятий оздоровительными или прикладными видами гимнастики используются лишь основные термины общеразвивающих упражнений с добавлением слов разговорного и литературного языка. Например, говорят: стоя ноги врозь (вместо «стойка ноги врозь»), положение сидя (вместо «сед»). На занятиях с детьми используются яркие образные наименования, например «как самолет», «как зайчики». В процессе обучения педагог знакомит учащихся с терминологией, постепенно заменяя прежние образные выражения терминами.

Термины, обозначающие гимнастические упражнения, разделяются на две основные группы: обобщающие и конкретные термины.

Обобщающие термины используются для обозначения общих понятий, групп и типов упражнений, например: элемент, соединение, вольные упражнения, разноименные круги. Конкретные термины определяют признаки конкретных упражнений. В свою очередь, они подразделяются на основные и дополнительные.

Основные термины определяют главные смысловые признаки упражнения, принадлежность его к той или иной группе упражнений, например: подъем, спад, переворот, оборот, круг, мах.

Конкретные элементы описываются  сочетанием основного и дополнительного терминов. Однако некоторые основные термины: упор, вис, мост, шпагат, присед, полуприсед — сами по себе описывают конкретные элементы.

Дополнительные  термины дают уточняющую информацию, указывая направление движения, способ выполнения, условия опоры, характер исполнения, некоторые количественные характеристики. Например: вперед, боком; переворотом, разгибом, махом; на предплечьях, на лопатках, на животе; медленный (переворот), расслабленно; двойное, с поворотом на 540°.

Некоторые термины могут  быть как основными, так и дополнительными, например: мах — махом, стойка — стоя, присед — присев, круг — круговой, оборот — оборотом, переворот — переворотом.

 

Правила сокращений (опускание отдельных обозначений)

В гимнастике для краткости  принято не указывать целый ряд  общепринятых положений, движений или  их деталей. Например, опускаются слова:

- «спереди», «вперед»  — при указании направления  движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем  (например, дугами вперед);

- указание положения рук,  ног, носков, ладоней, если оно  соответствует установленному стилю;

- «туловище» — при  наклонах

- «нога» — при перемахах, выставлениях ее на носок;

- «поднять», «опустить»  — при движении руками или  ногами;

- «продольно», «поперек»  — в обычных положениях, наиболее  свойственных тому или иному  снаряду;

- «хват сверху», как  наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри);

- «соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это  очевидно;

- «прогнувшись», если  техника выполнения предопределяет  это положение. Например, на брусьях:  подъем махом вперед — махом  назад соскок;

- «ладони внутрь» —  в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

- «ладони книзу» —  в положении руки в стороны  или влево (вправо);

- «дугами вперед», если  руки поднимаются или опускаются  движением вперед.

Исходное положение (и. п.) указывается только в начале упражнения.

Путь конечностей и  тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила и формы записи упражнений

 

Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания.

В зависимости от цели применяют ту или иную форму записи:

- обобщенную, конкретную, сокращенную, графическую или их сочетания.

Терминологическая запись гимнастических упражнений осуществляется по правилам, изложенным выше, и установленным формам.

К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Рассмотрим эти правила.

 

Запись общеразвивающих  упражнений. При записи отдельного движения надо указывать:

1. Исходное положение  (и. п.), из которого   начинается  движение.

2. Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и  и др.).

3. Направление (вправо, назад  и т. п.).

4. Конечное положение  (если необходимо),

Например:

 и. п. — стойка  ноги врозь, руки к плечам.

1 - Сгибая правую, наклон влево, руки вверх.

2 -  И. п.

Если движение сочетается с другим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».

Например:

и. п. — стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 - Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны и поворот налево. В этом случае поворот выполняется в конце наклона (как бы акцентируя его).

Если же движение совмещается (в данном примере наклон и поворот  выполняются одновременно), то следует  применять предлог «с».

Когда движение выполняется  не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи.

 Например:

руки плавно вперед, кисти  расслаблены и т. д.

 

Запись вольных  упражнений. Вольные упражнения записываются в определенной последовательности:

1. Название упражнения (для  кого предназначается).

2. Музыкальное сопровождение.  Указываются   произведение, размер.

3. Исходное положение.

4.Содержание упражнения  записывается в соответствии  со структурой музыкального произведения, например по восьмеркам. При записи  обязательного упражнения (для соревнований) справа от текста указывается  относительная трудность элементов  и соединений (баллы или группы трудности).

Информация о работе Гимнастическая терминология