Гигиена и закаливание

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:16, реферат

Описание работы

Важную роль закаливание играет в профилактике простудных заболеваний. Эти болезни имеют широкое распространение, и их удельный вес в общей заболеваемости составляет 20-40%. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их возникновение. Вместе с этим закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует обмен веществ.

Содержание

Введение
Гигиенические основы закаливания
Закаливание воздухом
Закаливание водой
Закаливание солнцем
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Гигиена и закаливание.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Иногда рекомендуют  вначале воздушные полуванны, а  затем полные ванны при обычной  комнатной температуре (20-22 °С), обычно по 10 минут. Каждый день процедура увеличивается на 5 минут и доводится до 35-40 минут. 

После соответствующей  предварительной подготовки можно  перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать  в местах, защищенных от прямых солнечных  лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температуры воздуха, т. е. 20-22 °С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут. Очень холодные ванны могут принимать только хорошо закаленные люди. Их продолжительность не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10 минут. 

Прием воздушных  ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5-2 часа после  еды, и заканчивать закаливания  за 30 минут до приема пищи. Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха. 
 

Закаливание водой 

«В холодной воде - исцеление, предупреждение заболеваний, она укрепляет тело и сохраняет бодрость духа». 

А. Цельс 

Высокая эффективность  воздействия воды на организм объясняется  тем, что ее теплоемкость в 28 раз  выше, чем теплоемкость воздуха. Так, воздух при температуре 13° С воспринимается как прохладный, в то же время вода той же температуры кажется холодной. При одной и той температуре воздуха и воды организм теряет в воде почти в 30 раз больше тепла. Именно по этой причине вода рассматривается как весьма сильное закаливающее природное средство. 

У водных процедур есть еще одна особенность. Они, как  правило, оказывают на человека и  механическое воздействие. Более сильное  действие по сравнению с воздухом вода оказывает и за счет растворенных в ней минеральных солей, газов  и жидкостей. Кстати, с целью усиления раздражающего действия воды иногда к ней прибавляют 2-3 столовые ложки поваренной соли либо 3-4 ложки столового уксуса. 

Основное же преимущество воды как средства закаливания  заключается в температурном  факторе. Водные процедуры по своей  температуре подразделяют на горячие - выше 40 °С, теплые – 36 - 40 °С, безразличные – 34 - 35 °С, прохладные – 20 - 33 °С и холодные - ниже 20 °С. Деление такого рода учитывается при проведении закаливания. Умело варьируя температурой воды, можно легко соблюдать точность дозировки сеансов закаливания. 

Каждый, в зависимости  от состояния, степени закаленности, других условий может к тому же выбрать подходящий для себя способ процедур.

Воздействие некоторых  из них не слишком велико (например, обтирания мокрым полотенцем). Сила же воздействия других, скажем, душа, купания, - достаточно велика. 

Закаливание водой  начинают с мягких процедур - обтирания, обливания, затем переходят к  более энергичным - душ, купание и  т. д. 

Систематическое применение водных процедур - надежное профилактическое средство против случайных охлаждений тела. Не зря бытует поговорка: Кто с водой холодной дружит, тот насморка не боится. Водные процедуры, многогранно воздействуя на организм, улучшают терморегуляцию, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы. 

Обтирание - начальный этап закаливания водой. В течение нескольких дней производят обтирание полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Сначала эту процедуру делают лишь по пояс, а затем переходят к обтиранию всего тела. Обтирание осуществляется последовательно, начиная с верхней половины туловища: обтерев водой шею, грудь, руки и спину, вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. После этого так же обтирают нижние конечности. Вся процедура, включая и растирание тела, не должна превышать 5 минут. 

Обливание - следующий этап закаливания водой. При этой процедуре к действию на организм низкой температуры воды присоединяется небольшое давление струю воды. При обливаниях вода выливается из какого-либо сосуда или шланга. Для первых обливаний применяется вода с температурой около +30°, в дальнейшем температура снижается до +15° С и ниже. После обливания производится энергичное растирание тела полотенцем. Длительность всей процедуры - 3-4 минуты. 

Душ - ещё более эффективная водная процедура. В начале закаливания вода в душе должна быть +30...+35° С, а продолжительность процедуры - не более одной минуты. Затем температура воды постепенно снижается, а время приёма душа увеличивается до 2 минут. Процедура должна обязательно заканчиваться энергичным растиранием тела полотенцем. Как правило, после приёма душа появляется бодрое и хорошее настроение. 

Купание в открытых водоёмах - один из наиболее эффективных способов закаливания. При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно, когда температура воды достигает +18...+20° С. Начинающие не должны купаться при температуре воздуха ниже +14...+15° С и температуре воды 11-13° С. Желательно купаться в утренние и вечерние часы, первое время 1 раз в день, а затем 2-3 раза в день, соблюдая при этом промежуток между купаниями в 3-4 часа. 

Растирание  снегом и купание  в ледяной воде ("моржевание") являются исключительно сильнодействующими закаливающими процедурами. Они предъявляют чрезвычайно высокие требования к организму человека. Поэтому их могут применять с разрешения врача только люди с отличным здоровьем и после многолетнего систематического закаливания. Однако следует подчеркнуть, что эти процедуры не являются необходимыми, ибо высокого уровня закаливания можно добиться путём ежедневного применения обычных закаливающих средств. 

Для закаливания  наряду с общими рекомендуется применять  и местные водные процедуры. Наиболее распространённая из них - обмывание стоп и полоскание горла холодной водой. Эти процедуры играют важную роль в повышении устойчивости организма к простудным заболеваниям, ибо при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения места организма. 

Обмывание стоп проводится в течение всего года ежедневно перед сном. Начинают обмывание с температуры воды +26...+28° С, а затем доводят до температуры +12...+15° С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. 

Полоскание горла  нужно проводить каждый день утром и вечером. Начальная температура воды должна быть +23...+25° С, постепенно через неделю она снижается на 1-2° и доводится до +5...+10° С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Закаливание солнцем 

Солнце есть основной источник энергии для всех процессов, происходящих на Земле, все живое существует за счет солнечной энергии. Люди с незапамятных времен знали, что солнечный свет обладает целительными и закаливающими свойствами; это использовали с целью укрепления организма 

Солнечный свет обладает целебной силой, потому что  ультрафиолетовые лучи, воздействуя на нервно-рецепторный аппарат кожи, вызывают в организме сложные химические превращения. Под влиянием облучения повышается тонус центральной нервной системы, улучшается обмен веществ и состав крови, активизируется деятельность желез внутренней секреции. Все это благотворно сказывается на общем состоянии человека. Кроме того, как уже говорилось, солнечный свет оказывает губительное действие на болезнетворные микробы. Солнечное излучение является постоянно действующим фактором внешней среды и тесно связано с основными функциями жизнедеятельности человеческого организма. 

Считается, что  необходимо ежедневно хотя бы подставлять  лицо солнцу. При закаливании солнечными лучами надо следить за тем, чтобы  нагрузка нарастала постепенно. Начинают прием солнечных ванн при отраженной солнечной радиации, затем постепенно переходят к ваннам рассеянного света и, наконец, используют прямую солнечную радиацию. Такая последовательность особенно необходима детям и лицам, плохо переносящим солнце. Солнечные ванны лучше принимать утром, когда земля и воздух менее нагреты и жара переносится значительно легче. В середине дня солнечные лучи падают более отвесно и, естественно, опасность перегревания организма увеличивается. 

Однако нельзя забывать, что положительное действие солнечных лучей на организм проявляется только при определенных дозах солнечной радиации. Передозировка может нанести непоправимый вред: вызвать серьезные расстройства нервной, сердечно-сосудистой и других жизненно важных систем организма. Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Особенностью  использования естественных средств  природы в физическом воспитании школьников является включение в его содержание спортивных упражнений с элементами спортивных игр (ходьба на лыжах, катание на коньках, на велосипеде, плавание, элементы игр в бадминтон, настольный теннис и др.).

В осенний период основное внимание уделяется упражнениям в ходьбе и беге, в прыжках со скакалкой, в длину, в высоту, с места, в метании предметов.

В зимний период рекомендуется ходьба на лыжах, катание  на санках, коньках, бег. В зимний период дыхательные упражнения на воздухе  не проводятся. Летом закрепляют и совершенствуют основные движения и упражнения, особенно плавание. Рекомендуются занятия в лесу, парке.

Закаливание может  быть поистине неисчерпаемым источником преумножения здоровья детей с самого раннего возраста. Благодаря использованию  естественных сил природы достигаются: 

  • улучшения здоровья и повышения запаса жизненных  сил;
 
  • оптимизм;
 
  • стремление  к целенаправленной созидательной  деятельности;
 
  • живость ума  и улучшение памяти;
 
  • творческая  настроенность, влечение к занятиям спортом, подвижным играм, туризму, желание приобщиться к красоте природы и искусству;
 
  • морально-волевая  устойчивость против соблазнов, ведущих  к вредным пристрастиям;
 
  • радость общения  с людьми.
 

Необходимо научить  школьников сознательно управлять  функциями собственного организма, повышать резервы здоровья, необходимые для самовыражения в созидательной деятельности. Без сознательного, деятельного стремления каждого к укреплению и развитию своего здоровья эффективность усилий педагогов и органов здравоохранения в этом направлении будет невелика.

Используя естественные силы природы как сопутствующие  факторы, создающие наиболее благоприятные  условия для занятий физическими  упражнениями, которые дополняют  и усиливают эффективность воздействия  движений на организм человека, необходимо следить за влиянием на организм этих факторов, изучать функциональные возможности организма. Для этого с первого дня занятий школьники должны вести спортивный дневник. Для последующего анализа и наглядности следует в блокноте отвести для каждого дня одну страничку. Если гимнастика или воздушно-водные процедуры в какой-то день не состоялись, чистая страничка будет напоминать об этом. Заполняется дневник вечером. Если закаливающих процедур или прогулок на свежем воздухе не было - указывается причина. Во время болезней и при травмах записи продолжаются, указываются диагноз врача, средство лечения, ежедневная температура и свои ощущения. Ведение дневника поможет эффективнее лечиться и уточнить, как идет восстановление после болезни, а также сравнить состояние своего здоровья и ощущения с периодом, когда закаливанию не уделялось достаточного внимания. 

Список  использованной литературы 

  1. Ю. Артюхова «Как закалить свой организм» Изд. «Харвест»  Минск 1999.
  2. Е.Г. Мильнер «Формула жизни» Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1991.
  3. Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье, Москва, 1991.

Информация о работе Гигиена и закаливание